Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Немецкий романтизм. Творчество Гофмана



2015-11-20 7493 Обсуждений (0)
Немецкий романтизм. Творчество Гофмана 4.50 из 5.00 10 оценок




Считается, что у немецкого романтизма есть три источника: Великая французская революция, философия Фихте и творчество Гёте. Романтизм появился как следствие разочарования в результатах Французской революции, в идеях просветителей, готовивших эту революцию, в просветительском классицизме, основанном на культе Разума.

В немецком романтизме принято выделять три периода, получивших название йенский, гейдельбергский и берлинский по тем городам, где сформировали литературные кружки, определявшие специфику того или иного периода.

Йенский романтизм охватывает 1795-1805 гг. Несмотря на то, что это самая ранняя форма романтизма, именно йенские романтики детально разработали романтическую теорию и дали миру выдающиеся произведения, в которой она реализована.

Гейдельбергский романтизм. Этот период охватывает годы наполеоновского нашествия на Германию (1806-1810 гг.) и связан с пробуждением немецкого национального самосознания. В Гейдельберге складывается кружок, главным делом которого стало не создание собственных произведений, а собирание и обработка немецкого фольклора, утверждение принципа народности в литературе. К этому периоду относится деятельность братьев Гримм. Они впервые подошли к собиранию фольклора с научной точки зрения: вели точные записи, давали комментарии, сравнивали разные источники.

Берлинский романтизм – поздний период немецкого романтизма с 1810 по 1830 гг. К высшим достижениям периода относят творчество Гофмана, поэзию Гейне.

Немецкие романтики жили в обывательском окружении, которых почти не коснулись грандиозные исторические перемены вроде революции в соседней Франции, уделили большое внимание разработке концепции идеала.

 

Эрнст Гофман (1776-1822) - видный немецкий художник, композитор и прозаик, одна из ведущих фигур европейского романтизма. Родился в Кенигсберге (Калининград). Изучал право и профессионально занимался юриспруденцией, а также живопись, музыку, с которой связаны многие его произведения.

Как художник и мыслитель, Гофман связан с так называемым "иенским кружком" основоположников немецкого романтизма. Он развивал идеи этого кружка, в частности, учение об универсальной поэзии, концепции романтической иронии и синтеза искусств. Творчество Гофмана олицетворяло собой этот синтез: удивительный писатель, музыкант (музыку он считал "самым романтическим из всех искусств"), композитор (автор первой немецкой романтической оперы "Ундина", 1814), художник-декоратор и мастер графического рисунка (иллюстрировал собственные произведения). Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым.

Первые рассказы Гофмана "Кавалер Глюк" (1809), "Музыкальные страдания Иоганна Крейслера" (1810), "Дон Жуан" (1813) и другие вышли в виде четырехтомника "Фантазии в манере Калло" (1814-1815). Позднее были опубликованы сказки "Золотой горшок" (1814), "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" (1819), сборники рассказов "Ночные рассказы" (1817), "Серапионовы братья" (1819-1821), романы "Житейские воззрения кота Мурра" (1820-1822) и "Повелитель блох" (1821).

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке.

Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет собой этап более обостренного и трагического осмысления действительности, отказа от ряда иллюзий иенских романтиков, пересмотра соотношения между идеалом и действительностью.

Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от иенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.

В конце служебной карьеры писатель чуть не угодил под суд: в последней сказке Гофмана "Повелитель блох" содержалось ироничное изображение прусской системы судопроизводства, а следовательно, и всей государственной системы. Рукопись конфисковали, а Гофману предъявили обвинения в нарушении надлежащей верности к вышестоящим начальникам; разглашении судебной тайны; публичном, грубом дискредитировании государственного чиновника. Сказки и фантазии оказались слишком близко к реальной действительности.

Сюжеты Гофмана легли в основу сочинений композиторов Германии, Франции и России: опер Р. Шумана "Крейслериана" (1838), Ж. Оффенбаха "Сказки Гофмана" (1881), балета "Щелкунчик" (1892) П.И. Чайковского.



2015-11-20 7493 Обсуждений (0)
Немецкий романтизм. Творчество Гофмана 4.50 из 5.00 10 оценок









Обсуждение в статье: Немецкий романтизм. Творчество Гофмана

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)