Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема. Самостоятельная работа учащихся с учебником по биологи



2015-11-18 1914 Обсуждений (0)
Тема. Самостоятельная работа учащихся с учебником по биологи 0.00 из 5.00 0 оценок




Умения, которые необходимо сформировать. Разрабатывать задания к тексту учебника, иллюстраций, аппарата ориентировки.

И. Краткое пояснение

Самостоятельная работа - такая активная познавательная деятельность всех учащихся класса, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально отведенное для этого время; при этом результаты самостоятельных умственных и физических действий школьников выражаются внешне контролирующими учителем формами (рисунком, моделью, таблицей и т.п.).

Современная школа должна готовить учащихся к самообразованию, формировать у них постоянную потребность в пополнении, углублении и обновлении знаний, их активном использовании в учебной и трудовой практике, в повседневной жизни. Реализация этой задачи определенным образом связана с умением работать с учебной книгой, учебником: умением читать, понимать прочитанное, находить в учебнике необходимый материал, анализировать его, сравнивать и т. п.

Работа с учебником по биологии очень разнообразна, но по степени познавательной активности учащихся можно выделить следующие три вида: 1) работа по предварительным ознакомлением с материалом, который изучается; 2) работа тренировочного характера; 3) творческая работа на протяжении использования учебника и научно-популярной литературы.

Согласно структурными элементами учебника выделяют следующие группы приемов работы: 1) с текстом учебника; 2) с аппаратом ориентировки; 3) с иллюстрациями учебника.

1. Приемы работы с текстом - перевод (короткий и близкий к тексту); сопоставление новых знаний с приобретенными; выделение непонятных мест в тексте; постановка вопросов к тексту и ответы на них; выделение существенного (главные мысли); сочетание главных мыслей в логическую схему (составление плана); тезування, конспектирование, самопроверка, составление схем, таблиц на основе прочитанного материала, нахождение в прочитанном причинно-следственной связи; сравнения, обобщения, выводы, распределение материала (определе-ния, что в тексте прочитать, запомнить, что выписать, что заучить и т.д.).

2. Приемы работы с аппаратом ориентировки - определение содержания раздела, нахождение с помощью содержания нужного материала темы с помощью содержания, вопросов, задач с помощью символов, определение главных мыслей с помощью шрифтовых выделений и др.

3. Прием работы с иллюстрациями - определение признаков предмета, объекта за рисунком, фотографией, выделение главных и второстепенных признаков за рисунком, фотографией, репродукцией; сравнения объектов, предметов по рисунку; характеристика условий окружающей среды, в котором находится объект, по рисунку и т.д.

Для того, чтобы ученики овладели всем разнообразием приемов работы с учебником и могли ими пользоваться самостоятельно, учитель должен учебную деятельность начинать на уроках. Обучение учащихся приемам самостоятельной работы с учебником можно осуществлять на любом этапе урока, но лучше всего - во время изучения нового материала и его закрепления.

II. Задания для самостоятельной работы

Пользуясь кратким объяснением, подготовьте ответы на вопросы и выполните задания.

1. Какие основные признаки самостоятельной работы учащихся?

2. Какие виды работы с учебником можно выделить? Дайте им краткую характеристику.

3. В чем отличие работы с учебником по предварительным ознакомлением с материалом от работ тренировочного характера?

4. На какие группы можно разделить приемы работы с учебником?

5. Могут ли приемы работы с аппаратом ориентировки учебника по биологии влиять на развитие мыслительной деятельности учащихся?

6. Разработайте 2-3 задания к учебникам «Биология» (6-7 и 8 - 9 классы): 1) работа с текстом (на примере любой темы); 2) работа с иллюстрациями (на примере любой темы); 3) работа с аппаратом ориентировки (студентов разделяют на две группы, каждая группа работает с одним учебником, но каждый студент выполняет задание индивидуально). •

7. Какие приемы умственной деятельности учащихся заложены для выполнения разработанных вами задач?

III. Внеаудиторная работа

1. Сформулируйте 2-3 задания для работы с учебником по предварительным ознакомлением с материалом (на примере любого учебника по биологии и любой темы).

2. Разработайте 2-3 задания для работы с учебником тренировочного характера (на примере любого учебника и любой темы).

3. Определите приемы умственной деятельности учащихся, которые лежат в основе выполнения разработанных вами задач.

4. Изучите краткое пояснение к занятию 4.

IV. Литература: 26, 45, 52, 53.

 

ЗАНЯТИЕ №3

Тема. Планирование работы учителя. Значение школьной программы в планировании. Методика составления конспекта урока.

Умения, которые необходимо сформировать. Составление плана, конспекта урока, использование программы в планировании.

И. Краткое пояснение

Обучение учащихся биологии масс осуществляться систематически, последовательно, с учетом требований программы по биологии, в соответствии с количеством часов, определенных учебным планом школы. Планы работы учителя биологии могут отражать учебно-воспитательный процесс, систему внеклассной работы и работы кабинета. .

Для организации учебно-воспитательного процесса учитель должен уметь составлять планы: перспективный (годовой), тематический, план-конспект урока,

Перспективный (годовой) план воспроизводит изучения раздела биологии по темам. Он позволяет определить место темы в разделе по сезонам года, спланировать экскурсии, систему повторения, провести подготовительную работу к этой теме в связи с обеспечением ее средствами обучения. Перспективный план нужен каждому учителю-новичку для самоконтроля в сроках прохождения материала, использование обязательных форм обучения, организации систематического внутрипредметного и межпредметного повторения. Он может складываться по схеме (табл. 3).

Таблица С

Схема перспективного плана

Название темы Внеурочная работа

Количество часов Срок проведения Повторения материала

внутрипредметные Повторение материала

межпредметные Экскурсия Внеклассное занятие

Тематический план позволяет видеть место каждого урока в системе уроков темы, определять значение каждого шага в процессе формирования умений на основе знаний, отражает систему изучения школьников приемов и методов самостоятельной учебной деятельности, дает возможность учителю своевременно подготовить необходимые средства обучения к каждому уроку. Тематический план составляется по соответствующей схеме, о которой пойдет речь на следующих занятиях. План урока определяет систему понятий, изучаемых на каждый урок, формирования общеучебных и специальных умений в соответствии с содержанием, отражает решения комплекса воспитательных задач, развитие личных качеств учащихся.

Учитель раскрывает в плане все структурные элементы урока, тщательно продумывает каждый этап, определяет методы и средства представления материала.

План урока может содержать следующие основные структурные элементы и составляется по схеме:

Тема урока.

Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

Методы и методические приемы.

Оборудование.

Последовательность проведения урока

1. Организация класса.

2. Проверка знаний, умений, навыков.

3. Изучение нового материала: а) актуализация опорных знаний (понятий); б) обоснование нового материала, сообщение темы; в) постановка познавательных задач; г) аргументация видов деятельности учащихся; г) последовательность изучения нового материала; д) обобщение и систематизация новых знаний.

4. Дифференциация домашнего задания.

5. Итог урока.

Тему урока следует писать конкретно и коротко. Во время планирования учебно-развивающих и воспитательных задач каждого конкретного урока надо руководствоваться тематическим планом, в котором они воспроизведены. Конкретизация этих задач должна быть связана с формированием и развитием системы понятий, которые изучаются. Во время изучения типа урока следует руководствоваться дидактическими задачами, которые учитель предлагает на урок.

Во время составления плана урока следует помнить, что его структурные элементы - динамические, поэтому зависят от типа урока и его содержания. Например, на следующих уроках необязательный такой элемент, как проверка знаний, умений, навыков. На уроках, которые раскрывают содержание темы, имеют место все его этапы, однако в том случае, когда содержание нового материала сложный и большой по объему, учитель может разделить его на логические части и, объяснив каждую такую часть, сразу же предложить учащимся вопросы, позволяющие определить, как они поняли материал. В таких случаях закрепления полученных знаний проводится параллельно с изучением нового материала. На обобщающих уроках чаще всего отсутствует изучения нового материала. Итак, прежде чем приступить к составлению плана урока, нужно определить его тип.

Учителю, начинающему надо уметь разрабатывать конспект урока. Он пишется по той же схеме, что и план, но в нем подробно освещается каждый структурный элемент урока, вопросы и задания для учащихся с их возможными ответами и стенографической описанием всех объяснений учителя.

II. Задания для самостоятельной работы

1. Пользуясь кратким объяснением представленной инструкции, подготовьте ответы на следующие вопросы: Что такое перспективный план и зачем он нужен учителю? По какой схеме можно составить перспективный план? Можно предусмотреть другую схему этого плана? Если да, то какую? Может ли учитель разработать перспективный план, не пользуясь школьной программой? По какой схеме составляется план урока? Может ли учитель разработать конспект урока, не пользуясь школьной программой? Ответы обоснуйте.

2. Составьте план урока на тему: «Биология - наука о живой природе. Растительный мир. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека» (тему урока предложен как один из возможных вариантов): а) пользуясь школьной программой и учебником «Биология» (6 класс), выделите основные понятия урока; б) ориентируясь на понятия урока, сформулируйте его образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Тип данного урока в разделе «Растения...» - вступительный. Ориентируясь на тип урока, его значение в учебно-воспитательном процессе по биологии, в нем можно выделить следующие структурные элементы:

Вступление к предмету. Задачи изучения предмета. Биология как наука, ее задачи и значение в практической деятельности человека. Зачем ученикам надо изучать основы биологии? Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие. Ботаника - наука о растениях. Роль растений в природе, их значение в жизни человека, народном хозяйстве. Охрана растений.

Знакомство с учебником «Биология». Как надо пользоваться учебником.

Домашнее задание. Пользуясь содержанием § 1 учебника «Биология», определить методы ведения каждого структурного элемента урока. Пользуясь школьной программой и содержанием § 1 учебника, определите средства наглядности на уроке.

III. Внеаудиторная работа

1. Пользуясь учебником «Биология» и «Книгой для чтения по ботанике» (Сост. Д. И. Трайтак. - М.: Просвещение, 1985), разработайте конспект урока на тему: «Биология - наука о живой природе. Растительный мир. Значение растений в природе, народном хозяйстве, жизни человека».

2. Изучите краткое пояснение к занятию 5.

IV. Литература: 3, 22, 26.

 

ЗАНЯТИЕ №4



2015-11-18 1914 Обсуждений (0)
Тема. Самостоятельная работа учащихся с учебником по биологи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема. Самостоятельная работа учащихся с учебником по биологи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1914)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)