Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2 Предыстория нравственности (архаическая нравственность)



2015-11-20 655 Обсуждений (0)
Тема 2 Предыстория нравственности (архаическая нравственность) 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕВИКОВА С.И

 

 

ПРАКТИКУМ ПО ЭТИКЕ

Москва 2010


ББК

 

 

 

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Ретюнских Л.Т.,

доктор философских наук, профессор Суворова О.С.

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании

Кафедры философии МПГУ

Протокол № 1 от 31 августа 2009 г

 

 

Левикова С.И. Практикум по этике. Москва, Экон-Информ, 2010. 22 с.

 

Практикум включает в себя авторскую программу по этике, разработанную в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования РФ, а также учебно-методическое обеспечение дисциплины и методические рекомендации по организации ее изучения.

Предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, а также для преподавателей.

 

ISBN

 

© Левикова С. И., 2010

 


I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

 

Код по ГОС ВПО (индекс) Название дисциплины и их разделы Трудоемкость (всего часов)
ДС.В.00 Этика. Предмет этики. Исторические этапы и вехи развития морали. Предыстория нравственности (архаическая нравственность). Нравственность в истории культуры и исторические моральные кодексы. Основные моральные модели поведения и обустройства жизни. Учителя человечества (важнейшие моральные и этические учения). Теория морали. Понятие морали. Моральная мотивация. Моральный выбор. Долг и совесть. Нравственный опыт. Этикет как элемент нормативной регуляции.

 

II. Рабочая программа

 

Цели и задачи дисциплины

Дисциплина ориентирует на получение студентами углубленного профессионального образования, позволяющего им обладать дополнительными профессиональными компетенциями для решения следующих типовых задач профессиональной деятельности, установленных ГОС ВПО:

- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

- умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.

Цель дисциплины «Этика»: Освоение студентами азов и основных положений философского практическо-теоретического знания, объектом изучения которой является мораль, с целью лучше разбираться в себе и других, яснее видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать собственную свободу.

Задачи дисциплины «Этика» конкретизируют типовые задачи профессиональной деятельности следующим образом:

- сформировать у студентов компетентные представления об основных этических понятиях и идеях применимых как в теории профессионального педагогического образования, так и в эмпирических исследованиях образовательного пространства;

- ознакомить студентов с элементами среды окружения образовательного учреждения как совокупности пространства практической реализации этического знания;

- ознакомить студентов с механизмами действия моральных законов, действующих на различных уровнях профессиональной и повседневной жизни;

- научить студентов различать ситуации моральных конфликтов и противоречий, а также видеть факторы, способствующие принятию решений в ситуациях морального выбора;

- способствовать осознанию студентами неразрывной связи между социальной свободой и ответственностью.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент, изучивший дисциплину, должен:

Ø Знать важнейшие способы моральной регуляции (талион, золотое правило нравственности); различные моральные кодексы и своды (Пятикнижие, Домострой и др.), исторические модели поведения (монашество, рыцарство, куртуазность, мещанство и др.); мотивацию моральных поступков, их механизм, структура; важнейшие моральные категории и понятия (добро, зло, совесть, благо и др.).

Ø Уметь лучше понимать себя через общение с другими людьми, а также других людей посредством раскрытия механизма и мотивации их поступков.

Ø Владеть навыком жить в мире себеподобных.

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость 80 часа
Аудиторные занятия 36 часа
Лекции 18 часов
Практические занятия (семинары) 18 часов
Лабораторные работы Нет
Самостоятельная работа 44 часа
Курсовые работы / рефераты нет
Вид итогового контроля зачет

 

Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр Вид отчетности (контрольная работа, зачет, экзамен)
  зачет

Содержание работы

Разделы дисциплины и виды учебной работы

№ п/п Разделы дисциплины Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы
1. Предмет этики 1 часа  
2. Предыстория нравственности (архаическая нравственность) 1 часа  
3. Нравственность в истории культуры и исторические моральные кодексы 4 часов  
4. Учителя человечества (важнейшие моральные и этические учения). 2 часа  
5. Понятие морали 2 часа  
6. Моральная мотивация 2 часа  
7. Моральный выбор 2 часа  
8. Долг и совесть 2 часа  
9. Нравственный опыт 1 часа  
10. Этикет как элемент нормативной регуляции 1 часа  

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Предмет этики

Этика как наука. Особенности предмета этики: ее цель – «не познание, а поступки». Своеобразие этического знания: оно не пассивно, а активно. Этика как практическая философия. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность», «право».

Этапы становления этики (краткий исторический экскурс): Аристотель как основоположник изучения поступков; этика эпохи эллинизма; средневековая этика; этика Нового времени; антинормативный поворот в этике; этика конца XIX – ХХ вв. Основные этические проблемы и направления. Общая характеристика этических школ, направлений.

Структура этики: эмпирически-описательная, философско-теоретическая и нормативная составляющие. Моральное измерение личности и общества. Золотое правило нравственности. Мораль в жизни человека. Особенности функционирования морали. Парадокс моральной оценки и морального поведения.

Социально-историческая обусловленность моральных норм. Динамика моральных норм и критериев на примере отношения к старости. Взаимозависимость человеческой жизни от морально-этических норм и морально-этических норм от человеческой жизни в определенных социально-исторических условиях.

 

Тема 2 Предыстория нравственности (архаическая нравственность)

Институты табу (запретов) в первобытном обществе. Табу и страх, «смертельный ужас» как нравственные переживания человеком первоначальных запретов.

Значение и функции ритуала. Ритуализация всей общественной практики. Ритуал как «воплощение» ценностей.

Архаичное разделение людей на «своих» и «чужих» как социально-философское основание возникновения талиона. Правила талиона. Талион как форма упорядочения отношений между кровнородственными коллективами, но не внутри этих коллективов. Возникновение отношений обмена-дарения. Дарение-милость и дарение-жертва. Обмен как свидетельство родства и миролюбия сторон. Благодарность и возмездие как различные аспекты отношения первобытного равенства.



2015-11-20 655 Обсуждений (0)
Тема 2 Предыстория нравственности (архаическая нравственность) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2 Предыстория нравственности (архаическая нравственность)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)