Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мировоззрение акынов и жырау (16–19 вв.)



2015-11-11 2774 Обсуждений (0)
Мировоззрение акынов и жырау (16–19 вв.) 4.75 из 5.00 4 оценки




Акынство, как особая форма творческого отражения действительности появилась в Казахстане вместе и наряду с формированием казахских ханств.

Шалкииз Тленши улы (1465 –1560 гг.) – выходец из среды военной аристократии, поэт, мыслитель, советник хана Темира.

Бухар жырау Калкаман улы (1668 –178 гг.) – акын, жырау, один из составителей свода «Законов Тауке хана», советник хана Абылая, сторонник единения казахов внутри государства, мирного сотрудничества с Россией.

Рассматривая творчество жырау, необходимо обратить внимание, что это XV-XVIII вв. наиболее значимым в казахской культуре является феномен жырау. В своих толгау (философское размышление) жырау мог хвалить и ругать ханов, поднимать народ на борьбу, задумываться над бессмертием и размышлять о матери-кормилице Земле. Творчество акынов и кюйши наиболее ярко проявилось в казахской культуре в XIX веке.

Просвещение– это прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, в основе которого лежала идея борьбы за «царство разума», провозглашение равенства в политических и гражданских свободах, через распространение знаний.

Эпоха казахского просвещения связана с деятельностью Ч. Валиханова (1835-1865 гг.) – первого казахского ученого, просветителя-демократа, И. Алтынсарина (1842-1889 гг.) – инициатора и организатора открытия русско-казахских школ в степи, А. Кунанбаева (1845-1904 гг.) – основоположника казахского литературного языка. Просветители объясняли необходимость открытия сети учебных заведений в Казахстане для детей казахов разных социальных слоев.

Традиционная культура казахского общества имеет свои глубинные смыслы понимания мира и оценки человеческого бытия. Институциональными механизмами передачи и сохранения традиции являются семья, род, право. «Повторение» - важное условие трансляции нашей культуры. По способу передачи своего содержания культура имеет временной срез, обращаясь к ней и возвращая традиционную культуру, мы предоставляем ей роль собеседника в диалоге культур, и вопрошаем к ней в поиске первоначального смысла бытия человека в мире.

В истории развития образования в дореволюционном Казахстане можно выделить несколько особенных моментов: существование религиозных школ мектебов и медресе; появление правительственных школ (четырехлетний, двухлетний) для детей богатых и бедных, где преподавались светские науки на русском языке подготовленными учителями, владеющими новыми дидактическими средствами; из нерусских школ с двухлетним обучением типичными являлись аульные школы (Тургайская область, 1892 г.), где преподавали русский язык, арифметику, казахскую грамоту и магометанское вероучение; в 1916 г. аульных школ насчитывалось 169 с 5 тысячами учащихся, что составляло лишь около 1% всех детей-казахов школьного возраста; русско-туземные школы для мусульманского населения Средней Азии и Северного Кавказа начали открываться в 80-х годах XIX века, где обучение проводилось на русском языке, кроме вероучения, преподававшегося на родном языке учащихся; в 1912 году во всем Туркестане насчитывалось 89 русско-туземных школ с 2500 учащимися, что составляло менее 1% детей школьного возраста; к 1917г. число этих школ сократилось до 59; в конце XIX - начале XX вв. на мусульманской территории России появилось реформаторское движение джадидизм (от араб. «джадид» - новый), направленное на преобразование мусульманских школ в новометодные школы, как сочетания светского и религиозного образований; влияние джадидизма наблюдаются во взглядах казахской интеллигенции позитивно настроенной к религии (М. Шокай).

Становление идеи национального образования в Казахстане в конце XIX века – начале XX веков можно лишь условно назвать модернистской или философией натурализма (идеалистическая, материалистическая, моралистическая и романтическая направления).

Философия натурализма отрицала связь природы с трансцендентным миром. Дух и душа считались синонимичными понятиями. Под духом понималась количественная степень развития нравственной, умственной и эстетических способностей человека. Величие человека – в его разуме, способного подчинить себе природу и направить ее. Согласно натурализму человек властен над собой, поскольку имеет в себе силу направлять действия. Его воля определяет жизненный путь, а самовластие зависит от ума. Человек не рождается нравственным, а становится таковым под влиянием среды, путем воспитания и образования. В нем нет от рождения тяготения ни к добру, ни к злу, поэтому он имеет право выбора. Личностные качества человека формируются в силу обстоятельств и условий жизни. Человек, исходя из своего «естества», способен сформировать в себе личность. Движителями этого являются биологические и социальные потребности. Человеческий опыт, в конечном счете, сделал его властителем природы. Достижение человеком свободы возможно в обществе, созданном по принципу справедливости и правилам добродетели. Цель философии натурализма - добропорядочный гражданин, образованный и добродетельный человек.

Философия натурализма представлена именами Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева. Критика ими патриархально-феодального общества казахов, секуляризация традиционной религиозной культуры и призыв к необходимости подготовки почвы для проникновения русской и европейской культур имеют исторические, экономические и социально-политические основания.

Недостаточное развитие Казахстана и его колониальное положение в данный период, отсутствие таких элементов культуры как печати, письменности и печатной литературы явились причиной невежества и равнодушия народа к политике. Ч. Валиханов главной причиной этого считал однонаправленный характер хозяйства (кочевое скотоводство), делающего человека пассивным. В то же время, как и остальные просветители, он не сомневался в способности казахского народа и в достижении им цивилизационного развития. Один из путей ее достижения все видели в заимствовании культур развитых народов, например, русской культуры. Антропологический материализм Ч. Валиханова выражается в рассмотрении им человека как единства духа и тела, биологического и социального. Для понимания мира и самого себя, для оценки лучшего материального благосостояния в жизни, человеку необходимо подлинное знание и свобода. Валиханов сам способствовал распространению светского образования в казахской среде. Его атеистический взгляд был направлен на критику исламской религии, насаждающей невежество в народе, приводящей тем самым к застою в науке, образовании и просвещении. Но рассмотрение им просвещения как основного двигателя истории отражает идеалистическое понимание общества.

Определяющую роль светского образования в экономическом и нравственном развитии народа отмечал И. Алтынсарин. Открытие им ремесленной школы в Тургае (1883 г.), инициативы по созданию для детей степной бедноты русско-казахских школ и школ для девочек-казашек являются практическим вкладом в распространении знания в народной среде. С помощью светского знания можно развить природный ум, который есть отражение окружающего мира. О.А. Сегизбаев считает, что Алтынсарин не был до конца последователен в развитии материалистического и атеистического воззрений, придерживался деизма, верил в бога как первопричину мира (р. «Шариатли ислам»).

Переписки Алтынсарина с Ильминским Н.И., показывают желание Ибрая помочь своему народу открыть школы, обучать их на родном языке. В системе Н.И. Ильминского главное место отводилось первоначальному обучению учащихся на родном языке с одновременным изучением ими языка русского, после усвоения которого преподавание полностью переводилось на этот язык. Одновременно с этим и отбор самих учителей для миссионерских школ Ильминский предлагал проводить из среды местных жителей, да и учебники для школ по системе Ильминского должны были составляться на родном языке учащихся с печатанием их русскими буквами. Для подготовки учителей школ, работавших по системе Ильминского, в то время существовали два типа педагогических учебных заведений: 1) центральные школы и 2) учительские семинарии и учительские школы. Центральные школы по своим учебным программам соответствовали церковноприходским «двухклассным» школам и имели своей целью готовить учителей для «братских» школ.

Абай был убежден в том, что свобода и справедливость, прогресс достижимы путем распространения знания и культуры. «Книга слов и назиданий» является дидактическим источником, где представлены идеи философии образования Абая: цель науки и познания есть постижение истины; знание человека должно помочь отличить полезное от вредного; знание очеловечивает человека; знание заключается в том, чтобы знать и во всем соблюдать меру; познавая сотворенное человек может постичь Мудрость, Любовь и Справедливость самого Создателя и походить на него.

Таким образом, значение идей казахских просветителей для идеи национального образования заключается в их акцентировании на гуманистическую сущность знания в развитии полноценного человека.

Натуралистическая философия образования явилась теоретической основой многих педагогических парадигм в начале XX века. Традиция казахского Просвещения была продолжена представителями демократической интеллигенции начала ХХ века А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, С. Торайгыровым и нравственной философией Шакарима Кудайбердиева.

Нравственная философия Шакарима провозглашала три качества, которые должны в этом мире господствовать над человеком: честный труд, совестливый разум и искреннее сердце. «Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процесс воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию, как дисциплину, обязательную для всех».

Казахская интеллигенция начала ХХ века явилась идейным продолжателем казахских просветителей XIX в. Все представители казахской интеллигенции начала XX века обладают следующими личностными качествами: интеллигентностью, проявляющейся не только в знаниях, но и в способностях к пониманию, восприятию, терпимому отношению к другим; верностью принципам, семье и народу; стремлением к приведению в системность полученного знания; сравнением полученного знания с реальной жизнью народа; глубоким мышлением и поэтическим талантом.

Основные проблемы концептуального характера, характеризуют философскую значимость просветительской и педагогической деятельности Байтурсынова, Дулатова, С. Торайгырова:

· выдвижение идеи о необходимости реформирования образования в пользу светского образования;

· понимание того, что образование единая система, где все его уровни определяют друг друга;

· единство социального и государственного характера образовательного процесса;

· формирование и развитие базовых основ национальной школы;

· роль языка в обучении подрастающего поколения, необходимость знания и сохранения чистоты казахского языка;

· создание учебно-методических пособий, отражающих мировоззренческие особенности казахского народа, использование примеров из народного быта, хозяйства, способствующих быстрому усвоению и пониманию сложных материалов;

· роль и место учителя в обществе и в образовательном процессе, формирование должных качеств в достижении статуса педагога;

· о цели образования, направленного на целостное и смысловое восприятие материала на основе сравнения;

· о единстве обучения и воспитания, следование семи принципам дидактики (традиция педагогического воспитания Я.А. Коменского), их сохранение и развитие;

· гуманистический характер образования, направленного на формирование целостного человека.

Развитие А. Байтурсыновым гуманитарного знания; исследование языковой культуры казахов, облегчившего путь проникновения грамотности в народную среду; лингвистические разработки в рамках семиотики, структурной лингвистики и семантики языка имеют большую ценность для философии языка и филологии.

Осмысление философских проблем образования в духе этой философской традиции имеет место в творческом наследии М. Дулатова. Образование, полученное М. Дулатовым у аульного муллы, также в двухклассной русско-казахской школе в г. Тургае способствовали формированию особого миросозерцания, осознанию необходимости передачи знания и просвещению казахского народа. Поэтому наряду с большой общественной и литературной деятельностью, М. Дулатов вел педагогическую деятельность, которую начинал в аульной школе.

Одна из особенностей досоветской системы образования на казахской земле существование мусульманского религиозного образования и светского образования в русских школах. Но их недостатки заключаются в том, что первое давало только азы молитвы, второе – вело обучение на русском языке, практически незначимое для казаха в то время, что, в конечном счете, ребенок забывал язык. М. Дулатов предлагал, прежде всего, создание казахской начальной школы, где образование носило бы светский характер, и обучение велось на родном языке.

Идея национальной школы, где через язык как носителя культуры и традиций народа передаются главные ценности, формирующие человека как культурное и духовное существо, а именно, любовь и уважение к своему языку, народу, отчизне, патриотизм (не национализм, поскольку это разные понятия) является составной частью системы национального образования.

Подчеркивая значимость языка как главного средства в обучении и образовании, и А. Байтурсынов, и М. Дулатов сами написали много учебников на казахском языке. Они выделяли три причины, по которым не хватает учебных материалов на казахском языке: 1. неразвитость научного уровня казахского языка, отсутствие научных терминов, недостаточный практический опыт применения родного языка в образовательном процессе; 2. нехватка полиграфических издательств, способных выпускать учебники на казахском языке; 3. отсутствие специалистов-методистов, которые сумели бы написать данные учебники по математике, родному языку, истории, познанию мира и т.д. Следует отметить, что в начале XX века видные представители казахской интеллигенции А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Жумабаев, Ж. Аймауытов, Х. Досмухамедов внесли значительный вклад для оснащения национальных школ учебниками на родном языке. В работе «Есеп туралы», состоящая из трех частей, М. Дулатов ввел и адаптировал на казахском языке много математических терминов; для составления примеров и задач использовал простые и понятные примеры из аульной жизни; составлял краткие и простые предложения, легкие для восприятия; учитывал воспитательную и назидательную направленность любого знания.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем состоит мировоззренческий смысл казахского фольклора?
  2. Назовите основные исторические типы мировоззрения казахов.
  3. В чем вы видите влияние ислама на казахскую культуру и философию?
  4. В какой форме выражалось мировоззрение древних казахов?
  5. Назовите ключевые понятия, которые являются основой казахского философского мировоззрения?
  6. Выделите главные древние верования казахов.
  7. В чем состоят особенности тюркского мировоззрения, его влияние на формирование казахской философии?

Рекомендуемая литература:

  1. Абай. Слова назидания. – Алматы, 1982.
  2. Абай. Избранное. – Алматы, 1957.
  3. Алтынсарин И. Избранные произведения. А., 1957.
  4. Валиханов Ч. Избранные произведения. – А., 1987.
  5. Кудайбердиев Ш. Три истины. – А., 1987.
  6. Дулатов М. Собрание сочинений в 5-ти томах. Том 4, Алматы «Мектеп», 2003г. – 342с.;
  7. Байтұрсынұлы А. – 3-т. Тіл құралы (қазақ тілі мен оқу ағартуға қатысты еңбектері) – Алматы: «Алаш», - 2005. – 352 бет.
  8. Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. Вып. 1., А., 1995.
  9. Касымжанов А.Х. Портреты. Вып. 1., А., 1995.
  10. Сегизбаев О.А. Казахская философия 15 –начало 20 вв. – А., 1996.
  11. Бейсембиев К. Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана. – А., 1976.
  12. Телебаев Г.Т. Историко-философская культура и традиция существования. – А., 1997.
  13. Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством. - А.: Гылым, 1993.
  14. Основа философии. Учебное пособие для студентов юридических вузов. – А.: Гылым, 1998. – гл. 7.
  15. Нысанбаев А. Казахская философия и универсалии традиционной культуры // Саясат, 2001.- № 3.
  16. История Казахстана. Очерк.-А., 1993.
  17. Бейсембиев К.Б. Очерки истории общественно-политической и философский мысли Казахстана.-А., 1976.
  18. Казахи. Историко-этнографическое исследование.-А., 1995.
  19. Касымжанов А.Х. Портреты. Штрихи к истории Степи.-А., 1995.
  20. Мустафина Р.М. Представления, культы, обряды у казахов.-А., 1992.
  21. Поэты пяти веков / сост. М.М. Магауина.-А., 1993.
  22. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов.-А., 1991.
  23. Суюншилиев Х. Казахская литература XIX в.-А., 1986.
  24. Ибжарова Ш.А. Гуманистические аспекты в становлении идеи национального образования у казахских просветителей //Современность: мир мнений. Философский альманах. Серия «Философские науки». – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2006. - №3б (28) - С.113-125.

 



2015-11-11 2774 Обсуждений (0)
Мировоззрение акынов и жырау (16–19 вв.) 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Мировоззрение акынов и жырау (16–19 вв.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2774)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)