Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности кожи и ее производных у детей



2015-11-11 698 Обсуждений (0)
Особенности кожи и ее производных у детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Дата проведения занятий:_________________

Работу выполнил: Ф.И. О. студента, № группа______

Работу проверил:______________ доцент Л. П. Туровинина, Смышляева Р. К.

Занятие №

Тема занятия: «Кожа и ее производные».

Продолжительность изучения темы часа

Из них на занятии 2 часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа часа.

Цель: изучить гистофизиологию, регенерацию кожи и ее производных: волос, ногтей, сальных, потовые.

Задачи:

Знать:

1. Микро- и ультраструктуру эпидермиса, морфологические различия эпидермиса «толстой» и «тонкой» кожи.

2. Строение сетчатого и сосочкового слоев дермы и влияние сосочкового слоя на рельеф поверхности кожи.

3. Строение производных кожи: волос, ногтей, сальных и потовых желез. Их регенерация.

Уметь:

1. Диагностировать гистопрепараты по теме.

2. Определять структурные элементы в гистопрепаратах кожи, волоса, ногтя.

 

Значение изучаемой темы:

Знание структуры кожи ее производных позволит выявить особенности их функционирования, возможного нарушения их структуры и функции при развитии патологического процесса в различные возрастные периоды. Визуальное обследование кожи и ее произвольных имеет большое значение для диагностики заболеваний органов других систем организма.

 

Методические рекомендации по самоподготовке

Теоретические вопросы для самоподготовки

Необходимый исходный уровень знаний.

Из других курсов и тем:

1. Строение эпидермиса. Подвижная норма ткани.

2. Железистый эпителий, типы строения экзокриновых желез, типы секреции.

3. Строение рыхлой, плотной неоформленной, жировой соединительной ткани.

4. Нервные окончания в эпителии и соединительной ткани.

5. Строение гемокапилляров.

6. Регенерация эпидермиса, соединительной ткани.

По теме занятия:

I. Общая характеристика кожи. Принцип структурной организации. Функции. Классификация.

II. Источники развития. Органогенез.

III. Гистофизиология кожи:

1. Строение эпидермиса. Слои эпидермиса: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий, роговой.

Особенность их клеточного состава. Механизм синтеза кератина. Особенности строения эпидермиса в различных участках кожи.

2. Строение дермы:

- Строение и гистофизиология сосочкового слоя дермы.

- Строение и гистофизиология сетчатого сдоя дермы.

- Строение и гистофизиология гиподермы.

3. Кровоснабжение кожи.

4. Иннервация кожи.

5.Регенерация кожи.

IV. Строение и гистофизиология производных кожи.

1. Потовые железы:

- Эккриновые потовые железы. Строение, механизм секреции (тип), локализация в коже, функции.

- Апокриновые потовые железы. Строение,тип секреции, локализация в коже, роль.

2. Сальные железы. Общий принцип строения. Гистофизиология, тип и механизм секреции, локализация в коже, роль.

3. Волосы.Развитие. Виды волос, их расположение. Строение волоса:

3.1. Стержень волоса.

3.2. Корень волоса (фолликул, собственно волос, луковица)

- фолликул: эпителиальные корневые влагалища, соединительнотканная сумка.

- луковица: соединительнотканный сосочек, матрица.

- собственно волос: мозговое, корковое вещество, кутикула.

3.3. Процессы формирования собственно волоса (регенерация).

3.4. Смена волос.

3.5. Поседение волос.

4. Ноготь:

4.1. Строение ногтевой пластинки (тело, корень, матрица).

4.2 Фиксация ногтевой пластинки:

- Строение ногтевого ложа (эпителиальная часть - гипонихий, соединительно-тканная часть), эпонихий.

- Строение ногтевых валиков (боковых, заднего). Их роль.

4.3. Рост ногтя.

При подготовке к занятию по теме: «Кожа и ее производные», следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Особенности строения эпидермиса кожи новорожденного и ребенка первых лет жизни.

2. Морфо-функциональные особенности дермы в детском возрасте.

3. Строение и функция сальных желез у детей различных возрастов.

4. Строение и функция потовых желез в различные возрастные периоды.

5. Особенности строения и рост волос у детей различных возрастов.

 

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Васкуляризация, иннервация кожи.

2. Рост и смена волос. Облысение. Поседение волос.

3. Ноготь.

УИРС. Темы рефератов

1. Эпидермис новорожденного и детей первых лет жизни.

2. Строение и функция сальных желез в разные возрастные периоды.

3. Строение и функция потовых желез у детей различных возрастов.

4. Рост и смена волос.

5. Регенераторные возможности тканей кожи. Структурные обоснование функций кожи.

6. Дерматоглифика и ее значение диагностике заболеваний органов.

7. Зоны Захарьина – Геда. Их роль в диагностике заболеваний.

8. Морфофункциональные особенности дермы в детском возрасте.

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

Особенности кожи и ее производных у детей.

Кожа ребенка, особенно новорожденного и на первом году жизни, по своему строению и в функциональном отношении во многом отличается от кожи взрослого. Эти особенности позволяют понять и объяснить как частоту кожных поражении в раннем детском возрасте, так и некоторые особенности их течения.

Кожа грудных детей и детей первых лет жизни отличается от кожи взрослого человека своей бархатистостью, мягкостью и более розовым цветом. Она значительно тоньше, чем у взрослого. Особенно тонок роговой слой эпидермиса у новорожденного. Он состоит всего из 2-3 рядов ороговевших, слабо связанных между собой клеток, которые беспрерывно слущиваются. У новорожденных роговой слой эпидермиса очень тонок, но утолщается в течение 1-го месяца жизни. Так, роговой слой кожи предплечья новорожденного равен 0.01 -0,1мм, спины- 0,01 мм, живота - 0,05-0,06 мм, подошвы ступни-0,08-0,14 мм при общей толщине эпидермиса - 0,15-6,25 мм. Ростковый слой, в котором происходит энергичное разрастание клеток, развит хорошо. Базальная мембрана, на которой лежит эпидермис новорожденного, недоразвита. Она очень топкая и рыхлая вследствие слабого развития ее волокнистых структур, поэтому и связь между эпидермисом и дермой очень слабая.

С возрастом происходит утолщение эпидермиса, особенно его рогового слоя. Это утолщение на многих местах тела становится заметным уже через 1-2 месяца после рождения ребенка.

Дерма у новорожденного и детей первых лет жизни не только более тонкая, по и строение ее своеобразно. Сосочковый слой дермы хорошо выражен только на ладонях, подошвах и тыльной поверхности кистей и стоп, а на других местах он развит слабо и еще не закончил своего формирования. Дерма значительно богаче клеточными элементами, в ней больше содержится аморфного вещества, воды, муцина и преобладают преколлагеновые волокна. Эластические волокна появляются только в конце I месяца жизни, причем раньше всего в коже лица. К 8 годам количество эластических волокон достигает максимума (гиперэластоз) и удерживается на этом уровне лет до 30 лет.

Утолщение рогового слоя эпидермиса, а также развитие соединительнотканной основы кожи продолжается до 16 лет, причем особенно энергично эти процессы идут в течение первого года жизни.

У взрослого человека толщина эпидермиса может достигать 0,6 мм на подошвах ног, а толщина дермы - на различных участках кожи равна от 1,1 до 2,6 мм. Содержание гликогена в коже у новорожденных примерно в полтора раза меньше, чем у взрослых. Содержание ДНК в коже не зависит от возраста. Время обновления клеток эпителия - это среднее время, за которое все базальные клетки из базального слоя переходят в роговой. Для взрослых это время колеблется (на различных участках кожи) от 12,4 до 26 суток - в среднем 17,7 суток. У детей обновление эпителия протекает медленнее, чем у взрослых, так как клетки эпидермиса детей имеют больший срок жизни.

Толщина подкожно жировой клетчатки у новорожденных колеблется в широких пределах. Особенностями строения этого слоя у детей грудного возраста являются: очень богатое капиллярное кровоснабжение жировых долек, узкие прослойки соединительной ткани между жировыми дольками и наличие большого количества недифференцированных жировых клеток (мелких с незначительными жировыми включениями).

Характерная особенность кожи новорожденного - богатство ее кровеносными сосудами с густой сетью широких капилляров. Капилляры долго остаются широкими, чем и объясняется нежно-розовая кожа ребенка первого года жизни. Нервы кожи у новорожденных в значительной мере соответствуют таковым у взрослого человека, но многие концевые нервные аппараты к моменту рождения ребенка не заканчивают своего развития.

Таким образом, защитная функция кожи в детском возрасте, особенно у новорожденных детей и детей первого года жизни, ввиду ее морфологических особенностей явно недостаточна. По сравнению с кожей взрослого у детей она легко ранима и более доступна проникновению инфекции и вредному воздействию химических раздражителей.

Сальные железы усиленно функционируют уже во время внутриутробного развития и в течение первого года жизни, обильно выделяя сало на поверхность кожи. У детей старше одного года наблюдается атрофия части секреторных отделов, и у детей 7 лет сальные железы становятся меньших размером по сравнению с новорожденными. Вновь увеличиваются сальные железы с началом полового созревания, и максимальных размеров они достигают у лиц 18—25 лет.

Потовые железы в течение первых 3-4 месяцев не функционируют, и просвет их закрыт эпителиальными клетками, хотя к моменту рождения некоторые железы уже достаточно развиты. В настоящее время большинство авторов склонно объяснять отсутствие функциональной деятельности потовых желез недоразвитием потоотделительных центров в головном мозгу. Этим и объясняется слабая выраженность теплорегуляционной функции кожи у новорожденного и ребенка первого года жизни. Ребенок этого возраста легче, чем более старшие дети, переохлаждается и перегревается при соответствующих переменах окружающего воздуха.

Окончательное развитие потовые железы достигают к 5-7 годам жизни ребенка. Апокриновые железы заканчивают свое развитие и начинают функционировать только с периода полового созревания.

Дыхательная функция кожи у детей грудного возраста имеет большое значение, чем у взрослых, ввиду тонкости рогового слоя эпидермиса и усиленного кровоснабжения дермы.

К производным эпидермиса относятся волосы. Они на голове новорожденных вполне развиты, но отличаются отсутствием мозгового вещества. Кожа туловища, особенно спины и плеч, покрыта пушковыми волосами, причем у недоношенных детей их больше, чем у доношенных. Этот пушковый волосяной покров выпадает в течение первого месяца жизни и заменяется волосами, которые в течение первого года жизни несколько раз выпадают и вновь вырастают. Волосы головы начинают расти до рождения. У новорожденных их средняя длина у мальчиков равна 2,4 см. у девочек 2,6 см. Скорость роста волос у новорожденных равна 0,2 мм, (затем увеличивается до 0,3-0,5 мм) в сутки. Под мышками и на лобке волосы появляются к 10 годам у девочек, и к 12-15 годам у мальчиков. Порядок появления следующий: лобок, мошонка, подмышка и борода.

Общая продолжительность жизни волос (в том числе период роста и покоя перед выпадением) зависит от участка тела и типа полос. Например, брови, ресницы и подмышечные волосы живут 3-4 месяца, головы - от 5 до 7 лет.

Количество волос на 1 см2 головы у детей 3-9 лет: мальчики – 199 ±14, девочки – 185±10,у взрослых: рыжие около 200, брюнеты - около 250, блондины около 300.

Скорость роста ногтей пальцев рук и ног неодинакова и зависит от ряда факторов.

До трех лет скорость ногтей пальцев рук равна 0,07 мм в сутки, В период от 20 до 30 лет увеличивается до 0,12 мм в сутки, к 80 годам равна 0,09 мм в сутки. Быстрее всех растет ноготь среднего пальца, за ним следует указательный, безымянный, большой и мизинец. Зимой скорость роста ногтей на 8-10% ниже, чем летом. Ногти на пальцах ног растут медленнее, чем на пальцах рук.

Следует также отметить, что в период полового созревания, в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма, наблюдается повышенная вазомоторная возбудимость кожи (быстрая смена окраски), а также усиленное функционирование апокриновых потовых и сальных желез, что ведет к закупориванию их выводных протоков с последующим воспалением.



2015-11-11 698 Обсуждений (0)
Особенности кожи и ее производных у детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности кожи и ее производных у детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (698)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)