Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешняя среда управления



2015-11-18 3707 Обсуждений (0)
Внешняя среда управления 4.67 из 5.00 3 оценки




Среда управления

Среда управления, внешняя среда управления, внутренняя среда управления, миссия организации

 

Среда управления относится к основным понятиям теории управления, поскольку анализ функционирования любой системы невозможен без учета различных, влияющих на нее, факторов. Среди факторов, оказывающих влияние на организацию процесса управление, можно выделить относительно управляемые и неуправляемые. К управляемым факторам можно отнести те, которые возникают во внутренней среде организации, поскольку они зависят от деятельности руководителя и могут изменяться по его желанию, а к менее управляемым, на которые руководитель не имеет влияния, факторы внешней среды.

 


Понятие среды управления

Любая система в процессе жизнедеятельности взаимодействует с внешней средой, с той, в которой она функционирует, в то время как внутренние


компоненты этой системы оказывают друг на друга взаимное воздействие. Внешнюю среду принято называть средой обитания – необходимыми и достаточными социальными условиями для жизнедеятельности организации. Внутреннюю можно рассматривать как среду состояния – совокупность переменных внутри системы, определяющих ее эффективность. Внешняя среда – среда обитания, внутренняя среда – среда состояния. Каждая из них необходима, но недостаточна для существования системы. Система в процессе своей жизнедеятельности взаимодействует со средой (внешней), в которой обитает, в то время как внутренние компоненты системы взаимодействуют между собой (с внутренней средой, поскольку непосредственно входят в ее структуру).

Если рассматривать внешнюю по отношению к системе среду как совокупность условий, в которых эта система существует, то она не может считаться средой управления, поскольку ее воздействие на систему нецеленаправленное и ситуационное. О среде управления можно говорить в том случае, если эта среда оказывает на систему целенаправленное (управляющее) воздействие, которое может менять существующие условия и, как следствие, порядок её деятельности.

Т. о., среда управления – этосовокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на состояние системы.


Внешняя среда управления

Любая организация как элемент общественных отношений находится под воздействие среды, в которой она функционирует. Внешняя среда –это


совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность ее деятельности.

В целом, внешняя среда управления характеризуется сложностью, подвижностью, многокомпонентностью. В современных условиях основной характеристикой внешней среды является глобализация – комплекс взаимодействия между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, формирующими единое общемировое пространство и объединяющего разных субъектов в общемировые процессы. Происходит расширение потоков товаров и технологий, усиливается влияние международных институтов гражданского общества, политика разных стран направлена на сотрудничество в сфере использования ресурсов и т.д.

Во внешней среде управления традиционно выделяют макросреду (макроуровень) и микросреду(микроуровень). Макросреда включает в себя состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы, политическую обстановку. Она едина для всех субъектов управления в данном регионе, стране, для конкретных организаций, товаров или услуг. Микроуровень включает в себя те элементы, непосредственное взаимодействие которых с организацией оказывает на нее воздействие (ресурсы, потребители, конкуренты, социальные группы и организации).

В качестве ресурсов выступают капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы.Оценивая управление с точки зрения социологического подхода, необходимо особо обратить внимание на трудовые ресурсы как основу успешной деятельности любой организации. Источником трудовых ресурсов как важнейшего фактора внешней среды, от которого зависит успех деятельности организации, является рынок труда. При освоении трудовых ресурсов важным является подбор и обучение специалистов в новых об­ластях деятельности, связанных с внедрением последних дости­жений науки, техники и технологий, в том числе специалистов по рекламе, связям с общественностью, что является неотъемлемой частью организации социального управления. Нельзя обходить вниманием и квалификацию специалистов в области управления. Грамотный руководитель разного уровня управления – это залог успеха деятельности организации.

Качественное сырье, требуемые объемы и гибкая система поставки и сбыта – залог успешной деятельности организации. Важнейшим направлением работы с ресурсами является проведение расчетов по их оптимальному распределе­нию с целью получения максимальной прибыли.

В качестве потребителей продукции организации выступают как индивиды, нуждающиеся в удовлетворении своих потребно­стей, так и предприятия, чьи потребности связаны с осуществ­ляемой ею деятельности. Поскольку потребитель является центральной фигурой современных отношений, от изучения сознания потребителя во многом зависит благопо­лучие организации, уровень ее прибыли.

Конкурентную борьбу приходится также вести за капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы. Уро­вень конкуренции зависит от способности организации эффек­тивно соперничать с производителями аналогичной продукции путем более полного по сравнению с соперниками удовлетворе­ния потребностей покупателей, создания более благоприятных, чем у конкурентов, условий инвестирования, лучших условий труда и более высокой его оплаты.

Правовая среда как элемент микросреды организации характеризуется степенью благоприятствования федерального и муниципального законодательства,создание соответствующего нормативного обеспечения, равенством условий для деятельности организаций одной отрасли,возможностью быстрого и справедливого разрешения возникающих противоречий,долговременностью, стабильностью и определенностью правовых норм. Органы государственного и муниципального управления обеспечивают управление деятельностью различных организаций через обеспечение правопорядка, своевременное информирование организации о всех принимаемых властью решениях и новых нормативных актах, обеспечить быстрое рассмотрение и прохождение в орга­нах власти дел организаций и объективный подход к ним.

К факторам макросреды относятся политика, эко­номика, культура и социальные факторы, отношения с местными жителями, технический и технологический прогресс (новации).

Влияние политической среды организации проявляется как наличие стабильной политики, органов власти и законо­дательства, которое создает благоприятный фон для деятельности органи­зации, гражданских институтов демократического общества, способствует привлечению инвестиций; с политикой неразрывно связано формирование и функ­ционирование в органах законодательной власти групп влияния (лоббистов), которые могут представлять и отстаивать интересы организации.

Экономический подъем, спад, кризис оказывают глубо­кое влияние на организацию, но это влияние не однозначно: об­щий экономический спад может привести к подъему экономики организации и наоборот. От состояния экономики зависит покупательная способ­ность населения; состояние экономики во многом определяет стоимость используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, тру­довых ресурсов); с экономикой тесно связаны условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы.

Влияние экономики на организацию не всегда прямолиней­но. Так, в СССР при общей экономической деградации отдель­ные организации (например, в оборонной области) развивались весьма успешно.

Влияние культуры и факторов социальной жизни на органи­зацию связано с определенной системой ценностей общества, традициями, жизненными установками населения, стереотипа­ми поведения. Важное значение имеет учет организацией жизненных установок населения. Так, в ряде случаев в нашей стране скла­дываются установки на то, что взятки, обман, хамство являются нормальными и неизбежными спутниками в деятельности орга­низации. Но ведь есть и противоположные, положительные цен­ностные ориентации и установки. На деятельность организации не могут не влиять и сло­жившиеся в стране, регионе стереотипы поведения. Например, бытует отрицательное отношение к руководителям определен­ных возрастных групп (молодым, пожилым), к руководите­лям-женщинам и т. д.

Влияние культурных и социальных факторов на деятель­ность организации в большей мере, чем других, зависит от рабо­ты руководителя, от его управленческих и воспитательных уси­лий. В одной и той же культурной и социальной среде могут су­ществовать совершенно разные по качеству и эффективности результатов деятельности организации.

Сегодня, как никогда, для организации важно установить партнерские дружественные отношения с местным населением. Отсутствие таких отношений приводит к серьезным конфлик­там, противостоянию, лишает организацию условий для нор­мальной деятельности.

В основу налаживания хороших отношений с населением должны быть положены уже наработанные методы связей с об­щественностью (пиар), создание групп так называемых друзей фирмы, стимулирование создания благоприятного для организа­ции общественного климата, материальная помощь населению (особенно слабо защищенной его части) в решении жизненных задач, денежная компенсация населению за ущерб и неудобства, связанные с деятельностью организации.

Технический и технологический прогресс влияет на деятель­ность организации, увеличивая возможности производства су­ществующих товаров и услуг и создавая условия для появления новых, что повышает тем самым эффективность бизнеса. Вместе с тем технический и технологический прогресс резко сокращает сроки устаревания товаров на рынке, предъявляет повышенные требования к их новизне и качеству. Данный фактор влияния требует от организаций хорошо поставленной службы информа­ции, постоянного проведения разработок новых товаров и серви­са, быстрой реакции на самые последние достижения науки, тех­ники и технологии.

Весьма существенной частью внешней среды управления орга­низацией является международное окружение организации. К внешнему окружению организации и менеджмента можно отне­сти также соответствующую инфраструктуру и договорную среду.

«Значение факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений. Их влияние на организацию может проявлять- ся, во-первых, в виде возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации. Во-вторых, в виде угроз, характеризующих такие факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации. » — Бурганова Л.А., Социология управления. Учебник, стр.79

 




2015-11-18 3707 Обсуждений (0)
Внешняя среда управления 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Внешняя среда управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3707)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)