Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



2015-11-11 436 Обсуждений (0)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели и задачи дисциплины

 

В современном обществе последние десятилетия наблюдаются явные признаки трансформации и кризиса семьи как социального института и малой группы. Это выражается в смене традиционной, авторитарной модели российской семьи на эгалитарную, развитии альтернативных форм брачно-семейных отношений. Расширяется круг социально-психологических проблем российской семьи. В этой связи особую актуальность приобретает изучение проблем современной семьи и перспектив ее развития.

Семейные отношения – сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.

Дисциплина «Основы психологии современной семьи» ставит своей целью ознакомить студентов с многочисленными концепциями зарубежной и отечественной науки, рассматривающими семью как многоуровневую и многофункциональную систему. В курсе дается научное представление о наиболее значимых понятиях психологии семейных отношений: гармоничная и дисгармоничная семья, жизненный цикл развития семьи, нормативные и ненормативные кризисы развития семьи, межпоколенные и внутрипоколенные родственные отношения в семье и т.д. Курс призван сформировать у студентов наиболее общее представление о роли семьи в развитии личности, направлениях и методах оказания психологической помощи семье.

В структуре образования в институте психологии дисциплина «Основы психологии современной семьи» является важным компонентом базового психологического-педагогического образования. Дисциплина «Основы психологии современной семьи» дает фундаментальные основы профессиональной подготовки студентов.

Целью дисциплины является повышение психолого-педагогической компетенции студентов в сфере семейных отношений, приобретение первичных навыков семейного психологического консультирования.

Задачи дисциплины:

- сформировать комплексное представление о семье в системе ее внешних и внутренних психологических связей, теоретические знания об особенностях взаимоотношений членов семьи, нарушении процесса воспитания в семье, влиянии родительских установок на формирование индивидуально-психологических качеств ребенка;

- сформировать умения применять методы психодиагностики семейных отношений в исследовательской и практической деятельности, построения адекватного семейного диагноза;

- ознакомить студентов с моделями и техниками психологического консультирования семьи, сформировать первичные навыки семейного консультирования, привить навыки разрешения супружеских конфликтов;

- способствовать развитию у студентов рефлексии своих личных семейных проблем для их более глубокого осознания и возможной проработки в индивидуальной терапии.

Воспитательной целью данной дисциплины является развитие психолого-педагогической направленности и роста профессионально-личностного самосознания студентов.

Содержание дисциплины ориентировано на то, чтобы полученные знания и умения могли быть успешно интегрированы при изучении других дисциплин психологического и социально-психологического блока, на выработку у студентов способности применять эти знания и умения на практике.


Содержание контрольной работы и требование к ее выполнению

Контрольная работа по дисциплине «Основы психологии современной семьи» состоит из следующих элементов:

· титульного листа (приложение 1);

· задание контрольной работы № 1;

· задание контрольной работы № 2;

· списка использованной литературы;

· приложения

Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.

 

Последняя цифра номера зачетной книжки студента Вариант контрольной работы
1 или 6
2 или 7
3 или 8
4 или 9
5 или 0

 

Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение трех основных заданий разного уровня выполнения:

1) Первое задание предполагает репродуктивно-творческий уровень выполнения – актуализация теоретических знаний по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования».

2) Второе задание предполагает диагностический уровень выполнения – проведение эмпирического исследования представлений о семейных ценностях и ролевых установок в супружеской паре с использованием методики А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП).


Контрольные задания по вариантам

Задание 1. Актуализациятеоретических знаний по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования».

Для выполнения задания необходимо: определить номер варианта контрольной работы (смотри таб.) и выбрать соответствующую варианту тему контрольной работы:

Вариант 1: Семья как социокультурный феномен.

1. Дайте характеристику сущности понятия семья как биосоциальной системы, малой группы и социального института.

2. Тенденции и перспективы развития современной семьи. Что дает основание зарубежным и отечественным исследователям говорить о кризисе института семьи?

3. Назовите отличительные признаки современной российской семьи. Определите социально-психологическое значение семьи в современном обществе.

 

Литература

1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Семейная психотерапия (Составители Эйдемиллер Э.Г, Александрова Н.В., Юстицкис В.) СПб., 2000. С.17-27. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

2. Гапарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) СПб., 1999. 320 с. (Кризис семьи и пути выхода из него С.35-52).

3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998. 272с. (Моногамная семья: кризис или трансформация С. 48-61; Перспективы семьи: XXI век С. 222-241).

4. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. 160 с.

5. Зидер Р. «Золотой век» и кризис семьи в Европе с 1960 г. до настоящих дней // Райгородский Д.Я. Психология семьи (Серия «Психология семейных отношений». Хрестоматия. Самара. 2002. С.169-210.

6. Зидер Р. Социальная история семьи. М., 1997.

7. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

8. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.

9. Попеное Д. Упадок американской семьи (1960-1990): обзор и оценка // Вестник МГУ. Серия «Социология и политология». 1996. - № 3-4.

10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи.— СПб., 1999.

11. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000. – 512с.

Вариант 2: Функции и типология современной семьи

1. Охарактеризуйте основные функции семьи. Определите общественное и индивидуальное значение семейных функций.

2. Проанализируйте последствия функциональной дезорганизации семейной жизни.

3. Перечислите признаки и критерии, по которым в психологии и социологии выделяют категории современной семьи и брачно-семейных отношений.

4. Назовите признаки здоровой и дисфункциональной семьи.

Литература

1. Гурко Т.А. Трансформация института современной семь // Социологические исследования. 1995. - №10. С.95-99.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

3. Зацепин В.И. Брак и семья. // Райгородский Д.Я. Психология семьи (Серия «Психология семейных отношений»). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М». 2002. 3-32.

4. Зацепин В.И. Молодая семья. Киев. 1991.

5. Здравомыслова О.М. Психологические и социально-культурные функции семьи // Эволюция семьи и семейная политика в СССР. М., 1992.

6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М. 1988.

7. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

8. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000. С. 98-127; 128-136.

9. Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Вариант 3: Жизненный цикл развития семьи

1. Почему семьи считают саморегулирующейся динамической системой? Сформулируйте понятие жизненного цикла развития семьи.

2. Дайте характеристику основным стадиям жизненного цикла развития семьи. Раскройте специфику задач, решаемых на каждой стадии жизненного цикла развития семьи.

3. Нарушения жизнедеятельности семьи. Факторы, обуславливающие семейные нарушения.

Литература

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987.N.2. С.60-72).

2. Браун Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб., 2001. С.37-55 (Жизненный цикл семьи).

3. Николе М. Теоретический контекст семейной психотерапии / Семейная психотерапия (Составители Эйдемиллер Э.Г, Александрова Н.В., Юстицкис В.). СПб., 2000. С.27-57. (Серия "Хрестоматия по психологии").

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С.22-28 (динамика семьи, стадии супружеских отношений).

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

Вариант 4: Психология супружеских отношений.

 

1. Охарактеризуйте теоретические подходы к анализу любви как психологического феномена (Э. Фромм, К. Хорни. Э.Эриксон. Р.Стрернберг, В.Столин, И.Кон).

2. В чем заключается специфика добрачных отношений.

3. Какие факторы добрачных отношений могут влиять на стабильность в молодой семье?

 

Литература

1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1999.

2. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // СОЦИС, 1982. - № 2.

3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., -1988. – С.167-177.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

5. Крайг Г. Психология развития. – 1999. (Трехкомпонентная теория любви Стенберга - С. 699-700; Образование пар и развитие отношений: выбор брачного партнера, вступление в брак, сожительство - С. 700 - 704).

6. Красовский Б.П. Выбор брачного партнера // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С.56-58.

7. Майерс Д. Социальная психология. - 1998. (Любовь - С. 559-568; привязанность, супружеская привязанность и счастье - С. 568-572).

8. Розин В.М. Любовь в архаической примитивной культуре // Социально-политический журнал. - 1993. - №№ 4, 7, 9 (-С. 75-81).

9. Семенов В.С. Образы брака и любви в молодежных журналах / В кн. Молодежь. Образование. Воспитание. Профессиональная деятельность. - Л., 1973. - 164-170.

10. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. - М., 1986.

11. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000. – С.151-162.

12. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. - М., 1990.

13. Фромм Э. Душа человека. искусство любить. - М., 1992. - С. 109-179.

14. Юнг К.-Г. Брак как психологическое отношение // Конфликты детской души. Сб. статей. – М., 1995.

 

Вариант 5: Детско-родительские отношения

1. Родительство как культурно-исторический и психологический феномен.

2. Роль матери и отца в воспитании детей. Особенности материнской и отцовской любви. В чем заключаются функции роли отца и матери в современной семье?

3. Гендерные различия в семейной социализации детей. Психологические условия усвоения половых ролей мальчиками и девочками.

4. Виды родительских установок. Родительская позиция.

5. Типы семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания.

Литература

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психологии. 1991. № 4.

2. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. – М., 1985.

3. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М, 2000. – 448с.

4. Исследование детско-родительских отношений: Методические рекомендации к курсу «Семейное консультирование». Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 27 с.

5. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / Психология семьи: Сборник статей / Сост. Т.П. Гаврилова. М.: «Вопросы психологии», 2002. – 165 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

6. Спиваковская А.С. Как быть родителями (психология родительской любви). М-1986.

7. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). – М, 1988. – 200 с.

8. Спиваковская А.С. Педагогика родителям (О психологии родительской семьи). – М., 1986. – С. 101- 106.

9. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. – М., 1989. – 208.

10. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии. - № 3, 2000. – С.314.

 

 


Задание 2. Второе задание предполагает диагностический уровень выполнения – проведение эмпирического исследования представлений о семейных ценностях и ролевых установок в супружеской паре с использованием методики А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП).

Определите: индивидуальные показатели шкалы семейных ценностей, ролевых ожиданий и ролевых притязаний мужа (жены), иерархию семейных ценностей, степень согласованности семейных ценностей супругов, ролевую адекватность супружеской пары. Проведите анализ и подготовьте психологические заключение по результатам исследования для обратной связи с респондентами (приложение 2).

В конце контрольной работы целесообразно представить список используемой литературы. При этом список, составленный и используемый студентом при выполнении контрольной работы, может отличаться от рекомендованного библиографического списка. В списке литературы кроме бумажных носителей (книг, журналов, статей и т.п.) могут приводиться и электронные ресурсы (Автор статьи. Название статьи или страницы сайта // WEB-адрес сайта).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а)Основная литература:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2010.

2. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. СПб, 2009.

3. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. М., 2011.

4. Шнейдер Л.Д. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2011.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2011.

б) Дополнительная литература:

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.

2. Бадентер Э. Мужская сущность. М., 1996.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2000.

5. Ботуин К. Соблазненная женщина: почему изменяют жены и что из этого получается. М.,1995.

6. Бретт Д. «Жила была девочка, похожая на тебя …» Психотерапевтические истории для детей / Пер. с англ. Г.А. Павлова. М., 1996.

7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1998.

8. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.

9. Витакер К. Полночные размышления семейного психотерапевта. М., 1998.

10. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997.

11. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

12. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

13. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., 1996.

14. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

15. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. М., 1991.

16. Гуленко В. В. Жизненные сценарии // Соционика, ментология и психология личности. №1. 1996.

17. Джонсон Р. Он: Глубинные аспекты мужской психологии. М., 1997.

18. Джонсон Р. Она: Глубинные аспекты женской психологии. М., 1996.

19. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

20. Игровая семейная психотерапия. / Г. Шефер, Л. Кэри СПб., 2000.

21. Камерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. Воронеж, 1993.

22. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.

23. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

24. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1981.

25. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

26. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешск. М., 1991.

27. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна, 1998.

28. Лабиринты одиночества. М., 1989.

29. Лангмайер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

30. Лев-Старович 3. Секс в культурах мира. М., 1991.

31. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

32. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М., 1999.

33. Методические программы и методики исследования брака и семьи. М., 1986.

34. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., 1999.

35. Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Иванова Н.П. – М., 2002.

36. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. – М., 1993.

37. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М, 1990.

38. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

39. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: 1992.

40. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

41. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

42. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

43. Чепурных Е.Е. Социальная защита детства в сфере образования. – М., 2001.

44. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М., 1996.

45. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.:, 1990.

46. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.

в) Юридические материалы

Семейный Кодекс Российской Федерации (принят 8.12.1995 г., вступил в силу с 1.03.1996 г., №223-ФЗ).

«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят 4.12.1996 г., вступил в силу 27.12.1996 г., а в полном объеме – с. 1. 01.1998 г., №159-ФЗ).

Конвенция о правах ребенка (принята 20.11.1989 г., ратифицирована 15.09.1990 г.).

 


Приложение 1

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт психологии

Кафедра психологии образования

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Основы психологии современной семьи»

 

Вариант № ____

 

 

Студент

Группа

Преподаватель

 

Екатеринбург 2013

 

 

Приложение 2

 

Методика «РОП» позволяет определить:

1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).

2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Порядок работы. Вам (супругам, паре) предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующей письменной инструкцией: «На предложенных Вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четырем вариантам ответов. Если Вы полностью разделяете утверждение, положите его под карточкой «Полностью согласен». Если Вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем это верно». Если утверждение кажется Вам непригодным для Вас, но в нем есть что-то, с чем Вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если Вы категорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Это неверно». Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесь выразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Благодарим за участие в психологическом обследовании».

«Полностью согласен» оценивается в 3 балла, отнесенное к группе «В общем это верно» – в 2 балла, отнесенное к группе «Это не совсем так» – в 1 балл и отнесенное к группе «Это неверно» – в 0 баллов.

Здесь же суммируем баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей (ШСЦ). По двум первым показателям эти результаты будут итоговыми. Итоговые баллы остальных показателей вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидание» и «притязание».

Протокол (форма)
Фамилия, имя, отчество ________________________________
Дата исследования ___________20__ г. Возраст_____
Семейный стаж ______Количество детей___________



2015-11-11 436 Обсуждений (0)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)