Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И. Кант – родоначальник немецкой классической философии



2015-11-11 3458 Обсуждений (0)
И. Кант – родоначальник немецкой классической философии 4.80 из 5.00 5 оценок




Немецкая философия 18 – 19 вв.

Основные темы немецкой классической философии

И. Кант – родоначальник немецкой классической философии

 

Цель лекции: показать особенности немецкой классической философии, новые идеи представителей немецкой классической философии, раскрыть основные положения философии И. Канта.

Ключевые слова: априорное и апостериорное знание, антиномии, «вещь в себе», «категорический императив».

1. Немецкая классическая философия – это определенный этап в развитии немецкой философской мысли (середина 18-19 вв.). Представители: Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Гегель, Людвиг Фейербах (представляют направления от субъективного идеализма до антропологического материализма).

Все они – очень разные философы, но оценивают их как единое духовное образование. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

Фридрих Шеллинг (1775 – 1854 гг.) – перестроил немецкий идеализм на объективный лад. Объективизм Шеллинга имеет особый, грандиозный характер – его философские построения необычного, человеческого масштаба, а вселенского, космического. Философ мыслил категориями не макро, а мегамира. Если речь идет о познании, то «держать в уме надо не какую-нибудь обычную исследовательскую процедуру с микроскопом или телескопом, а эдакое космическое действо вселенских сил, стремящихся к осознанию самих себя как основы и сущности мира». Познание выступает не просто как субъективная способность человека, а как объективная составляющая мира в целом, изначально заложенная в структуру мироздания.

Свою философию Шеллинг называет натурфилософией, или философией природы, формулирует три ее главных принципа: 1) принцип единства природы – в природе нет никаких разнородных субстанций, неразложимых первоэлементов; 2) принцип развития природы и духа – движение, развитие изначальные и всеобщие, покой, устойчивость - относительны; 3) принцип единства противоположного – принцип всеобщей двойственности.

Главные особенности немецкой классической философии:

1) преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения 18в. Гердер, И. Лессинг, Х. Вольф);

2) рационализм - вера в силу разума и науки;

3) критическое отношение к социальной жизни(отсюда важнейшая идея передовых мыслителей Германии – идея национального единства. Германия была, в отличие от других европейских стран раздробленной полуфеодальной страной, состоящей из нескольких сотен земель, княжеств, вольных городов, не соединенных ни политически, ни экономически);

4) гуманистические ценности – гуманизм дан человечеству для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния людей друг на друга.

Новации - основные идеи (темы) в немецкой классической философиии их авторы:

1) идея познавательной активности субъекта (Кант);

2) обоснование моральной и правовой автономности (самостоятельности) личности (Кант);

3) идея единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг);

4) принцип единства противоположностей (Шеллинг, Гегель);

5) единая, цельная система принципов и категорий диалектики (Гегель);

6) идея исторической закономерности (Гердер, Гегель);

7) принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Гегель);

8) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека (Фейербах).

2. Родоначальник немецкой классической философии – Иммануил Кант (1724–1804 гг.). В творчестве Канта выделяют два периода: докритический и критический.

В докритический период(до 1771 г.) Кант выступает как ученый-материалист – физик, астроном, географ. Крупный научный труд этого периода «Всеобщая естественная история и теория неба». Научные гипотезы, смелые, новаторские для того времени: 1. космогоническая – о возникновении Солнечной системы (а также всей Вселенной) из некоей распыленной материи под воздействием природных сил. Кант исключает идею сотворения мира, создает свою эволюционную модель мироздания; 2. гипотеза о приливном трении – под воздействием Луны морские приливы перемещаются с востока на запад, т.е. в направлении, противоположном вращению Земли, и тормозят его. Следовательно, Земля в своем вращении испытывает замедление, вызываемое приливным трением вод мирового океана. Идет естественный процесс старения Земли, как и всего, что существует. Все сущее возникает, совершенствуется, затем идет навстречу гибели.

В научных гипотезах Канта четко прослеживаются идеи диалектики и историзма.

Сотворение мира – дело не мгновения, а вечности. Оно однажды началось. Но никогда не прекратится. Прошли, быть может, миллионы лет и веков, прежде чем окружающая нас природа достигла присущей ей степени совершенства. Пройдут еще миллионы и миллионы веков, в ходе которых будут создаваться и совершенствоваться новые миры, а старые – гибнуть, как гибнет на наших глазах бесчисленное множество живых организмов. Вселенная Канта расширяется. Небесные тела, находящиеся вблизи от ее центра, формируются раньше других и гибнут скорее. А по краям в это время возникают новые миры. Кант предсказывает гибель и нашей планетной системы. Солнце, раскаляясь, все больше и больше, в конце концов, сожжет Землю и другие спутники, разложит их на простейшие элементы, которые рассеются в пространстве, с тем, чтобы принять затем участие в новом мирообразовании: «через всю бесконечность времен и пространств мы следим за этим фениксом природы. Который лишь затем сжигает себя, чтобы вновь возродиться юным из своего пепла…».

Но специфически кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период,после опубликования 3-х «Критик»: «Критика чистого разума» (1781г.), «Критика практического разума» (1788г.), «Критика способности суждения» (1790г.). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма – так сам Кант называл свою философию (транцендентный, трансцендентальный – лат. «переступающий, выходящий за пределы»). Второй период творчества называется критическим еще и потому, что Кант поставил задачу - провести критический анализ всей предшествующей философии и, главное, критический анализ познавательных способностей человека. Задачи новой, обновленной, реформированной философии, ее структура формулируется Кантом в виде предельно простых вопросов:

Что я могу знать? (Ответов служит работа «Критика чистого разума»).

Что я должен делать? («Критика практического разума» - этика Канта).

На что я смею надеяться? («Религия в пределах только разума»).

Познание – это особый вид деятельности человека, протекающий по своим собственным законам. Впервые в истории философии Кант рассматривает не структуру познаваемой субстанции, а специфику познающего субъекта – как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания.

Кант сделал гносеологию основной философией, предметом которой является не природа, мир или человек, а познавательная деятельность субъекта, а также – установление законов человеческого разума, определение его границ.

Наиболее важной книгой является «Критика чистого разума», в которой он анализирует процесс познания.

У человека три познавательные способности: чувственность, рассудок, разум. Чувственность – это познание мира с помощью ощущений. Рассудок есть способность логического мышления, т.е. умение оперировать категориями. Рассудок непосредственно с внешним миром не связан, он опирается на чувства, без них он глух и слеп. Знание есть синтез чувственности и рассудка. Такие знания Кант называет апостериорными(лат. «из последующего»), полученными из опыта.

Но когда мы разбираем качества предметов по показаниям органов чувств, остаются две характеристики, которые нельзя привязать ни к какому ощущению – это пространство и время. Они не даны нам в ощущениях, значит, их нет в опыте. Откуда тогда они в нашем рассудке? Эти знания априорны (лат. «из предшествующего») – т.е. чистые, доопытные или внеопытные.

Априорными Кант называет формы нашей познавательной деятельности, которые как бы изначально встроены в человеческий механизм познания. Априорные формы – это особая «вписанность» человека в окружающий мир; это – не фантазии нашего сознания, а естественный, природный способ организовывать хаотичный материал наших ощущений, естественная способность сознания человека структурировать, упорядочивать информацию о внешнем мире во времени и в пространстве. Пространство и время субъективны, они не являются продуктом восприятия субъекта (если мы носим голубые очки, то увидим все голубым, если зеленые – зеленым). Мы как бы носим пространственные очки в нашем уме, а потому и думаем, что видим все в пространстве.

В сознании человека существует также множество других понятий, которые не даны и не могут быть даны в опыте: Бог, душа, свобода, бесконечность и пр. Такие понятия не могут иметь предметного характера: нельзя увидеть реальную бесконечность, нельзя обнаружить в природе Бога и т.д. Человек понимает это, но стремится познать их, т.е. истолковать как предметные. Наподобие такого: человек понимает, что смертен, но по большей части ведет себя так, как будто этого факта не существует, и благодаря этому не мучается, а живет. Решение таких проблем является областью действия третьей познавательной способности человека – разума. Пытаясь решить нерешаемое, мыслимое сделать предметным, конкретным разум тут же запутывается в противоречиях. Кант называет их «антиномиями чистого разума».

Антиномии(греч. «противоречие закона самому себе») – парные суждения, каждое из которых исключает другое. Кант указывает на четыре антиномии:

1) мир конечен в пространстве и во времени; мир бесконечен в пространстве и во времени;

2) все в мире просто и неделимо; все в мире сложно и делимо;

3) в мире существует свобода; в мире нет свободы, все совершается по законам природы, т.е. необходимо;

4) существует бог как первопричина мира; не существует никакой первопричины мира.

Антиномии - это не логические ошибки, а следствие того, что разум выходит за пределы познавательных возможностей человека.

Разрешить антиномии Кант предлагает различением мира «явлений» и мира «вещей в себе». «Вещь в себе» - мир, являющийся причиной наших ощущений, он непознаваем. «Вещь для нас», мир «явлений» - это наши представления о мире, то, какой вещь нам является. «Вещь для нас» и «вещь в себе» не совпадают, т.е. наши ощущения, представления о предмете и сам предмет – это не одно и то же. Как только предмет попадает в сферу изучения субъектом, он становится «вещью для нас», вне наших представлений не существует. В рассудке изначально, априорно, содержатся формы опыта (знания о всеобщем – причинность, необходимость и т.п.), т.е. чувственные впечатления наносят свои письмена не на «чистую доску» нашего разума, а на уже разграфленную, заранее подготовленную. Если такой «таблицы» не будет, то опыта не будет, т.к. будет просто хаотичный набор ощущений. Ощущения сами по себе не дают смысла понятиям – нужны особые «инструменты» - априорные категории рассудка. Например, люди всегда видели над собой звезды и планеты. Но в далекой древности люди «видели» это как щель в небесной сфере, через которую пробивает свет из «занебесья». А потом, через несколько веков? Небо то же, ощущения те же. А вот смысловая нагрузка представлений людей другая. Но это не значит, что люди СМИ приписывают предметам какие-то признаки или качества.

Вывод Канта: человек может познавать мир только в меру своих познавательных способностей и поэтому не может рассчитывать на абсолютное знание. Он знает только то, что может знать (агностицизм).

Так и человечество в целом, непрерывно вопрошая (изучая) природу об особенностях и получая ответы, сообразно своим вопросам, думает, что природа устроена именно так, каковы ответы. Да, в пределах познавательного отношения она такова. Но ведь эти знания – только то, что мы смогли ее спросить.

Конечно, мир устроен каким-то определенным образом, он существует вне и независимо от нашего сознания. Но устройство мира есть некий абсолют, изначально превосходящий все мыслимые возможности человека, например, что такое бесконечность? Поэтому он и непостижим. Именно этот абсолют Кант и называет «вещью в себе». О его существовании знать точно ничего нельзя. О нем можно лишь догадываться, опираясь на вере в Бога и нравственные законы. Суть науки – не созерцание предмета изучения, а активная деятельность по конструированию идеализированного объекта исследования– только он (такой объект) и может быть предметом науки.

«Критика практического разума», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появится на свет». Кант поставил задачу – создать учение о вечной, неизменной морали, изолированной от исторических обстоятельств, субъективных условий (каждый знает правила нравственности, но зачастую на человека давят многие эмпирические обстоятельства: польза, страх, выгода и пр.). Основой такой нравственности является абсолютный (априорный, не зависящий от опыта) закон – категорический императив(приказ разума, повеление): «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». Поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других. Главные принципы категорического императива – понятия долга и достоинства. Долг и достоинство – «это то, что возвышает человека над самим собой (над чувственностью - стремление к удовольствиям).

Далее, по Канту, есть два вида императива: условный и практический.

Условный императив: «Вы должны сделать то-то и то-то, если вы желаете достигнуть такой-то и такой-то цели».

Практический императив: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы нему как к средству». Кант утверждал, что нам следует действовать так, чтобы каждый человек рассматривался сам по себе как цель.

Таким образом, практический разум способен дать человеку высшее знание категорического императива, благодаря которому человек сможет жить сообразно не своему чувственному миру (приносящему страдание), а сообразно мировому нравственному закону.

В своем трактате «О вечном мире» Кант обосновывает идею федерации свободных государств, связанных договором, запрещающим войну, а предотвратить ее может только международное правительство. Гражданская Конституция отдельных государств должна быть республиканской. После 1933 года (фашистский путч в Германии) этот трактат вызвал то, что Кант впал в немилость в своей собственной стране.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каково место классической немецкой философии в истории философии и культуры? Ее представители?
  2. В чем состоит главный принцип трансцендентального идеализма Канта?
  3. Что такое априорное и апостериорное знание?
  4. Что такое антиномии Канта? В чем их смысл?
  5. Сформулируйте определение категорического императива Канта.
  6. В чем проявляется агностицизм Канта?

Рекомендуемая литература:

  1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант М.1973.
  2. Абдильдин Ж.М. Диалектика Канта. А-А. Казахстан. 1974.
  3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Соч. М. 1958. Т.4.
  4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М. 1974.
  5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.Наука. 1986.
  6. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 5-ти т. М. 1964.
  7. Кант И. Пролегомены. Соч. в 5-ти т. М. 1964.
  8. Кант и кантианцы. М.Наука. 1978.
  9. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т 1, 2. М. 1955.

Философия марксизма



2015-11-11 3458 Обсуждений (0)
И. Кант – родоначальник немецкой классической философии 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: И. Кант – родоначальник немецкой классической философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)