Закономерности и принципы воспитания
Закономерности воспитания - объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи явлений или этапов воспитательного процесса, определяющие его развитие по восходящей линии. Виды: 1.Обусловленность воспитания общественными потребностями и условиями; 2.Взаимозависимость процесса воспитания, обучения, образования и развития личности; 3.Определяющая роль деятельности и общения в воспитании личности – личность, формируется, развивается в деятельности; 4.Зависимость воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемого; 5.Взаимосвязь коллектива и личности в воспитательном процессе. Принципы воспитания - это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; - это правила, законы, закономерности построения воспитательного процесса. Закономерности обуславливают принципы. Принципы: 1.Учет возрастных и индивидуальных особенностей; 2.Воспитание личности в коллективе и через коллектив; 3.Организация воспитательной работы на основе деятельностного подхода; 4.Связь с семье, с социальными условиями. Воспитательная система школы, ее элементы: 1.Московская концепция (Мудрик А.В., Караковский В.А., Новикова Л.И.) - целевая установка; - деятельность и отношения, как системо-определяющие элементы; - организация формы; - блоки управления, самоуправления, саморегуляции; - блок связи с окружающей средой; - механизмы постоянного обновления системы (революция и эволюция). 2.Санкт-Петербургская концепция (Васильева З.И., Тряпицына А.П.) - комплекс воспитательных целей; - общность людей их реализующих; - системообразующая деятельность (нет деятельности - нет системы); - сеть отношений между участниками деятельности; - часть окружающей среды освоенная школой для реализации поставленных целей. 28.Педагогика как область гуманитарного, антропологического и философского знания. Признаки педагогики как науки: 1.Возникает из потребностей общества – для того чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт (культуру) новым поколениям. Выделилась область науки – педагогика (как наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития); 2.Имеет свой объект и предмет исследования; 3.Имеет собственный категориальный аппарат – к числу основных категорий (понятий) относят образование, развитие, воспитание, обучение, пед.процесс; 4.У каждой науки есть свои методы исследования – на ряду с использованием психологических и социологических методов в педагогике используются методы пед.исследования, пед.эксперимента, учебные тесты, пед.наблюдения); 5.Всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы – педагогика является наукой в том смысле что осуществляет поиск наиболее эффективных пед.систем, конструктирует их, выявляет зависимости при которых эти системы могут наиболее эффективно функционировать. Объект педагогики: 1.под ним понимается «реальность воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний». 2.это область действительности, которую исследует данная наука. Объект педагогики связан с деятельностью, направленной на воспитание (образование) человека, точнее на пед.явления и факты, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Пед.явления – это явления, происходящие в процессе взаимоотношений педагога и учащегося, и отражающие решение определенных целей и задач. Предмет педагогики: 1.целенаправленное воздействие на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности, т.е. пед.процесс; 2.обучение как реальный целостный пед.процесс, целенаправленно-организуемый в специальных соц.институтах (семья,ОУ,воспит.учреждения). Функции педагогики: 1.Теоретические функции реализуются на трех уровнях: - описательный (объяснительный) – изучение передового и новаторского пед.опыта; - диагностический – выявление состояний пед.явлений, успешности или эффективности деятельности педагога или учащегося, установление условий и причин их обеспечивающих; - прогностический – экспериментальные исследования пед.деятельности и построение на их основе модели преобразования этой деятельности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели, пед.системы, которые определяют пед.практику. 2. Технологические функции реализуются на трех уровнях: - проективный, который связан с разработкой методологических материалов, которые воплощают в себе теоретические концепции и определяют нормативный или регулятивный план пед.деятельности, ее содержание и характер; - преобразовательный – направлен на внедрение достижений науки в пед.практику с целью ее совершенствования; - рефлексивный – предлагает оценку влияние результатов научных исследований на практике и последующую коррекцию. Взаимосвязь педагогики с другими науками: педагогика связана с такими науками как, соц.педагогика, история педагогики, коррекционная педагогика, педагогика дет.общественных организаций, дошкольная педагогика, а так же с экономикой, историей, социологией, психологией, гигиеной, физиологией. Формы связей: 1.использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; 2.творческое заимствование методов исследования, применяемый в других науках (социометрический метод); 3.применение в педагогике конкретных результатов исследования, полученных психологией, физиологией высшей нервной деятельности, социологией; 4.участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |