Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЕРБАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 3 страница



2015-11-18 496 Обсуждений (0)
ВЕРБАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Итак, нельзя согласиться с тем. что термин «криминальная личность» является ошибочным и что не существует никаких личностных образований, отличающих антисоциальную личность от правопослушного гражданина. Нам определенно ясно представляется, что понятие «криминальная личность» — это не абстракция, а отражение объективно существующей реальности. Множество эксперименталь­ных исследований убедительно показывают различия между криминальной и не­криминальной личностью. Центральные, определяющие различия лежат в сфере отношений личности к действительности, в системе ее социальных установок и ценностей. Кроме этого, обнаруживаются некоторые дополнительные отличия даже на уровне характерологических особенностей. Например, некоторые виды акцентуации характера определенно могут рассматриваться в качестве фактора риска делинквентного поведения.

Второй из вышеназванных нами вначале тезисов имеет принципиально иную основу. Он ставит под сомнение понятие «криминальная личность» в связи с идеей о ситуативной (а не личностно-устойчивой) обусловленности поведения человека.

Дело в том. что в последнее время интенсивно обсуждается вопрос об устойчи­вости (трансситуативности) поведения человека. Высказываются полярные точки зрения о его детерминации поведения устойчивыми характерологическими осо­бенностями, с одной стороны, и ситуативными факторами, с другой стороны. В основе этих дискуссий лежат не только различные теоретические платформы авторов их участников, но и результаты экспериментальных исследований. Уста­новлено, например, что существует так называемая фундаментальная ошибка атри­буции, которая состоит в завышении оценок трансситуативности поведения и недооценке влияющих на него ситуативных факторов (R. Nisbett. L. Ross, 1982). На основе этого делаются радикальные выводы об отсутствии личностной обус­ловленности поведения человека. Однако такой вывод является как слишком ра­дикальным, так и мало обоснованным. Конечно, совсем не учитывать влияния ситу­ативных факторов на поведение некорректно. Но разве более корректно не учиты­вать обусловленности поведения личностными особенностями!-1 То, что трансситуа-тивность. устойчивость поведения существует в объективной реальности (а не является лишь одним из теоретических подходов), подтверждено сотнями эмпи­рических исследований как в классической, так и в современной психологии личности. Да собственно и сама фундаментальная ошибка атрибуции состоит лишь в констатации завышениия значения трансситуативности поведения и недо­оценке ситуативных факторов. Речь, таким образом, не идет об отказе от рассмот­рения устойчивых особенностей личности.

Мы полагаем, что продуктивным является подход, основанный на использо­вании принципа дополнительности: взаимодействие трансситуативных и ситу­ативных факторов. Причем в большинстве случаев детерминирующими факто-


рами являются личностные факторы, тогда как ситуативные играют роль моду­лятора (определяя вариативность проявления личностных факторов). В некото­рых, гораздо более редких на наш взгляд, случаях иерархия факторов может меняться.

В соответствии с концепцией социальной обусловленности противоправного поведения понятию «личность» принадлежит здесь совершенно особое место. Личность занимает центральное место в причинной цепочке: социальные причи­ны преступлений—личность преступника—преступное поведение (А. Р. Ратинов. 1988). Многочисленные экспериментальные исследования подтверждают наличие психологической реальности, соответствующей понятию «криминальная (делинк-вентная) личность» (М. М. Коченов, 1977; С. В. Кудрявцев, 1988; А. Р. Ратинов, 1988; А. А. Реан, 1991 и др.). При этом, конечно, не следует отрицать и значения ситуативных факторов. Не случайно поэтому вошло в профессиональный язык специалистов и такое понятие, как «криминогенная ситуация» — такая ситуа­ция, которая в силу своего фактического содержания способствует соверше­нию преступления. Однако в любом случае личностный фактор остается од­ним из важнейших, поскольку противоправному поведению предшествует отра­жение данной объективной ситуации субъектом правонарушения. Объективно одна и та же ситуация одну личность приводит к совершению правонарушения. а другую — нет.

Таким образом, и в случае с криминальным поведением справедлив обобща­ющий подход, который мы сформулировали ранее, учитывающий взаимодействие трансситуативных и ситуативных факторов (принцип дополнительности). При этом личностные факторы играют роль детерминирующих, а ситуативным при­надлежит роль выступать в функции модуляторов.

Заметим, что теоретическая позиция, связанная с ошибочным преувеличением роли ситуативных факторов и недооценкой личностных особенностей в их вли­янии на поведение, может привести к особо негативным последствиям именно в случае с делинквентным и криминальным поведением. Рассмотрение ситуатив­ных факторов в качестве основных причин, детерминант (а не модуляторов) де­линквентного поведения логически приводит к снятию ответственности с лично­сти за такое поведение. Практические негативные последствия такого подхода легко предсказать, но трудно представить. Совершенно очевидно, что предвидение правовых последствий санкций (или их отсутствия) не может не воздействовать на личность. Юридический контекст требует от человека более внимательно отно­ситься к последствиям своих поступков, и наоборот — его отсутствие ослабляет внимание (Ж. Карбонье, 1986). Психологические эксперименты в области детер­минации агрессивного поведения подтверждают это. По крайней мере, установле­но, что снятие анонимности поведения и необходимость отчета за свои агрессив­ные действия в какой-то мере снижают проявление агрессивности личности (J. Rabbie, Ch. Goldenbeld, 1989).

В качестве заключения рассмотрим следующую схему (табл. 1). Она пред­ставляет собой системно-структурное описание деформации центральных образо­ваний криминальной (делинквентной) личности.


           
   
 
 
   

4 6

Личность учащегося

Таблица 1. Характеристики центральных («ядерных») образований криминальной личности (по А. Реану)

 

  Доминирующая система отношении Шкала Социальные
        ценностей установки
  к другим к себе к труду    
Характе- НЕГАТИВ- Самооценка НЕГАТИВ- Контрнорма- Агрессив-
ристика НЫЕ. может быть НЫЕ, тивные, не- ность, физи-
  Отношение любой: как Отношение гативные, ческое наси-
  насторожен- неадекватно пренебреже- асоциальные, лие как нор-
  ности, конку- завышенной, ния, незна- эгоцентрич- ма, контр-
  ренции, не- так и чимости. ные норматив-
  приятия. неадекватно неприятия,   ность как
  ожидания заниженной. отвержения.   стиль пове-
  враждебно- ГЛАВНОЕ: Труд как   дения.
  сти наличие атрибут не-   контрнорма-
    конфликта удачников и   тивность как
    самооценки «слабаков»   позитивная
    и оценки     характери-
    социума     стика лично-
    (интерак-     сти, скрытая
    ционный     асоциаль-
    конфликт     ность боль-
    самооценки)     шинства чле-
          нов общест-
          ва, негати-
          визм в отно-
        шении офи-
          циальных
          властей (в
          особенности
          правоохра-
          нительных)
Различия Значитель- Значитель- Очень зна- Значитель- Значитель-
с норма- ные. Менее ные, Пуско- чительные. ные ные. Значи-
тивной значимы на вой меха- Существен-   мы уже на
группой этапе делин- низмделинк- но менее   этапе делин-
  квентности вентности значимы на   квентности.
      этапе де-   Механизм
      линквент-   защиты «Я»
      ности   и готовности
          к крими-
          нальному
------------- ------------------   -----------------   действию.

 

47

Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА

 

         
Доминирующая система отношений Шкала 1 Социальные
        це н и осте й установки
  к другим к себе к труду    
Возмож- Имеются. Только через Значитель- Имеются. Имеются.
ности Психокоррек- достижение ные, но на Ранняя Значитель-
коррек- ция и из- успешности раннем эта- коррекция ные на этапе
ци и менения в в значимой пе делинк- предпочти- делинквент-
  реальном сфере де- вентности. тельна. Усло- нос™. Пси-
  социальном ятельности и Психокоррек- вия — дея- хопедагоги-
  взаимодей- изменение ционная и тельности ый ческая кор-
  ствии в социаль- психопедаго- подход, опо- рекция.
    ном оцени- гическая ра на реаль- Психокоррек-
    вании. Роль работа ность. Психо- ция. Спе-
    психокоррек- (в том числе коррекцион- циальный
    ции вспомо- семейная) ная и психо- рефлексивна-
    гательная   педагогиче- перцептив-
        ская работа. ный тренинг
        Тренинг  
        (групповая  
        психокор-  
        рекция)  

Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, по выражению немецкого психолога W. Neubauer, «теория самого себя*. Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, разви­тие и изменение Я-концепцииобусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и нефор­мальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становит­ся значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных груп­пах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль и в подростковом, и в юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например,


48


Личность учащегося


Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА


49


 


профессиональная Я-концепиия личности или Я-профессиональное. В свою оче­редь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и иде­альной.

Зрелый и плодотвор­ный индивид черпает свое чувство иден­тичности в ощуще­нии себя творцом, когда он сам и его силы — это нечто единое; такое самоощущение можно выразить короткой фразой: "Я — то,

Понятие «реальная», как справедливо замечает X. Ремшмидт, отнюдь не пред­полагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление лично­сти о себе, о том. «какой я есть». Идеальная же Я-концеп­ция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязатель­но различаются. Расхождения между реальной и идеаль­ной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласо­вание между реальным и идеальным Я может стать источ­ником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой

стороны, несовпадение овальной и идеальной Я-концепции что я делаю».

э Фромм: является источником саморазвития и самосовершенство-

. вания личности. Можно сказать, что многое определяется

мерой этого рассогласования, а также его внутриличност-

ной интерпретацией. В любом случае безосновательно ожидать полного совпаде­ния Я-реального и Я-идеального, особенно если речь идет о подростковом и юно­шеском возрасте.

По существу на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной Я-концепшш. построены и не­которые методики измерения адекзатности самооценки. В качестве иллюстрации рассмотрим одну из таких методик.

Методика исследования самооценки

На бланке (табл. 2) перечислены 20 различных качеств личности. В левой ко­лонке (идеал) испытуемый ранжирует эти качества по привлекательности, в той мере, в какой они ему импонируют, какими он хотел бы обладать. Затем в правой колонке (Я) ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводит­ся в квадрат (с!-). Затем подсчитывается сумма квадратов (d~) и по формуле г = = 1 — 0,00075^ d~ определяется коэффициент корреляции.

Чем ближе коэффициент к 1 (от 0.7 до 1). тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0.4 до 0,6.

Заметим, что если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества качеств меняться бу­дет коэффициент при У. ^'- то есть будет не 0,00075, а какое-то иное число.


В связи с этим полезно знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:

6xSd-r ~ 1~ п(гГ-ТГ~

Здесь п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой формуле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых качеств. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 качествами (то

есть п=20), то коэффициент —;—-— становится равным 0,00075, а общая форму-

г 11 (П--1 ) -г г -

ла превращается в тот упрощеный вариант, который и приведен вначале.

Разность

Таблица 2

Идеал

Качеств?, личности

Уступчивость Смелость

Вспыльчивость

Настойчивость

Нервозность

Терпеливость

Увлекаемость

Пассивность Холодность

Капризность Медлительность Нерешительность Энергичность Жизнерадостность

Энтузиазм Осторожность

Мнительность

Упрямство

Беспечность

Застенчивость

Несмотря на очевидную близость психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описатель­ных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Напротив, уже сам термин «самооценка» непосредственно указывает на свое понятийное содержание, предполагающее оценочный компонент. Например, осознание челове­ком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого


50


Личность учащегося


^-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА


51


 


роста и у него карие глаза, составляет часть его Я-концепции, причем данные свойства в оценочном плане не рассматриваются. В случае же с самооценкой те или иные качества определяются как хорошие или плохие: субъект оценивает себя по этим качествам, сравнивая их с другими. Важно и то, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда они понижают самооценку).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Это явилось причиной пристального внимания психологов (особенно социальных, пе­дагогических и персонологов) к проблематике, связанной с самооценкой и отно­шением личности к себе. Значительный вклад в исследование этой проблемы внесли работы А. В. Захаровой, В. П. Зинченко, А. И. Липкиной, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина и др. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, ко­нечно, следует отдавать себе отчет в том. что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значитель­ной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировос­приятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Рассматривая вопрос о девиациях в личностном развитии и вводя понятие пограничной личностной структуры, Е. Т. Соколова определяет последнюю как сло­жившийся в патогенных семейных условиях ригидный паттерн (стиль) интра- и интерпсихических связей, системообразующие радикалы которого — психологи­ческая недифференцированность и зависимость — характеризуют три важных составляющих его структуры: образ Я, стратегии саморегуляции и коммуникации. При рассмотрении нестабильности самоотношения как системообразующего фак­тора при пограничных личностных расстройствах (особенно в подростковом возрас­те) исследователем изучались изменения системы самооценок, степень конфликтно-


сти мотивации Сформулирован вывод о том, что мотивационные конфликты и низкая дарференцированность когнитивной и аффективной «образующих» само­сознания являются основными источниками нестабильности самоотношения. Одной из важнейших особенностей «пограничного сознания», сознания мало-дифференцированного, является невозможность существования в субъективной картине мира с ее синхронностью образов «хорошего» и «плохого». Носитель такого сознания не выносит противоречий, да и вообще любых амбивалентных

ситуаций.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о несовершен­нолетних правонарушителях, практически общепризнанными являются представле­ния о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. . Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — 'завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией", основанной на эмпирических исследованиях, является-представление о завышенной самооценке как у подростков-делинквентов (С. Н. Хоружий, 1980. Е А Яновская. 1973), так и у взрослых правонарушителей (А. Р. Ратинов, Н Д- Константинова, Е. М. Собчик, 1978). В этой связи отмечается, что неадекват­ная завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, со­здает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных усло­виях способствует проявлению делинквентного поведения (А. Р. Ратинов, 1983).

Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на эксперимен­тальных данных. По мнению'ее сторонников (Г. К. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер, 1989) уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получе­ны противоположные результаты, являются, как полагают авторы, методически некорректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников (Т Marshal! 1973) и тех, кто попал в сферу внимания общественных организации, занимающихся «трудными» подростками (X. Ремшмидт, 1979), Я-концепция отрица­тельная В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концеп-


 




'

Уверенность ответа на вопросы учителя зависит не только от уровня знаний учащегося, но и от уровня самооценки личности.


Старание ведет к успеху. Успех — к повышению самооценки.



Личность учащегося


Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА



 


ция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют следую­щие воздействия неблагоприятной Я-концепции ( X. Ремшмидт, 1994):

1. Снижение самоуважения и как частое следствие — социальная деградация,
агрессивность и тяга к преступлению.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие моло­
дые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные дей­
ствия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так. молодые люди с негативной само­
оценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают
себя неспособными к ним.



2015-11-18 496 Обсуждений (0)
ВЕРБАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЕРБАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)