Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития электронной коммерции



2015-11-20 2520 Обсуждений (0)
История развития электронной коммерции 4.67 из 5.00 3 оценки




История электронной коммерции насчитывает всего около двух деся­тилетий интенсивного развития, что по сравнению с историей других от­раслей экономики кажется малозначительным промежутком времени. Своим рождением первые системы и методы электронной коммерции обязаны появлению технологий автоматизации продажи авиабилетов, пластиковых карти построению автоматизированных систем управления ресурсами предприятий.

Началом эпохи электронной коммерции можно считать 1960 г.,когда компании American Airlines и IBM приступили к созданию системы авто­матизации процедуры резервирования мест на авиарейсы — SABRE (Semi-Automatic Business Research Environment — полуавтоматическое оборудова­ние для коммерческих исследований). Это был первый опыт создания систе­мы электронной коммерции. Система SABRE сделала воздушные перелеты более доступными для рядовых граждан, помогая им ориентироваться в та­рифах и рейсах, число которых постоянно росло. За счет автоматизации про­цесса расчета тарифов при резервировании мест снижалась стоимость услуг. Эта система могла выполнять комплексное управление доходностью, по­зволяя авиакомпаниям добиваться максимальной прибыли за счет манипу­ляций с ценами с учетом наличия свободных мест. В 1964 г. в день система могла резервировать места для 26 тыс. пассажиров. Терминалы American Airlines, подключенные к SABRE по телефонным линиям, имелись более чем в полусотне городов.

В начале 60-х гг.в США начались работы по автоматизации управления запасами. В результате активного роста крупносерийного и массового про­изводства товаров народного потребления и торговли после второй миро­вой войны стало очевидно, что использование математических моделей планирования спроса и управления запасами ведет к существенной эконо­мии средств, иммобилизованных в виде запасов и не­завершенного производства. Было установлено, что выбор оптимального объема партии заказа — одно из важнейших условий повышения эффек­тивности торгово-закупочной деятельности предприятия, так как недостаточный объем партии ведет к росту административных расходов при повторных заказах, а избыточный — к замораживанию средств.

Поэтому началом эпохи электронной коммерции можно считать сере­дину 60-х годов XX века,когда впервые появились кредитные карты, изготовленные из пластика с нанесенной магнитной полосой, обеспечившей возможность автоматизации финансово-расчетных операций. Примерно в это же время появляется концепция MRP.

В 1962 г.Дж. Ликлайдер (J.C.R. Licklider) опубликовал работу "Galactic Network". В ней он предсказал возможность существования в будущем гло­бальной компьютерной связи между людьми для обеспечения мгновен­ного доступа к программам и базам данных в любой точке земного шара. Его предвидение отражает современное устройство международной сети Интернет.

В 1966г. Боб Тэйлор (Bob Taylor, США) получил государственное фи­нансирование в размере 1 млн. долл. на реализацию проекта эксперимен­тальной компьютерной сети ARPA (Advanced Research Project Agency). Первоначально многие исследования в области создания и усовершенствования глобальных сетей поддерживались Министерством обороны США. Цель этих разработок — создание распределенной сети, которая смогла бы функци­онировать даже в случае возникновения ядерной войны между США и СССР, когда многие регулярные информационные каналы могут оказать­ся в неработоспособном состоянии.

В 1967 г.Л. Роберте (Lawrence G. Roberts) опубликовал план построения сети ARPAnet.

20 октября 1969 г.группа сотрудников Калифорнийского университета попыталась соединить свой компьютер с компьютером в Стэндфордском исследовательском институте. Один ученый сидел за компьютером Кали­форнийского университета и разговаривал по телефону с ученым из Стэнфорда. Когда соединение было установлено, первый должен был отпра­вить слово «log», а специалист из Стэндфордского исследовательского института должен был отправить в ответ «in»,в результате чего должно было образоваться слово «login».Сидящий в Калифорнийском университе­те написал “l"и спросил по телефону коллегу в Стэнфорде, получил ли тот букву. Ответ был положительный. Успешно была отправлена и буква "о".Однако затем, по словам ученых, "все рухнуло".

В конце 60-х гг.XX векав публикациях Оливера Уайта (Oliver Wight) и Амери­канского общества по управлению запасами и производством (AP1CS) были сформулированы алгоритмы планирования, известные как MRP. Оливер Уайт предложил рассматривать в комплексе производственные, снабжен­ческие и сбытовые процессы. Практическая реализация данного подхода на основе применения вычислительной техники впервые позволила опе­ративно корректировать плановые задания в процессе производства (при изменении потребностей, корректировке заказов, недостатке ресурсов, отказах оборудования и т.п.).

В это же времядва создателя глобальных американских систем обслужи­вания пластиковых карт Bank of America и Interbank Cards Association, орга­низовали совместную рассылку карт по почте, повлекшую за собой стре­мительный рост числа держателей карт. Одновременно росло и число фирм, работающих с данными картами. Эта акция вынудила американские бан­ки, имеющие собственные локальные карточные системы, присоединить­ся к одной из существующих глобальных систем.

В 1970 г.American Express (карточная программа Bank of America) стано­вится лидером в индустрии туризма и развлечений по числу клиентов, превзойдя своих конкурентов Diners Club и Carte Blanche в несколько раз. В дальнейшем разрыв еще больше увеличивается.

В том же году Федеральная комиссия США по торговле запрещает рассылку по почте не затребованных клиентом карт.

В 1972 г.Федеральная резервная система США стала первым учреждением, регулирующим индустрию карт.

В том же годуДжек Найллс (Jack Nilles) предложил концепцию организации труда, названную им телекоммьютинг (от англ. telecommuting - теледос­туп). Найллс заметил, что в ряде случаев дешевле и удобнее доставить ра­боту к работнику, чем работника к месту работы.

В 1973 г. в США принят закон, обеспечивающий защиту владельцев карт от несанкционированного использования счетов и информации по картам.

В середине 70-х гг.XX векавпервые начали использовать средства для электронно­го обмена данными (EDI) и электронного перевода средств (EFT). Недоста­ток ранних решений заключался в их высокой стоимости и нестандартности программных и аппаратных компонентов. Значительные начальные затраты на приобретение оборудования и эксплуатацию частных сетей могли позво­лить себе лишь немногие банки и крупные предприятия.

В 1975 г. Француз Ролан Морено (Roland Moreno) изобрел и запатентовал электронную карту памяти. На основе этого изобретения в начале 80-х гг. компания Bull (Франция) разработала и запатентовала смарт-карту со встро­енным микропроцессором.

В том же годукарточная программа Bank of America для облегчения проникно­вения на международный рынок меняет название с национально-ориен­тированного Americard на Visa International.

В 1976 г.Состоялась Ямайская конференция (г. Кингстон). Представители ведущих мировых государств сформулировали новый принцип формиро­вания мировой валютной системы — отказ от использования золота в ка­честве средства покрытия дефицита при международных платежах. Эпоха Бреттон-Вудской системы, существовавшей с 1944 г., закончилась. Основ­ными элементами новой системы выступают межгосударственные органи­зации, регулирующие валютные отношения и конвертируемость валют. Платежными средствами становятся национальные валюты государств. Глав­ным механизмом, посредством которого осуществляются международные валютные операции, выступает сформированный коммерческими банка­ми рынок FOREX. Для его формирования с конца 70-х — начала 80-х гг. банками используются закрытые VAN-сети.

В 1976 г.в статье двух молодых американских математиков из Стэндфордского университета Уитфилда Диффи и Мартина Хеллмана была наиболее полно сформулирована идея цифровой подписи как законного средства под­тверждения подлинности и авторства электронного документа. Изложенные авторами принципы заложили основы электронной аутентификации, электронного заключения сделок и электронных денег.

9 мая 1977 г.состоялось официальное открытие межбанковской сети передачи финансовых сообщений S.W.I.F.T. (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication — Общество всемирных межбанковских фи­нансовых телекоммуникаций). В начале существования сети ее использова­ли 513 банков из 15 стран Европы и Северной Америки, обеспечивая ежед­невный трафик объемом около 500 тыс. сообщений. В настоящее время в состав S.W.I.F.T. входит более 7000 крупнейших кредитных и финансовых учреждений из 197 стран мира, общий объем трафика S.W.I.F.T. составля­ет более 1,5 млрд. сообщений в день.

В июле 1977 г.Винтон Серф (Vinton Cerf), программный директор SATNET (подразделение ARPA), впервые продемонстрировал передачу данных с использованием протокола TCP по трем различным сетям. Пере­даваемая информация прошла по маршруту Сан-Франциско — Лондон — Университет Южной Калифорнии, проделав путь в 150 тыс. км и не поте­ряв ни одного бита.

В конце 70-х гг.XX векаОливер Уайт и Джордж Плосл сформулировали концеп­цию MRPI1, в которой с помощью математических методов моделирова­ния наряду с планированием материальных ресурсов, через описание в системе технологии производства, осуществляется планирование потреб­ностей в производственных мощностях, и рассчитываются исходные дан­ные для формирования финансовых планов и бюджетов.

В 1980 г.по тем же причинам, что и в случае с Americard (облегчение процесса проникновения на международный рынок) MasterCharge стано­вится MasterCard International. С тех пор и до настоящего времени платеж­ные системы VISA и MasterCard являются доминирующими в мире финан­совых операций, осуществляемых посредством кредитных карт.

В начале 1980-х гг.в США появляются первые системы проведения бан­ковских операций клиентов в закрытых электронных сетях с помощью спе­циального программного обеспечения. Интернет-банкинг появится только в середине 1990-х гг.

1 января 1983 г.сеть ARPANET (США) перешла на протокол передачи информации TCP/IP. Этот день принято считать официальной датой рож­дения сети Интернет.

В середине 1980-х гг.появился международный стандарт EDIFACT (элек­тронный обмен данными в управлении, коммерции и транспорте), при­нятый ISO (ISO 9735). Использование стандарта существенно упростило ведение коммерческой деятельности с использованием средств электрон­ных телекоммуникаций. В 90-е гг. аналитиками EDI, осознавшими колос­сальные преимущества развития электронной коммерции в сети Интернет, был создан стандарт EDIINT (EDIFACT over Internet).

В 1988 г.SABRE превратилась в GDS (Global Distribution System — гло­бальную распределительную систему), предназначенную для оказания пу­тешественникам информационных услуг, резервирования мест и обработ­ки трансакций. Система связывала более 30 тыс. агентов туристических бюро и 3 млн. интерактивных клиентов с 400 авиакомпаниями, 50 фирмами по прокату автомобилей, 35 тыс. отелей и десятками железнодорожных и ту­ристических компаний, в том числе занимающихся перегоном транспорт­ных средств и организацией круизов.

В том же годуТим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), работая в Европейском цен­тре физики элементарных частиц (CERN) в Женеве, создал стандарт World Wide Web (WWW) — глобальную гипертекстовую систему.

До 1990 г. коммерческое использование сети Интернет было запре­щено соответствующим регламентом, который определялся Национальным научным фондом США (National Science Foundation, NSF). Однако в 1990 г. к поддержанию и использованию сети Интернет были допущены крупные ча­стные корпорации. В дальнейшем правительство США передало функции административного управления сетью Интернет, находившиеся в распоряже­нии федеральных структур, в руки частных лип. Это способствовало рас­ширению круга коммерческих поставщиков и потребителей услуг сети Интер­нет, который вскоре связал между собой миллионы компьютеров и сот­ни миллионов людей во всем мире.

В начале 1990-х гг.появляются первые ERP-системы — системы плани­рования ресурсов предприятия.

В 1992 г.Конгресс США одобрил коммерциализацию сети Интернет.

В конце 1992 г.группа сотрудников NCSA (национальный центр США по применению суперкомпьютерных вычислений), возглавляемая Марком Эндриссеном (Marc Andreessen), начала разработку веб-браузера, позво­ляющего перемещаться по сети Интернет при помощи мыши и получившего название «Мозаик» (первый браузер, названный «WWW», был создан в 1990 г. и работал только с текстом). Браузер «Мозаик» радикально повы­шал уровень общения пользователя с Сетью, делая ее доступной любому человеку. Он устранял существовавший до этого технологический барь­ер — пользователю не требовались специфические технические знания и навыки.

«Мозаик» мог работать на большинстве типов рабочих станций и пер­сональных компьютеров и распространялся бесплатно, что создало преце­дент бесплатной раздачи программного обеспечения. Вышеперечисленные факторы сделали Сеть исключительно популярной: за несколько месяцев после создания «Мозаик» число используемых экземпляров программы превысило миллион, а трафик WWW вырос в 10 тыс. раз.

26 октября 1993 г.В Меморандуме Президента США для глав исполни­тельных органов власти и Президентского Совета «Рационализация про­цесса закупок посредством электронной торговли» впервые был постав­лен вопрос о создании электронной системы закупок продукции для государственных нужд.

13 октября 1994 г.Марк Эндриссен и Джим Кларк (Jim Clark) проде­монстрировали новый веб-браузер Netscape, который расширил возмож­ности электронной коммерции и занял существенную долю рынка про­граммных продуктов.

В 1994 г.Джефф Бизос, США (начинавший свою карьеру в должности программиста), основал компанию Amazon. В июле 1995 г. интернет-магазин Amazon открыл свой веб-сайт. В начале работы Бизосу самому приходилось сколачивать книжные полки и паковать книги, которые покупали через его магазин. Активная маркетинговая политика (создание технологий персонализации, упрощения процесса покупки и т. д.) позволила предприятию занять лидирующие позиции в данном сегменте рынка, обеспечивая годовой рост оборота на несколько порядков.

В октябре 1994 г.начала предлагать свои услуги по оплате товара ком­пания First Virtual — первая электронная платежная система в сети Интернет.

В конце 1994 г.появилась первая дебетовая электронная платежная сис­тема — NetCash.

В 1995 г.на рынке FOREX появляются системы интернет-трейдинга. Они работают круглосуточно и, обеспечивая интернет-брокерам снижение накладных расходов на обслуживание частных инвесторов, вызывают резкий рост инвестиций от частных лиц. В настоящее время дневной мировой обо­рот таких электронных торгов достигает 1—3 трлн. долл.

1 февраля 1996 г.крупнейшие платежные системы на основе техноло­гии пластиковых карт Visa International и MasterCard International совмест­но с рядом технологических компаний объявили о разработке единого от­крытого стандарта защищенных интернет-расчетов с использованием пластиковых карт — SET. В настоящее время надежность SET-платформы для организации защищенных платежей в Сети общепризнанна.

В 1996 г.американский бизнесмен Билл Гросс основал первый интер­нет-инкубатор «idealab!». Для развития своих идей и обеспечения «idealab!» передовой технологией Гросс пригласил группу из 15 программистов. В настоящее время рыночная стоимость компании составляет 220 млн. долл., штат насчитывает почти 500 человек, а одновременно «инкубируется» около полусотни проектов.

10 апреля 1998 г.на российском рынке финансовых услуг появился первый виртуальный банк — IMTB.

В мае 1998 г.Всемирная торговая организация приняла решение освобо­дить от обложения таможенными пошлинами данные и программные про­дукты, приобретенные и доставленные с помощью сети Интернет. Некоторые страны создали собственные специальные программы стимулирования раз­вития сетевой экономики.

В 1998 г.в России начинает работать первая система интернет-банкинга «Интернет Сервис Банк», разработанная Автобанком.

В этом же году выпускниками Стэндфордского университета Сергеем Брином (Sergey Brin) и Дарри Пейджем (Larry Page) была создана поисковая сис­тема Google. Работая над учебным проектом по идентифика­ции смысловых элементов в структуре веб-ссылок, они были поражены большим значением, так называемых обратных ссылок (страниц, ссылаю­щихся на искомую страницу). С. Брин и Л. Пейдж пришли к выводу, что обратные ссылки можно использовать для того, чтобы создать более эффективную поисковую систему. Через три года поисковая машина Google уже обслу­живала большинство поисковых запросов в сети Интернет.

В ноябре 1999 г.Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) создана автоматический интернет-шлюз — мощный терминал, способный обрабатывать одновременно большое число заявок на покупку и продажу какого-либо вида ценных бумаг. При этом время с момента подачи клиен­том заявки до ее регистрации сократилось до нескольких секунд, так как многие операции, например проверка платежеспособности клиента, ста­ли обрабатываться не вручную, а автоматически.

С этого момента началась история российского интернет-трейдинга. Только за первые два года существования шлюза доля рынка интернет-брокеров на ММВБ выросла до 50%, а доля сделок, заключаемых через шлюз, — до 63%. К торговой системе ММВБ подключились более сотни брокерских компаний.

В течение 1999 года 78% платежей федеральных органов США были осуществлены электронным образом.

10 января 2000 г.AOL и Time Warner (крупнейшая медиаимперия) сообщили о намерении, о слиянии, оцененном в 350 млрд. долл. Возможно­сти AOL с ее 24 млн. пользователей, которым она может поставлять кон­тент от Time Warner, огромны, они повысили присутствие этой компа­нии на рынке электронной коммерции.

7—9 февраля 2000 г. была проведена первая хакерская атака. Хакеры использовали троянские программы Trinoo и Back Orifice для организации DoS-атак на гигантов электронной коммерции Yahoo!, Amazon.com, eBay.com, Buy.com, E*txade.com, CNN.com и др. Ущерб от трех дней атаки на эти сайты по официальным данным составил около 1,2 млрд. долл. Рас­следование показало, что троянские программы были предварительно вне­дрены на сотни "нейтральных" компьютеров, в основном, в университе­тах США. Далее по команде хакеров из разных точек на серверы Yahoo! и других компаний начали поступать тысячи лже-запросов в секунду. В ре­зультате компьютеры Yahoo! на 3 часа вышли из строя. Заметим, что ком­пьютерная мощь Yahoo! сравнима с компьютерной мощностью небольшой европейской страны, а DoS-атаки были организованы 15-летним школь­ником из Канады.

10 мая 2000 г.в США продлен мораторий на налогообложение интернет-бизнеса. Палата представителей американского парламента проголосовала за продление моратория на введение специальных налогов для интернет-коммерции еще на пять лет.

18 мая 2000 г.обанкротилась компания Boo.com. В конце 1999 г. анг­лийский торговец модной одеждой дебютировал, имея 120 млн. долл. на­чального капитала. Через шесть месяцев Boo.com обанкротилась и стала символом крупного экономического кризиса, который пережила отрасль электронной коммерции в 2000г.

В Мае 2000 г.создано объединение ведущих мировых финансовых орга­низаций и производителей сотовых телефонов «Mobey Forum», первым проведшее успешные испытания двухчиповой технологии мобильных пла­тежей.

В июле 2000 г.компания «France Telecom» представила систему мобиль­ных платежей «Paiement СВ sur mobile», основанную на оплате посред­ством использования мобильного телефона вместе с пластиковой картой.

В начале 2001 г.Всемирный банк распространил проект документа "Элек­тронные государственные закупки", призванный стимулировать широкую дискуссию о путях и формах развития электронных государственных заку­пок.

Подобное краткое изложение, не включившее в себя появление си­стем электронных денег, возникновение крупных виртуальных предпри­ятий и виртуальных сообществ и т. п., отражает тот динамизм и масштаб событий в экономической сфере, которые приводят к коренной пере­стройке существующих форм общественного производства, распределе­ния и потребления.



2015-11-20 2520 Обсуждений (0)
История развития электронной коммерции 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: История развития электронной коммерции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)