Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Типичные ошибки при выделении и определении проблемы




В словарях «проблемой» называют «сложный вопрос», «комплексную задачу» - все, что угодно. Это говорит о том, что отсутствует точное определение проблемы. Чаще всего проблемой называют, например, явление, оцениваемое как нежелательное, например: «нет денег», «падение рождаемости», «рост смертности населения». На самом деле это не проблема, а ее симптом – видимое проявление следствия проблемы, которую надо выявить и определить ее сущность.

Понимание проблемы.

Проблема есть несоответствие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения.

Если человек подобно буддийскому монаху ограничит свои потребности – он сможет жить без проблем. Именно для такого освобождения от лишних потребностей люди уходят в монастыри.

 

Почему возникают проблемы. Истоки проблем.

Потребности меняются и чаще всего растут. А возможности удовлетворения не всегда успевают за растущими потребностями. Итак, одна причина проблем – в человеке, в его растущих потребностях.

Другая причина в изменяющемся мире. Световой день меняется и за это время надо удовлетворить свои насущные потребности. Тепловой поток от Солнца меняется каждый день и от сезона к сезону, а хочется жить в тепле, в сытости. Значит надо….

И человек начинает совершенствовать несовершенный Мир в соответствии со своими потребностями.

Но человек, не понимающий законов Природы, совершенствуя Мир одной рукой, другой рукой порождает новые проблемы.

Третий источник проблем в том, что в одиночку совершенствовать Мир невозможно, люди объединяются в организации, и во главе каждой организации стоит руководитель. А поскольку руководитель, как правило, также не понимает законов Природы, то его неверные решения, усиленные всей мощью его организации, приводят к еще большему росту проблем уже в масштабах отрасли или всего общества. А это приводит к необходимости «принятия мер», то есть к устранению проблем, созданных неверными действиями целых организаций и отраслей.

 
 

 


Рис.3

 

 

Зачем нужно выделять проблемы и формулировать.

Выделить и сформулировать проблему нужно для того, чтобы определить и устранить источник ее возникновения. Для того, чтобы «не наступать на те же грабли» вновь и вновь. Особенно это важно в семье, в группе, в коллективе, в организации, в обществе, в государстве.

 

Как от проблемы перейти к причине ее.

На первом шаге можно зафиксировать как проблему нежелательное явление. Сказать себе: «да, есть проблема, нет денег». Но уже на следующем шаге надо понять: в чем причина «проблемы»? Почему не стало денег, какой источник перестал их давать или какие возросшие потребности требуют большего

количества денег? Средством продвижения здесь является вопрос «почему?» и поиск ответов на него.

Таким образом, мысль человека будет двигаться от видимого, осязаемого – отсутствия денег, например, к причине, которая может быть не столь очевидна.

 

Как связаны причина и проблема.

Проблема и ее причина связаны причинно-следственным отношением. А это значит, что с помощью вопроса «почему?» можно отыскать причину или причины проблем. Например: проблема «нет денег». Вопрос: почему нет денег (в чем причина проблемы)? Живу не по средствам, понимает человек. Вот она причина «проблемы» - несоответствие между доходами и расходами.

Но и у этой «проблемы» можно найти причину – почему живу не по средствам? Ответ: так привык, так родители воспитали. Вот это более глубокая причина проблемы: отсутствие культуры расходования денег.

Достоверность обнаруженных отношений можно проверить с помощью контрольной связки «ЕСЛИ А – ТО В». Например: верно ли, что «ЕСЛИ нет работы, ТО нет денег».

 

 
 


Рис.4. Связь причины и следствия

через вопрос «почему» и связку «если - то»




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)