Управление и менеджмент
Вводная лекция. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ МЕНЕДЖМЕНТА
Возникновение управления как особого вида человеческой деятельности уходит в глубь веков. Оно обусловлено необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей (например, охота, скотоводство, земледелие, обеспечение безопасности и т.п.). В этом смысле управление– это осознанная деятельность человека по организации совместного труда людей для достижения поставленных целей. С развитием общества возникла объективная необходимость управления другими сферами деятельности человека. В настоящее время можно выделить следующие виды управления (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Виды управления Техническое управление –управление технологическими процессами, движением технических средств (самолетов, автомобилей и т.д.). Идеологическое управление– внедрение в сознание человека (членов общества) концепций развития общества, формируемых различными политическими партиями. Социальное управление– целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. На практике наблюдаются два типа социального управления: стихийный и сознательный. При первом – воздействие на общество происходит в результате взаимодействия различных социальных сил (традиции, обычаи и т.п.), второе – предполагает наличие специальных органов управления, действующих по заданной программе. Государственное управление– управление социально-экономической жизнью общества через различные институты (правовая система, министерства, ведомства и т.п.). Муниципальное управление– составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления на муниципальное образование и взаимодействие его с субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета. Хозяйственное управление– управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рыночных условиях. Учитывая вышеизложенное, термину «управление» можно дать наиболее общее определение.
Управление можно также рассматривать как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления. С этой точки зрения правомерным будет и другое определение понятия «управление».
Согласно данному определению, в любой организации можно выделить управляющую и управляемую подсистемы, каждая из которых имеет определенную самостоятельность и собственное предназначение. Управляющая часть(субъект управления) – это директор, руководители среднего и низшего уровней управления. Часть (организации), на которую направлено управляющее воздействие, – это объект управления. Объектами управления могут быть производственные и иные процессы, виды деятельности (финансы, маркетинг, инновации и т.п.), подразделения, отдельные работники. Взаимодействие между субъектом и объектом управления характеризуется следующими моментами: 1) субъект управления направляет объекту управления распоряжения, которые содержат в себе информацию о том, что он должен делать; 2) объект управления получает и выполняет распоряжения субъекта управления. Условия эффективного взаимодействия между субъектом и объектом управления: • они должны соответствовать друг другу; • субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью; • им необходимо осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи; • они должны быть заинтересованы в четком взаимодействии: один – в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другой – в своевременном и точном исполнении. Управленческая деятельностьпредставляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами – предметом труда, средствами труда, самим трудом, а также его результатом. Предметом и продуктом труда в управлении является информация. В первом случае (в качестве предмета труда) она «сырая», а поэтому не может применяться в практике. В результате управленческой деятельности на основе информации формируется решение, исходя из которого объект управления может предпринимать конкретные действия. С переходом на рыночные отношения в нашей стране начал широко использоваться термин «менеджмент», имеющий американское происхождение. На практике этим термином характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью организаций, функционирующих в конкурентной рыночной среде. В этом смысле понятие «менеджмент» является менее емким, чем понятие «управление». Наиболее часто встречающиеся определения термина «менеджмент» в современной литературе.
· Следовательно, применительно к организации, функционирующей в рыночных условиях, понятие «менеджмент» адекватно понятию «управление». Поэтому термины «управление» и «менеджмент» можно рассматривать и использовать как синонимы. В современной российской практике термин «менеджмент» используется также в следующих значениях: • наука управления; • орган управления и люди, его составляющие. Главный элемент, лежащий в основе менеджмента, – профессиональный характер управленческой деятельности, выполнение которой возложено на менеджера.
Труд менеджера по сравнению с другими видами труда в организации имеет существенные особенности: 1) это, прежде всего, умственный труд, состоящий из аналитической, организационно-административной, воспитательной, информационно-технической и другой деятельности; 2) предметом труда менеджера является информация, а средством труда – организационная и вычислительная техника; 3) результат труда менеджера – это принятое решение и организация его выполнения другими работниками. Следовательно, менеджер участвует в создании материальных благ опосредованно через труд своих подчиненных. Необходимо различать понятия «менеджер»и «предприниматель».
Предпринимателям присущ новаторский дух поведения, постоянное стремление к знаниям, которые являются базой предпринимательства. Цивилизованному предпринимателю свойственны также все черты, необходимые менеджеру.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (825)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |