Гуна Трая Вибхага Йога
Благой Господь сказал:
1. А теперь Я скажу тебе знанье, что зовется средь всех высочайшим; это знанье познавшие муни высоту обрели совершенства.
2. Опираясь на это ученье, Моей вечной достигнув природы, они с гибелью мира не гибнут и с рожденьем его не родятся.
3. Моя матка - Великий Брахман, Я в него свое семя влагаю; и от этого, Партха, зачатья всех существ порожденье бывает.
4. Для всех тел, что в бесчисленных чревах обретают, сын Кунти, рожденье, лоном высшим бывает тот Брахман, Я же - семя дающий родитель.
5. Возникают из пракрити разом гуны три - саттва, раджас и тамас; ими скован, о могучерукий, тот бессмертный, что телом владеет.
6. Из тех трех - саттва, будучи чистой, светоносной и полной здоровья, все же сковывает живущих цепью счастья и знанья, сын Притхи.
7. Состоит, знай, раджас из страсти, вожделенье его порождает; раджас вяжет деяний цепью воплощенного, о безупречный.
8. Порождается тамас незнаньем, воплощенных он всех ослепляет; он их связывает, о сын Кунти, беззаботностью, сном и ленью.
9. Саттва связывает со счастьем, раджас - с действием, могучерукий, затемняя познание, тамас косной лени готовит путы.
10. Когда раджас и тамас слабеют – возрастает, сын Бхараты, саттва; когда саттва и тамас - раджас; когда саттва и раджас - тамас.
11. Если знания свет освещает входы-выходы этого тела – это значит в таком человеке саттва крепнет - пусть он это знает.
12. Когда раджас умножен чрезмерно – от него возникают жадность, озабоченность, вожделенье, суета, начинание действий.
13. В мыслях мрак, беззаботность тупая, ослепление, отсутствие действий – все они возникают тотчас когда тамас растет, сын Куру.
14. Когда к смерти идет воплощенный, состоящий из гуны саттва, - он миров безгрешных достигнет обладателей высшего знанья.
15. Тот, кто в раджасе смерть встречает, возродится средь скованных кармой; если ж в тамасе тело покинет – возрождается в лонах нечистых.
16. Хорошо совершенное действие саттвы благостный плод приносит; плодом раджаса скорбь бывает; плод же тамаса - заблужденье.
17. Возникает от саттвы знанье, раджас к жадности лишь приводит, плодом тамаса будет незнанье, ослепление и беззаботность.
18. Чист и ясен - горе стремится, если страстен, стоит посредине, в сфере действия низменной гуны пребывая - вниз темный сходит.
19. Если деятеля иного, кроме гун этих, видеть не будешь, если знаешь Того, кто их выше, - ты в Мое придешь состояние.
20. Когда этой пракрити гуны воплощенный преодолевает, он, от скорби рожденья и смерти став свободен, вкушает бессмертье.
Арджуна сказал:
21. Что за признаки здесь, Владыка, мужа, ставшего выше, чем гуны? Как ведет он себя? И как он эти гуны в себе побеждает?
Благой господь сказал:
22. Знанья все, также дел совершенье, ослепленье даже, сын Панду, повстречав - кто не отвратится, потеряв же - кто не пожалеет,
23. кто сидит, точно равнодушный, тремя гунами не поколеблен, "Гуны вертятся в гунах" - так мысля, пребывает кто без потрясений,
24. ровный к золоту, глине и камню, мудрый, ровный к немилым и милым, в горе-радости невозмутимый, одинаков к хвале и к брани,
25. кто к бесчестью и чести ровен, к другу-недругу одинаков, оставляющий все начинанья – тот и есть "превзошедший гуны".
26. Кто Меня, Партха, йогой бхакти неуклонно всегда почитает – тот способен с Брахманом слиться, ибо гуны он все превосходит.
27. Ибо Брахман этот бессмертный и нетленный - на Мне основан; Я - основа предвечной дхармы. Лишь во Мне - совершенная радость.
Глава 15 Пурушоттама Йога
Благой Господь сказал:
1. Говорят, у ашватхи бессмертной корни кверху растут, ветви - книзу, ее листья - ведийские гимны, кто так знает ее - знаток Веды.
2. Гунами крепкие, множатся ветви вверх, также вниз; чувств объекты - побеги. Корни иные вниз протянулись, кармой людей оплетая в мире.
3. Облик ашваттхи, опора, начало, также конец - в мире непостижимы; твердым мечом отрешенья кто срубит дерево это с разросшимся корнем, -
4. пусть он дорогу отыщет, с которой не возвращается путник в сансару; скажет: "Пришел я к Пуруше, к началу, что порождает поток проявлений".
5. Узы греха, ослепленье, гордыню, двойственность радости - боли оставив, мыслью бесстрастной в себе пребывая, к вечной он пусть направляется цели.
6. Солнца луч Его не достигнет, ни огонь там, ни месяц не светят, кто ушел туда - не возвратится; то Мой, Партха, приют высочайший.
7. Меня, вечного, лишь частица, в мире тварей ставшая дживой, к себе чувства влечет и манас, пребывающие в природе.
8. Когда джива в тело вступает и когда его оставляет, он уносит чувства и манас, словно ветер - цветов ароматы.
9. Обонянием,слухом, зреньем, осязанием и чувством вкуса, также манасом управляя, погружается джива в предметы.
10. Как он здесь пребывает, уходит, связан с Гунами, как ощущает – видят мудрые оком знанья; ослепленные не различают.
11. Обуздав себя йогой, аскеты его сущим в себе созерцают; но подвижник, душою нетвердый, неразумный, его не видит.
12. Этот свет, что сияет в Солнце, освещая вселенную, Партха, также свет, что ты в месяце видишь иль в огне, - то Мое, знай, сиянье.
13. Земли тело собою проникнув, на себе все живое несу я; Я питаю лесные растенья, Сомой став, средоточием соков.
14. Становясь в существах вайшванарой, Я в дыхании верхнем и нижнем четырех разновидностей пищу перевариваю неустанно.
15. В каждом Я сердце живу; от Меня лишь память, познанье, конец заблужденья; лишь обо Мне наставляют все Веды; Вед Я знаток, Я - начало Веданты.
16. В мире два существуют пуруши: один смертен, другой вне смерти; первый - это все твари, Партха; "неизменным" зовут второго.
17. Но над ними есть Высший Пуруша, именуют Его - Высший Атман. Он, нетленный, три мира проникнув, их несет на себе, Владыка.
18. Выше Я, чем бессмертный пуруша; также смертного Я превосходней. Потому - средь людей и в Ведах Я как Высший Пуруша прославлен.
19. Кто лишен ослепленья, знает, что Я есмь Высочайший Пуруша, - тот, всеведущий, всею душою почитает Меня, Арджуна.
20. Я сегодня тебе, безупречный, высочайшую тайну поведал. О, как мудр, кто ее постигает! Он свершил свою дхарму в мире.
Глава 16
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |