Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Процессы и виды памяти, их особенности




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

Запоминание представляет собой процесс запечатления полученной информации. Если запоминание происходит само собой, то говорят о непроизвольном или непреднамеренном запоминании - так нам запоминается понравившийся фрагмент фильма или интересные факты из газетной статьи, необычный жест или манера одеваться. В подобном случае запоминается что-то эмоционально окрашенное - неожиданное, яркое. Непроизвольное запоминание обычно протекает естественно и не требует волевых усилий.

При произвольном - преднамеренном - запоминании человек руководствуется сознательной целью: выучить урок; запомнить, чтобы передать и т.д.

Механическое запоминание часто позволяет достаточно полно воспроизвести заученный материал, однако при первых же вопросах, требующих раскрыть понимание его внутренней структуры, человек обычно теряется или механически повторяет целые отрывки текста.

Осмысленное запоминание основано на понимании логики материала, на раскрытии его внутренних логических связей и обусловливается особенностями личности - широтой его интересов, настойчивостью, целеустремленностью. Наиболее известные методы: локальной привязки, словесных посредников, ассоциаций.



Метод локальной привязки состоит в построении для запоминания ряда объектов другого ряда - опорного, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов.

Метод словесных посредников также основан на соотнесении двух рядов объектов - предназначенного для запоминания и опорного ряда слов, организованных в осмысленную фразу.

Метод искусственных ассоциаций - своего рода уловка, облегчающая запоминания сложных слов.

Как свидетельствуют данные психологических исследований, успех запоминания зависит и от научной организации условий работы.

Известно, что легче всего запоминается информация между 8 и 12 часами утра, после обеда интенсивность запоминания заметно снижается, а затем - к 15 - 16 часам вновь несколько возрастает.

Кроме этого оптимальным считается заучивание материала в течение 3 дней, так как психологам хорошо известно явление реминисценции (наиболее полное и яркое воспроизведение заучиваемого материала возможно через 2-3 дня). Поэтому заучивание наизусть стихотворного произведения лучше производить в течение трех дней, а подготовку к экзаменам нельзя оставлять на последние дни - информация просто не успеет «улечься» в нужные ячейки памяти.

Сохранение – это удержание в памяти полученной информации в течение времени.

Узнавание подразумевает установление сходства между воспринимаемым объектом и образом объекта, хранящимся в нашей памяти.

Воспроизведение - активизация информации, закрепленной в памяти. При непроизвольном воспроизведении активизация происходит без волевых усилий, как бы само собой. Произвольное воспроизведение является сознательным процессом; мы намеренно вызываем в своей памяти необходимую информацию - нужный номер телефона или сложную химическую формулу. Воспроизведение - это своеобразный результат запоминания и сохранения; оно отражает индивидуальные качества памяти.

Информация, воспринятая человеком, но в процессе сохранения частично потерянная, характеризует забывание. Исследование кривых забывания показало, что забывание происходит наиболее интенсивно в первые шесть часов после запоминания. Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.

Эффективная работа памяти невозможна без забывания. Создатель кибернетики Норберт Винер подчеркивал роль сна в процессах очищения мозга от избыточной информации и переработки нужной. В книге «Кибернетика» он указывал, что «из всех нормальных процессов всего ближе к непатологическому очищению – сон». [6, с. 344].

Забывание ненужного - это не признак плохой памяти, не ее болезнь, а условие здоровья. Особенно полезно это напоминание нам, потому что бушующий ныне информационный океан легко может переполнить нашу память [6, с. 235].

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала.

В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 секунд) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5-9 единиц информации и определяется тем количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно) [17, с. 219-221].

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти.[17, с. 219-221].

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7