Эволюция представлений о единой картине мира
Одним из важнейших элементов мировоззрения Человека является представление о мире и своем месте в этом мире или, как иногда говорят, о единой картине мира. Она меняется во времени. Эволюция единой картины мира интересна и поучительна. Истоки европейской цивилизации лежат в античной Греции, создавшей культуру, обладающую удивительной цельностью и единством. Древние эллины оказались родоначальниками рационального гуманизма, который определяет черты европейской культуры. Греки обладали цельным и ясным миропониманием. Был космос, небо, где жили боги. На Земле жили люди. Но пропасти между ними не было, они составляли единое целое. Боги были похожи на людей, вмешивались в судьбы людей, были к ним в основном доброжелательны, могли сделать равными себе. В средневековье связь с греческой культурой не прерывалась, сохранилось аристотелевское видение мира, того неразрывного единства, где вместе существуют и Бог, и Космос, и Человек. С открытиями Н. Коперника, Г. Галилея, И.Ньютона появился научный метод, которому человечество обязано всеми достижениями науки и техники. Но вместе с этим пришли и потери. Единый и цельный мир вдруг распался, человек был изъят из него. Космос жил сам по себе, подчиняясь законам физики, заведенного автомата, судьба которого в целом предопределена. Человек остался сам по себе: с духовным миром, с его иррациональностью и непредсказуемостью своего поведения. Первым отметил эту противоречивость Эммануил Кант - противоречие между жесткой регламентацией мира физики и ничем не ограниченным полетом духовности. Эпоха Просвещения довершила эту разобщенность. К началу Х1Х в. единство миропонимания осталось лишь в религиозных учениях. Создание эволюционной теории Ч. Дарвина было революцией в естествознании, в биологию пришли идеи развития и движения. Но в самой теории не было синтезирующего начала. Эволюция живого вещества с усложнением организации и ростом разнообразия нарушала второй закон термодинамики, согласно которому тенденции в развитии замкнутых систем проявляются в росте энтропии. Отдельно развиваются точные науки, естественные (биология) и общественные, как будто каждая из этих трех сфер нашего мира существует сама по себе и, во всяком случае, подчиняется собственным законам. В России во второй половине Х1Х в. возникает своеобразное умонастроение, называемое теперь русским космизмом. Это течение в философии представлено целым рядом блестящих умов, таких как В. И. Киреевский, Вл. Соловьев, Н. Федоров, П. Флоренский, Н. О. Лосский, а в литературе – Л. Н. Толстой, Ф. А. Достоевский и многие другие. Это не было научной школой, а представляло умозаключение русской демократической интеллигенции. Вот ее основные черты: Человек – составная часть Природы, Человека и Природу не следует противопоставлять друг другу, их следует рассматривать в единстве; Человек и окружающая среда – это части единого, Вселенной. К течению русского космизма были близки многие естествоиспытатели (К. Циолковский, Д. Менделеев, И. Сеченов и др.). В рамках этого течения мысли зародилось понимание неизбежности противоречий между разумом и природой, человеком и окружающей средой. И вместе с этим пришло понимание ответственности разума за отыскание путей его разрешения и того, что эти противоречия могут однажды привести человечество к катастрофе. Возникли идеи совершенствования нравственного начала, создания некого нового мирового правопорядка. Новый правопорядок и новая моральная основа человеческого общества – необходимые условия дальнейшего развития цивилизации, всего человеческого рода. Сейчас подобное эмоциональное восприятие цивилизации и урбанизации, предчувствие надвигающегося морального кризиса, характерное для космистов, превращаются в реальность. Сочинение Н. Федорова "Философия общего дела" можно рассматривать как идейный источник современной системы взглядов о коэволюции общества и природы: "покорение природы" приближает конец существования человека, будущность может быть обеспечена лишь на основе вмешательства в естественный ход природных и общественных процессов. Космисты полагали, что мысль и сознание – такая же принадлежность природы, как и звезды, галактика, микробы. Эта цельность их восприятия оказала влияние на развитие русской естественнонаучной мысли. Д. И. Менделеев создает периодическую таблицу химических элементов, опередив знания о строении атома. И. И. Сеченов высказывается за изучение человека в единстве его плоти, духа и окружающей среды, опередив на десятилетия развитие физиологии. В учении о почвах В. В. Докучаева почвы – это та основа, что связывает в единое целое всю биосферу, что в полной мере не осознано сегодня даже специалистами. По К. Э. Циолковскому, "мысль – фактор эволюции Космоса". Он был убежден, что человечество обязательно выйдет за пределы Земли и начнет расселяться в Космосе. Лекция 2
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1458)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |