Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политический институт как организационная структура системы политических отношений



2015-11-11 1703 Обсуждений (0)
Политический институт как организационная структура системы политических отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Политические институты — объективные элементы соци­альной структуры государства и общества, важнейшие структурные образования политической системы. Институ­ты государства это прежде всего властные органы, внут­реннее устройство власти, приводящие ее в действие и поддерживающие ее функционирование. Это сами действующие органы власти, составляющие ее систему, регулирующие от­ношения политической власти в обществе.

Политические институты общества — самовоспроизводя­щие социальные образования (политические партии, обще­ственные объединения и т.п.) по упорядочению отношений между людьми, их деятельности и поведения в обществе, обеспечению устойчивости общественной жизни. Они по­буждают людей ориентироваться в своей деятельности на предписываемыемодели поведения, на определенные нормы и правила.

Политические институтыэто зафиксированные и до­кументально закрепленные нормы организации и функциони­рования разнообразных органов власти, служб политики, об­щественных организаций и учреждений, которые выступа­ют основными регуляторами политического поведения и де­ятельности граждан в системе политических отношений.

Процесс создания и преобразования институтов весьма сложный и длительный. В XX в. возникли качественно но­вые политические институты: институт всеобщего избира­тельного права, институт политических партий, институтобщественных организаций и групп давления и т.п. Полити­ческие институты эволюционируют под воздействием глу­бинных процессов общественного развития, происходящих как внутри общества, так и за его пределами. Их становле­ние, функционирование и развитие протекают с учетом осо­бенностей форм правления, государственного устройства и политического режима. Политические институты изменя­ются в зависимости от политической воли правящей элиты, политической культуры, исторических традиций и стано­вятся объектом пристального внимания всего общества.

 

2.2. Государство как основной институт политической системы общества. Гражданские и правовые основы современного государства.

Первым политическим институтом, который породил че­ловеческий разум, было государство. Государство является универсальной формой политической жизнедеятельности лю­дей, их бытия. Человечество не придумало пока ничего луч­шего для обеспечения общественного порядка и социального преуспевания граждан.

В настоящее время практически все человечество, за не­большим исключением, объединено в государства, и процесс образования новых государств продолжается. Вновь образо­вавшиеся государства подтверждают свое право на легитим­ность перед гражданами своей страны и мировым сообще­ством.

Государство — продукт внутренней эволюции общества. Существует несколько концепций происхождения государ­ства. Так, Аристотель в трактате «Политика» в стремлении людей к общению видит естественные причиныобразова­ния государства. «Люди общественные животные», — го­ворил Аристотель, постоянно нуждаются в общении и объе­динении с себе подобными. Государство у Аристотеля есть разросшаяся семья: вначале люди объединились в семьи, за­тем несколько семей образовали селение, а из нескольких се­лений возник полис (государство-город). Были времена, за­мечает Дж. Локк, «когда государства лишь немногим отли­чались от семей по количеству людей».

Патриархальная теориярассматривает государствен­ную власть как институт опеки, появившийся в результате естественного и органического соединения родов в племена, племен — в более крупные общности.

Теократическая концепциясчитает государство творени­ем Бога, божьим установлением, «божьим промыслом»: «Нет власти не от Бога, существующие власти от Бога уста­новлены». По утверждению Ф. Аквинского, процесс созда­ния государства похож на сотворение мира Богом.

Договорная концепцияпроисхождения государства (Т.Гоббса, Дж. Локка)утверждает, что государство есть орган влас­ти и правопорядка, образованный путем заключения обще­ственного договора между людьми для регулирования их жизнедеятельности.

Согласно теории завоеваниягосударство возникло как результат порабощения одних народов другими, более орга­низованными и сильными. Для управления побежденными завоеватели и создают государство. В свою очередь в целях собственной безопасности люди вынуждены самоорганизовываться в государство. Борьба за существование и есть при­чина возникновения государства.

Психологическая теорияпоявление государства объяс­няет наличием вчеловеческой психике особых стремлений у одних людей к власти, у других — к подчинению. Государ­ство плод человеческого влечения и потребностей.

Марксизмобъясняет появление государства социально-экономическими причинами: разделением труда, обособле­нием деятельности по руководству обществом, сосредоточе­нием управленческих функций, ресурсов власти и социаль­ных привилегийв руках отдельных людей, возникновением частной собственности и разделением общества на классы. «Государство есть политическая власть экономически гос­подствующего класса» (Б.И. Ленин).

Государство возникает и развивается под воздействием целого ряда других причин и факторов (географических, природных, демографических), среди которых вряд ли мож­но выделить один в качестве определяющего. Так что же та­кое государство?

Понятие «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государствопонимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Государство— исторически сложившийся политический институт, реализующий определенные властные полномочия по руководству и управлению основными сферами обществен­ной жизни в пределах четко обозначенной территории.

Государство как политический институт имеет характер­ные признаки. В современном международном праве выде­ляются три: территория, население и суверенитет. Террито­риясоставляет физическую, материальную основу государ­ства и включает не только землю, но и недра, водное и воз­душное пространства. Территориальная целостность госу­дарств — незыблемый принцип международного права.

Государство не может быть без населения. Это демогра­фическое понятие приобретает политический аспект. Любой народ, осознающий себя как нацию, имеет право на полити­ческое самоопределение, образование государства. Это право признается мировым сообществом.

Обязательным признаком государства является и сувере­нитет.Он означает, что государство обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осу­ществляет внутреннюю и внешнюю политику. Принцип не­зыблемости суверенитета государств закреплен в уставе ООН.

Исследователи указывают и на другие не менее значимые признаки государства: наличие организованных институтов, осуществляющих различные функции политической власти и управления; исключительное право государства на изда­ние законов и норм, обязательных для всех; публичность го­сударственной власти; монополия государства на легальное применение силы и принуждения; наличие у государства ле­гитимности; право на взимание налогов, эмиссию денежных знаков, осуществление бюджетной политики; регулирова­ние социальной сферы; осуществление контроля над въездом и выездом из страны; определение гражданства. Именно эти признаки в значительной степени идентифицируют государ­ство .

В настоящее время лишь немногиегосударства обладают всеми названными признаками. Остальным предстоит их приобрести.

Деятельность государства по выполнению своего предна­значения выражается в его функциях, которые делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциямотносятся политическая, пра­вовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная, экологическая, ин­формационная, идеологическая.

Внешние функциигосударства включают в себя обеспе­чение территориальной целостности, безопасности и сувере­нитета страны, защиту национальных интересов государства на международной арене, развитие взаимовыгодного сотруд­ничества с другими странами, участие в решении глобаль­ных проблем человечества и др.

Важное научное и практическое значение имеет вопрос о форме государства. Форма государства - это способ организации политической власти. Она состоит из трех элементов:

а) формы государственного правления;

б) формы государственного устройства;

в) политического режима.

Форма государства определяет - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов. От формы государства зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.

Государственное устройствоэто национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных и местных органов. Она дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория страны и каковы их правовое положение, соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства. Обычно выделяют унитарное и федеративное устройства, хотя известны и смешанные.

С точки зрения диалектико-материалистической истории известны четыре основных типа государства, определяемых характером господствующего способа производства:

1. Рабовладельческое государство.

2. Феодальное государство.

3. Буржуазное государство.

4. Социалистическое государство.

Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в V]b. до н. э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. Концепция правового государства сложилась в XVI1-XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов - Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других.

Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Следует иметь ввиду, что теория и практика правового государства позволяют выделить следующие общие признаки: наличие развитого гражданского общества; верховенство закона во всех сферах жизни общества; гарантии прав личности; взаимная ответственность государства и личности; принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан. В послевоенные период идея правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством.

Идея правового социального государства нашла свое отражение в Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1 994 года, где в статье 1 провозглашается: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство».

Однако, от конституционного закрепления идеи правового социального государства до практической реализации лежит долгий и трудный путь. Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества.

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, и т.д. Отметим, что базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства.

Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие перехода к рынку и правовой государственности.

 



2015-11-11 1703 Обсуждений (0)
Политический институт как организационная структура системы политических отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политический институт как организационная структура системы политических отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1703)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)