Раздел II. Школа и воспитание в Древнем мире
Раздел V. История образования
История педагогики и образования – наука, изучающая историческое развитие педагогического знания и практики образования. 1.1.1. Тема. Воспитание в первобытном обществе. Эволюционно-биологическая (как инстинктивная забота о потомстве) и психологическая (как инстинкт подражания взрослым) концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания как особого вида деятельности (между 35-40 тысячелетием), его особенности на ранних этапах (коллективное, всеобщее, равное, контролируемое общиной, дифференцированное по полу и возрасту) и более поздних этапах с 9 -8 тысячелетия до н.э. сначала в Малой, Передней и Средней Азии (сословно-семейное). Появление и особенности организованных форм воспитания (от коллективной традиции воспитания к появлению "домов молодежи"–предшественников школ,воспитанию "общественного" человека, обучению его трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов, завершающихся прохождением инициации). Раздел II. Школа и воспитание в Древнем мире 2.1.1. Тема. Культура и образование в Древней Месопотамии. Общее и особенное в генезисе воспитания и школы цивилизаций Древнего Востока (школы стали главным центром обучения и воспитания в связи с неспособностью семьи дать детям необходимую образовательную подготовку). Возникновение и развитие письменности. Использование пиктографического (рисунчатого) письма и логографии (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись). Семейно-общинный уклад школ Месопотамии. «Дома табличек»: их появление, назначение и развитие. Основные центры развития: семьи писцов, храмы, дворцы, библиотеки. Приемы обучения воспитания (из-за сложностей письма носили крайне рутинный характер). Содержание программ обучения (скудное и узкоспециальное в жестких рамках определенного положения в семье, касте, социальной страте). 2.1.2. Тема. Школа и воспитание в Древнем Египте. Вопросы для обсуждения: 1. Многобожие Египетской религии (бог Омон - гл.), как фактор воспитания. 2. Идеалы воспитания (человек немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы), его методы и приемы ("Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал"). 3. Организация и содержание воспитания (для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо). Семейный и сословно-профессиональный подход (школа в Древнем Египте возникла как семейный институт, позже при храмах, дворцах царей и вельмож, дети обучались с 5 лет.). 2.1.3. Тема. Школьное образование в Древней Индии. Особенности: религиозная идеология, кастовый характер образования и воспитания (Четыре касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей кастой - являлись шудры(наемные работники, слуги, рабы). Влияние брахманизма (индуизма) в дравидско-арийскую эпоху (со 2- 1 тысячелетия до н.э.). Сословно-профессиональные и семейно-общественные основы воспитания. Семейные школы(обучение в доме учителя во многом строилось по типу семейных отношений; учителя - мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты) и лесные школы(посещение известного своими познаниями учителя - гуру либо участие в спорах и собраниях ученых мужей). Идеалы воспитания (умственное развитие, духовность, физическое совершенство, любовь к прекрасному, самообладание). Особенности идеографического письма. Алгоритм приобретения знаний (сначала целостное изложение учителем новых знаний, затем - дробный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождалось обсуждением конкретных примеров). Влияние на образование буддизма и необрахманизма со II -VI вв. н.э и в последующий период (Увеличивается число школ. Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться "плодов дела"). Переход к алфавитно-слоговому письму. Учебные заведения элементарного (начального) образования: школы вед, школы толь и светские школы. Учебные заведения повышенного уровня образования – аграхар(программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.). 2.1.4. Тема. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае. Основные этапы становления воспитания и обучения: эпоха Шан XVI -XI вв. до н.э. (обучение по программе «шести искусств»); эпоха Чжоу XI - III вв. до н.э. (формирование к VI в. до н.э. философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство). Подход к школьному обучению (легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров). Педагогические взгляды Конфуция (всестороннее развитие, благородство, стремление к истине, правдивость, духовная культура). Трактат Конфуция "Книга обрядов" IV-I вв до н.э.: (дана развернутая характеристика дидактических идей, определяются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания). Официальная идеология (конфуцианство) и государственная политика в сфере образования в период II в. до н.э. – II в. н.э.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |