Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Биологический подход А. Гелена и К. Лоренца к рассмотрению человека



2015-11-20 2471 Обсуждений (0)
Биологический подход А. Гелена и К. Лоренца к рассмотрению человека 4.50 из 5.00 4 оценки




Основные установки философской антропологии. Виды и особенности философско-антропологических направлений

Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека:1. Это специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно оформляется на протяжении последней четверти 20 в., впитывая свою тематику из общей философии;2. Есть совокуп­ность антропологических концепций, возникших в не­классической и постклассической философии в резуль­тате так называемого антропологического поворота (предметом осмысления начинает выступать не бытие само по себе, а разъяснение и раскрытие смысла чело­веческого бытия).

Впервые этот поворот был осуществлен Л. Фейербахом (а в русской философии Н.Г. Чернышевским), который сформулировал «антропологический принцип»философии. Антро­пологический принцип провозглашает человека исход­ным пунктом и конечной целью философии (согласно Фейербаху, необходимо «посредством человека свести все сверхъестественное к природе, и посредством при­роды все сверхчеловеческое свести к человеку»). Во второй половине 20 в. указанный принцип был допол­нен «антропным принципом» современной космоло­гии, устанавливающим зависимость существования человека от физических параметров Вселенной (истоки — в концепциях космизма: Циолковский, Чижевский, Вернадский, Тейяр де Шарден).

В более строгом смысле слова философская антропология - направление в не­мецкоязычной философии, оформившееся в конце 1920-х как принципиально новый тип не­классического «философствования», предлагающий и реализующий программу философской антропологии как единственно воз­можной современной философии и противопоставля­ющий себя в этом качестве иным философским дис­курсам. Исходная установка философской антропологии задает­ся тезисом о том, что любое вопрошание в философии является всегда вопросом о том, что есть человек, а любое «философствование» есть исследование струк­тур специфического человеческого опыта, его крити­чески-рефлексивное прояснение и обоснование.

Философско-антропологическую про­грамму Шелер предложил в небольшой работе «Положение человека в космосе» (1928). В том же 1928 вышел другой классический для философской антропологии труд - «Ступени органического и человек» Плеснера. Третьей программной книгой философской антропологии счи­тается работа Гелена «Человек. Его природа и положе­ние в мире» (1940).

Одним из родоначальников современной философской антропологии был известный немецкий мыслительМакс Шелер. В ряде своих работ он констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса. Кризис общества, социальные противоречия и другие коллизии для М. Шелера — проявление кризиса человека, его личности М. Шелер пишет, что человек никогда не был столь «проблематичным»как в XX веке. Основную причину такого положения человека он видит в существующем разграничении его изучения разными, малосвязанными друг с другом, направлениями антропологической мысли: теологическом, философском, естественнонаучном.

М. Шелер упрекает европейскую философию в том, что она забыла о синтезирующем для всего философского знания вопросе И. Канта: «Что такое человек?». Задача философской антропологии, полагает М. Шелер, показать как из структуры человеческого бытия вытекают все свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее человека.

Шелер выделял пять различных европейских дискурсов: еврейско-христианский, антично-греческий, на­туралистический, декаданский, ориентированный на сверхчеловека.

В основании первых трех — тот или иной образ человека, два последних простраивают «принижающий» или «возвышающий» тип его тракто­вок.

М. Шелер формулирует предмет философской антропологии. С его точки зрения, философская антропология - это наука о сущности и структуре сущности человека.

М. Шелер считал, что качество, которое делает человека человеком, находится вне жизни в широком смысле этого слова. По мнению М. Шелера, - это дух. Дух противостоит всему, ибо дух сверхприроден, он происходит от Бога. Иначе говоря, человек у М. Шелера — это духовное существо, связанное с Богом. Основную особенность человека М. Шелер видит в его устремленности к Богу, поэтому наиболее совершенной личностью, по М. Шелеру, является святой. М. Шелер признает, что все ценности (религиозные, философские, эстетические, научные и т. п.) даны человеку постольку, поскольку он находится в обществе. Таким образом, человек, занимая центральное место в философии М. Шелера, является духовным существом, а основными принципами бытия человека выступают могущественный, но слепой жизненный порыв и все постигающий, но немощный дух.

Биологический подход А. Гелена и К. Лоренца к рассмотрению человека.

Биологическая,или натуралистическая методология изучения человека занимает видное место в современной философской антропологии. Данный подход характеризуется тем, что при рассмотрении родовой сущности человека гипостазируются закономерности присущие его поведению складывающиеся исключительно в процессе филогенеза.

А. Гелен в своей философии исходит из положения, что человек — это животное, биологическая неспециализированность которого делает его "ущербным существом потому что он (в отличие от других животных) плохо оснащен инстинктами и не может вести чисто естественное существование а ею интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомически. Ущербность объявляется источником человеческой активной деятельности, которая есть компенсация изначальной биологической неполноценности неспециализированности человека. Именно культура компенсирует природные недостатки человека. Специфическая человеческая биология делает человека открытым миру. Чтобы выжить, человек, по Гелену, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и модели поведения. Множество инстинктоподобных импульсов, считает Гелен, витально определяют плюрализм нравственных и правовых норм. Мотивы же человеческого поведения упираются в биологические механизмы Важнейшую роль в них, по мнению Гелена, играют инстинктыагрессивности и взаимности. Важное место в антропологической теории А.Гелена сводится к вопросу о том, как выживает человек. С его точки зрения жизнь человеческих сообществ регулируется несколькими основными инстинктами: инстинкт заботы о потомстве; инстинкт восхищения перед цветущей жизнью и сострадание перед жизнью гибнущей; инстинкт безопасности. Социальное положение человека у А. Гелена во многом определяется ролью того или иного инстинкта, его развитием.

Подобные идеи о человеческой сущности развивает и известный австрийский этолог и философ, лауреат Hoбелевской премииКонрад Лоренц - исходит из биологической природы человека, определяемой его инстинктами. Система инстинктов представляет собой более или менее целостную систему взаимодействии между множеством независимых переменных — питание, размножение, половой инстинкт и т. п. Будучи неизменными по форме каждый инстинкт имеет свою особенную власть над всем организмом и в своих действиях не зависит от целого. Вот почему, подчеркивает К. Лоренц, человек — это как бы корабль, которым командует множество капитанов. У человека все эти капитаны могут находиться на капитанском мостике одновременно, и каждый волен высказать собственное мнение. К. Лоренц считает, что подлинным первичным, направленным на сохранение вида, инстинктом являетсяагрессия(нападение, применение силы, злость) — естественное генетически врожденное свойство, которое присуще и животным, и человеку.

 



2015-11-20 2471 Обсуждений (0)
Биологический подход А. Гелена и К. Лоренца к рассмотрению человека 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Биологический подход А. Гелена и К. Лоренца к рассмотрению человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)