Линии развития
| Показатели
| Методика выявления
|
1 год 3 месяца
|
Сенсорное развитие (С)
| Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба).
| Перед ребенком выкладывается маленький куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает.
|
Общие движения (О)
| Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется).
| Взрослый наблюдает за ребенком во время игры – выполняет ли он указанные движения.
|
Игра (И)
| Умеет воспроизводить в игре различные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.).
| Перед ребенком раскладывается кукла, тарелочка (чашка) – предлагается покормить куклу.
Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку «дома», «машины» (взрослый может показать).
Нанизывает на стержень 4-5 колец (одной величины).
Ребенок должен выполнить все три действия.
|
Речь активная (РА)
| Пользуется лепетом и облегченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав»).
| Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, пользуется он лепетом и словами.
|
Речь понимаемая (РП)
| Значительно увеличивается запас понимаемых слов.
| По просьбе взрослого находит 3-4 игрушки (часы, машина, мячик, собака)
Находит предметы обуви, одежды.
Выполняет действия по слову (покорми куклу, положи спать).
По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем ручки и т.д.).
Ребенок выполняет задания.
|
Навыки (Н)
| Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
| Во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи может съесть с помощью взрослого.
|
1 год 6 месяцев
|
Сенсорное развитие (С)
| Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику кубик).
| Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом.
Ребенок выполняет оба задания.
|
Общие движения (О)
| Движения более скоординированные, перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу).
| Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки, лежащие на полу, приставным шагом. Взрослый может показать.
|
Игра (И)
| Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.).
| Взрослый раскладывает перед ребенком предметы: куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: «Кукла не причесана», «У куклы грязный нос».
Ребенок причесывает куклу и вытирает нос.
|
Речь активная (РА)
| В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы.
| Из мешочка или коробочки неожиданно показываются предметы (кукла, зайчик, котенок, петушок или машина) и спрашивает: «Кто это?» или «Что это?». Ребенок называет предметы облегченно или правильно («ля-ля», «кукла»).
|
Речь понимаемая (РП)
| Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине.
| Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, собака (кошка) белая, кукла. Взрослый предлагает найти собачку (кошку) одну или другую. Затем поменять местами и спросить еще раз: «Где собачка (кошка)?».
|
Навыки (Н)
| Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
| Во время кормления ребенок съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
|
1 год 9 месяцев
|
Сенсорное развитие (С)
| Играя, различает три разных по величине (контрастные, с разницей 3 см) предмета (например, три куба).
| Взрослый достает кубы один из другого, ставит их в разнобой, после чего предлагает ребенку собрать. Ребенок собирает кубы соответственно величине (10 см, 7 см, 4 см).
|
Общие движения (О)
| Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см.
| Ребенок должен пройти по доске указанного размера без помощи взрослого (войти и сойти может при помощи взрослого).
|
Игра (И)
| Строит «ворота», «скамейку», «домик».
| Взрослый предлагает ребенку построить «ворота», при этом один раз показать (ставить два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально).
|
Речь активная (РА)
| Пользуется 2-х словными предложениями.
| Взрослый наблюдает как ребенок во время игры и различных режимных моментов сопровождает свои действия 2-х словным предложением. Например: «Кукла спать».
|
Речь понимаемая (РП)
| Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок.
| Ребенку предлагается рассмотреть одну за другой четыре картинки с изображением знакомых сюжетов. Например «Мальчик поит лошадку», «Дети умываются», «Мальчик кормит собаку», «Мама купает малыша», «Дети обедают» и спросить: «Кто на картинке?», «Что делает?».
Ребенок может ответить одним словом.
|
Навыки (Н)
| Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого.
| Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные), туфли (расстегнутые), чулки. Взрослый может помочь немного.
|
2 года
|
Сенсорное развитие (С)
| По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
| Перед ребенком раскладываются 3 пары варежек (носок) трех цветов в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета.
|
Общие движения (О)
| Перешагивание препятствия, чередуя шаг.
| На расстоянии 20 см на полу раскладывается 2-4 брусочка, через которые ребенок перешагивает чередующим шагом. Взрослый может показать.
|
Игра (И)
| В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Например: куклу купает и вытирает.
| Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. Ребенку говорят: «Кукла грязная». Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый ничего не показывает.
|
Речь активная (РА)
| Пользуется 2-3-х словными предложениями при общении со взрослыми.
| Во время игры, режимных процессов, ребенок должен обращаться ко взрослому с речью (3-х словным предложениями).
|
Речь понимаемая (РП)
| Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье).
| Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После чего задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким предложением.
|
Навыки (Н)
| Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого.
| Во время одевания взрослый смотрит – может ли малыш сам надевать шапку, ботинки, носки. При этом можно немножко помочь.
|