ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО И ЕГО ФУНКЦИИ
Создание казначейской системы в России началось в январе 1 9 9 3 г. В соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 и на основании постановления Правительства России от 27 августа 1993 г. № 864 Федеральное казначейство организовывалось как структура Министерства финансов РФ. Оно было создано в целях проведения более эффективной государственной бюджетной политики, управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. Казначейская система существовала еще в царской России. В 1796 г., в период правления Павла I, впервые была учреждена должность государственного казначея. Государственным казначеем был назначен Алексей Иванович Васильев. Он являлся исполнителем государственной росписи и контролировал движение денежных сумм. Министр финансов в конце каждого года составлял роспись доходов и расходов и отсылал в Государственное казначейство для исполнения. В 1821 г. впервые был учрежден Департамент государственного казначейства, которому были подчинены все казначеи с их функциями. В 1900 г. в России насчитывалось 728 уездных казначейств. Они состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись казенным палатам. К 1 9 1 7 г. Департамент государственного казначейства выполнял много разных функций: устанавливал бюджет для каждого уезда; ведал рассылкой окладных листов, взысканием штрафов и недоимок; выдачей пенсий и пособий; выдачей кормовых денег арестантам; земским сбором и др. После 1917 г. было принято решение осуществлять все бюджетные расходы через Народный банк. Департамент государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка. Этот процесс завершился в 1926 г. С того времени и вплоть до конца 90-х гг. в России фактически существовала банковская система исполнения бюджета. В условиях административно-командной экономики не было принципиальной разницы, каким образом осуществлялось исполнение бюджета, поскольку все банки были государственными. Государственными были и те средства, которые проходили через них. Ситуация изменилась лишь в начале 90-х гг., когда наряду с Центральным (государственным) банком стали возникать коммерческие банки. Поскольку не было соответствующего законо- 343 дательства,реальных органов, контролирующих движение бюджетныхсредств, и небыла отлаженасистема учета бюджетныхсредств, исполнение бюджета осуществлялось по-старому,через банковскую систему. Но наряду с Центральнымбанком уже реальнофункционировали коммерческие банки, через которые также двигалисьбюджетные деньги. Действовалатакая схема: суммы бюджетного финансированияпоступали на счетаглавных распорядителей, т.е.министерств иведомств и далее перераспределялись с помощьюкоммерческих банков. П р и этом Минфин РФкак главныйраспорядитель бюджетных ассигнованийбыл лишен возможности контролироватьпрохождение и нелевое использование этих средств.Само прохождение денег по счетам коммерческих банков значительно удлиняло«пробег» бюджетных средств до конечных получателей.Коммерческим банкам было выгодно «прокручивать» эти деньги, и г р а т ьна рынке государственных пенных бумаг, пополнять кредитные ресурсы засчет этих средств. Поэтому, с одной стороны, постоянно рос средний уровеньостатков бюджетных средств насчетах коммерческих банков, а, с другой стороны, широкое распространение получили задержки выплаты заработной платы бюджетникам, невыплаты пенсий, пособий. Все это приводило к росту социальной напряженности вобществе иодновременно ослаблению контроля зацелевым использованием бюджетных средств. Поэтому было решено вновь перейти к казначейской системе исполнения бюджета. После Указа Президента РФ 1992 г. и ПостановленияПравительства РФот 27 августа1993 г. началась работа попереходу на казначейскую систему исполнения бюджета. Федеральноеказначейство — это система органов федеральногоказначейства, находящаяся в подчиненииМинистерства финансов РФ.Его структура является трехуровневой. Первый уровень —• Главное управление федеральногоказначейства (ГУФК). Начальник ГУФК назначается иосвобождается от должности Правительством РФ попредставлению министра финансов РФ, по должности он является заместителемминистра финансов. Второй уровень — территориальные управленияфедерального казначейства (УФК) по республикам, краям, областям, автономным округам, юродам Москве иСанкт-Петербургу. Руководители т е р р и т о р и а л ь н ы хУФК назначаются и освобождаются от должностиминистром финансов но представлению начальника ГУФК. Третий уровень — территориальные отделения федерального казначейства на местах (ОФК) — по городам (за исключением городов районного подчинения). Руководители ОФК назначаются и освобождаются от должности начальниками вышестоящих органов по субъектам РФ. Формирование территориальных УФК началось с 1994 г. Они сначала в порядке эксперимента, а затем на постоянной основе стали вести учет и распределение федеральных доходов. По состоянию на 1 января 2001 г. органы Федерального казначейства функционировали в 88 субъектах РФ. В марте 2001 г. в последнем субъекте РФ — Республике Татарстан было открыто УФК. Таким образом, к 2002 г. УФК были открыты во всех субъектах РФ. Были также созданы 2239 ОФК. Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции: • осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета; • управляет движением средств на счетах казначейства; • доводит информацию о результатах исполнения федерального бюджета до вышестоящих исполнительных и законодательных органов власти; • осуществляет руководство работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета; • ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета; • обеспечиваетисполнение нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством; • организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам; • организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета. Основной функцией Управлений Федерального казначейства по республикам, краям, областям и т.п. является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета. Основными функциями Отделений Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах являются следующие: • формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории; • обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям; • ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства; • представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета. В целом Федеральное Казначейство РФ создано для решения следующих задач: 1. Организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства исходя из принципа единства кассы. 2. Регулирование финансовых отношений между бюджетами, осуществление контроля за поступлением и использованием внебюджетных средств. 3. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом. 4. Управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ. 5. Размещение на возвратной и платной основе государственных финансовых ресурсов. 6. Разработка методологических и инструктивных материалов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций. 7. Ведение операций по учету государственной казны РФ. Казначейская система исполнения бюджета имеет принципиальное отличие от банковской системы исполнения. При банковской системе исполнения федерального бюджета по доходам, средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней все банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация поступала в Минфин РФ. Исполнение же федерального бюджета по расходам при банковской системе 346 осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: 1) выделение объемов бюджетных назначений; 2) осуществление кассовых расходов бюджетополучателями. Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном через коммерческие банки. При казначейской системе исполнения бюджета происходит концентрация двух потоков денежных средств — доходного и расходного на одном счете. Такой порядок позволяет: 1) значительно ускорить процесс финансирования за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечного получателя, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств; 2) повысить эффективность использования бюджетных средств за счет более жесткого контроля за целевым использованием средств; 3) снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля. При казначейской системе можно более оперативно контролировать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, суммы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета. Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем: 1) информация по исполнению бюджета становится актуальной, так как любые потоки информации регистрируются казначейством; 2) резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов; 3) обеспечивается сохранность средств; 4) обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюджета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным; 5) повышается эффективность управления процессом исполнения бюджетом и управления ресурсами. Учитывая эти преимущества, в России с 1996 г. идет активный процесс перевода государственных средств из коммерческих банков на счета Казначейства в Центральном банке. В 1999 г. 98,7% счетов бюджетополучателей находились уже в Казначействе (без 347 учетаорганизаций Минобороны России, атакже бюджетополучателейРеспублики Татарстан и Чеченской Республики). В январе 2000 г. Правительство РФ одобрило концепцию функционированияединого счета Федеральною казначейства Минфина РФ по учету доходов и средств федеральногобюджета. Она предусматривает централизацию учета и оптимизациюпотоков движения доходов и средств федеральною бюджета. Единый казначейский счет (ЕКС), функционирующийв рамках данной концепции, представляетсобой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются всеоперации органовюсу-дарственной власти РФ по исполнению федеральногобюджета. ЕСК открывается в учреждении Банка России. Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях использования ЕКСявляется качественно новой технологией исполнения федерального бюджета,в которой принципиальнымивыступают следующие моменты: а) централизация доходов и средств федерального бюджетана б) централизация операций по у ч е т у доходов бюджетовразных в) ежедневное отражение в Главнойкниге Федерального казна При введении ЕКС можно будет одновременно решим, три задачи: добиться концентрации бюджетных средств;ужесточить контроль заих расходованием; повыси гькачество управлениябюджетными средствами. При этом существенным образом изменятсяпроцедуры финансирования. В настоящее время финансирование начинается с момента движения средств по счетам Федеральногоказначейства. [ 1о отпринятия распорядителями средств федеральногобюджета решения но финансированию до момента кассового расхода, производимогосо счетов органов Казначейства на основании платежных документовконкретного бюджетополучателя, проходит достаточномного времени. Все это время «связанные» средстванаходятся на остатках по счетам Федерального казначейства. 348 Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства призвана радикально изменить положение. В соответствии с этой концепцией счета бюджетополучателей будут подкрепляться реальными ресурсами тогда, когда необходимо будет фактически производить кассовый расход, т.е. когда в орган Казначейства поступит из учреждения платежный документ на списание средств с его лицевого счета в оплату обязательств, принятых данным учреждением в соответствии с Законом о бюджете. В результате введения ЕКС у Правительства РФ появится реальная возможность эффективного управления средствами федерального бюджета. При этом сократится необходимость в краткосрочных заимствованиях на внутреннем и внешнем рынках, что в конечном счете приведет к сокращению расходов федерального бюджета, направляемых на обслуживание государственного долга. По мере того, как будет увеличиваться скорость расчетов в государственном секторе, будет решена и проблема неплатежей. Все перечисленные преимущества, которые появляются с введением ЕКС, в совокупности с возможностями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств создадут реальные предпосылки эффективного управления и целевого использования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного процесса.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (707)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |