Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия как методологическая основа профессиональной этики сотрудника ОВД



2015-11-20 4820 Обсуждений (0)
Философия как методологическая основа профессиональной этики сотрудника ОВД 4.67 из 5.00 3 оценки




Этика - наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральной культуры многих поколений, особенности этических традиций, народной педагогики.

На современном этапе развития российского общества, когда порой нередко теряются, либо деформируются идейные (идеологические) и моральные ориентиры личности, огромную роль играют нравственный облик сотрудников органов внутренних дел, их нравственная чистоплотность, надежность, порядочность. Это тем более значимо потому, что органы правопорядка являются одним из важнейших гарантов стабильности любого государства. Поэтому личные представления каждого сотрудника о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве выступают делом государственной важности. 200-летняя история российской полиции со всей очевидностью убеждает нас в этом.

Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому сотруднику органов внутренних дел, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, а человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А в любой полицейской профессии основным «объектом» является человек. Более того, деятельность сотрудников касается важнейших интересов и благ людей, к тому же нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав личности, принятием решений, влияющих на судьбу человека[5].

В системе ценностей любого работника правоохранительных органов особое место занимают проблемы профессиональной этики. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями - это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами ее порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик и способно при определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика и исследования, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан. Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманизации общества, расширения гласности о деятельности правоохранительных органов значение профессиональной морали их сотрудников заметно возрастает.

В научном смысле слова этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль во всех ее проявлениях, т.е. как одна из форм общественного сознания, как нравственные отношения и как нравственная практика, поступки. Однако в жизни под этикой нередко понимают саму моральную практику, определенные нравственные качества и нормы поведения людей, моральные правила, кодексы, заповеди, обычаи и т.д., имеющие то или иное конкретное проявление. Поэтому существуют такие понятия как «этика поведения», «этика воспитания», «этика семейной жизни», «этика политической борьбы», «трудовая этика», «этика милицейской службы».

Профессиональная этика - это прикладная отрасль философской науки этики, объектом изучения которой является мораль: ее сущность, происхождение, функционирование, а также проблемы нравственности в обществе.

Исходя из сказанного, профессиональная этика может рассматриваться либо как теория профессиональной морали, либо как определенные моральные требования к работникам, обусловленные спецификой их профессии. Мораль утратила бы свои функции наиболее универсального регулятора поведения и деятельности людей, если бы ее требования, нормы ни были бы столь универсальны и общезначимы в обществе. Вместе с тем во всяком обществе есть такие профессии, труд работников которых наиболее строго «опекается» моралью, регламентируется ею. К числу таких профессий, бесспорно, относятся профессии сотрудников органов внутренних дел.

В наш лексикон уже прочно вошло понятие «милицейская этика», такое же «право на жизнь» имеют и «этика пожарной службы» и др. Недостаточное внимание к профессиональной этике (и в науке, и еще больше на практике) наносит нашему обществу не только моральный, но и материальный, а в ряде случаев и политический урон, ведет к падению авторитета органов внутренних дел, ослаблению их связей с населением, снижению эффективности оперативно-служебной деятельности, подрывает престиж милицейских профессий.

Профессиональная этика включает в себя определенные категории этики и моральные принципы, лежащие в основе деятельности людей той или иной профессии, моральные качества, которыми они должны обладать, нравственные нормы, регламентирующие их служебную деятельность, и ряд других моральных аспектов профессиональной деятельности. Профессиональная этика характеризуется такими категориями как «профессиональный долг», «служебное достоинство», «профессиональная честь» есть мундира». Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как «ответственность», «справедливость», «гуманизм», «коллективизм» и ряд других.

Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием «личного и служебного достоинства», «профессионального долга и чести». Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять на себя ответственность, т. к. морально он одобряет и поощряет свои действия.

Вместе с тем сотрудник не может позволить себе совершить поступки, которые противоречат его пониманию профессионального долга, достоинства, чести[6].

Профессиональное достоинство, с одной стороны, отражает отношение других людей к данному сотруднику как к специалисту, профессионалу, а с другой стороны, свидетельствует об отношении человека к самому себе как к работнику, об осознании им своих заслуг, профессиональных качеств. Профессиональное достоинство есть во многом следствие достойной профессии, т.е. определяется общественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимся общественным мнением. Однако нельзя не учитывать и личного, индивидуального отношения человека к своей профессии, которое отнюдь не всегда совпадает с объективным положением в обществе людей данной профессии.

Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е. связано с честью сотрудника как представителя данной профессии, конкретного коллектива, всего милицейского корпуса. Честь сотрудника органов внутренних дел, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствием заслуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб. Таким образом, надев погоны сотрудника органа внутренних дел, работник как бы авансом получает частицу почета и славы всего корпуса достойных работников, стоявших на страже правопорядка. Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника органов внутренних дел особую ответственность за поддержание его чести не только как конкретной личности, но и как представителя всего рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит. По этому честь - не только признание прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности. Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутренних дел определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а только его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.

Забота о профессиональной чести и служебном достоинстве сотрудников внутренних дел побуждает их поддерживать честь и достоинство всех граждан и даже лиц, подозреваемых в совершении преступлений либо лишенных свободы (но не лишенных гражданских прав и достоинства личности). В Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации говорится: «Сотрудник органов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью, должен относится к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно. Вежливое и предупредительное обхождение с гражданами не является проявлением слабости и вполне совместимо с твердостью».

Как показывает опыт и научные исследования, чем выше развито у сотрудника чувство личного и служебного достоинства, чем больше он дорожит своей профессиональной честью, тем значимее его социальная ценность, если они сочетаются с высокой нравственной зрелостью, культурой сотрудника, необходимыми моральными качествами.

Термин «эстетика» (как и «этика») применяется как в научном, так и в обыденном его понимании. Если в первом случае он представляет собой науку об искусстве, эстетическом освоении мира, то во втором - отражает реальную практику, культуру быта, поведения, труда.

Манеру общения с гражданами и сослуживцами и эстетику ритуалов, грамотность оформления служебных документов и культуру поведения сотрудника за пределами служебного кабинета. Не секрет, что небрежное оформление протокола осмотра места происшествия или задержание правонарушителя нередко ведет к ошибочному заключению дознавателя или следователя, а от надменного выражения лица сотрудника до высокомерного отношения к людям всего полшага. Совокупность требований. свод правил, регламентирующих поведение сотрудников на службе, их приветствие, внешний вид и т.д., характеризуется понятием «служебный этикет». Своеобразие милицейского этикета состоит в том, что эстетические требования не только тесно связаны с моральными нормами, но и, как правило, закреплены в нормативных документах и поэтому носят обязательный характер для всех сотрудников. Специфика служебного этикета заключается в том, что он призван не только удовлетворять эстетические запросы сотрудников, но и оказывать соответствующее эстетическое воздействие на граждан. Строгость, рационализм, отсутствие каких-либо излишеств, помпезности - обязательные требования к зданиям и служебным помещениям органов внутренних дел. Серьезность и ответственность выполняемых ими функций должны полностью находиться в соответствии с эстетикой служебного быта. Окраска стен, освещенность, звукоизоляция, размеры служебного помещения, удобство мебели, дизайн технических и иных средств - так же необходимые элементы служебного быта, влияющие не только на эстетическое самочувствие сотрудников, но во многом предопределяющие эффективность их труда.

Необходимо отметить, что Важным элементом служебной эстетики является внешняя культура сотрудника, которая охватывает культуру его устной речи, манеру одеваться, отношение к форменной одежде, форму обращения, приветствий и т.д. Как показывают опросы населения, аккуратность, подтянутость, молодцеватость «человека в форме» вызывают у граждан уважительное отношение к сотрудникам органов внутренних дел, оказывают на окружающих воспитывающее, дисциплинирующее влияние. И, напротив, неряшливый сотрудник (тем более в форменной одежде) вызывает к себе негативное отношение окружающих, а порой и чувство брезгливости у отдельных граждан. При этом следует заметить, что отношение сотрудника к форменной одежде есть по их существу выражение его отношения к самой службе: для одного форменная одежда - это «спецовка», спецодежда, для другого - это мундир, связанный с таким понятием как «честь мундира».

Конечно, правовая эстетика не может требовать от сотрудников быть внешне красивыми, статными, физически мощными, но она обязывает уважительно относиться к форме, строго соблюдать установленные требования о дисциплине, о вежливости и отдании чести, побуждает сотрудника быть внимательным к своему внешнему виду, помнить о своем влиянии на окружающих.

Можно сказать, что этикет, правовая эстетика в целом стоят на страже чести, личного достоинства и авторитета сотрудников органов внутренних дел и требует от них того же по отношению к гражданам. Исходя из «золотого правила» этики: «Не позволяй себе того, что считаешь непозволительным для других», сотрудники должны быть особо щепетильны не только к своему внешнему виду, но и к своей речи, поступкам, к выбору средств восстановления общественного порядка, пресечения противоправных действий. Вместе с тем не являются редкими случаи, когда сотрудники обращаются к гражданам (особенно правонарушителям) на «ты», прибегают к окрику, а то и физическому оскорблению задержанных, сквернословят. Глубоко был прав педагог А.С. Макаренко, назвав брань, не цензурщину неприкрашенной, мелкой, бедной и дешевой гадостью, признаком самой дикой, самой первобытной культуры.

Служебный этикет предписывает сотрудникам строго соблюдать форму одежды и приветствий, запрещает ношение неуставных знаков. Неодобрительно он относится ко всему, что преднамеренно используется для того, чтобы чисто внешне выделиться среди других (ношение бороды, длинных волос или массивных перстней, цепей, неуставных заколок для галстука и т.д.). Вряд ли можно назвать любовью к форменной одежде попытки отдельных молодых сотрудников как-то самостоятельно «усовершенствовать» ее. Это, скорее, проявление тщеславия, эгоизма, стремления «не быть как все». Последнее можно было бы приветствовать, если бы оно не сводилось только к внешним признакам отличия, вне какой-либо связи с интеллектуальными, профессиональными и нравственными качествами человека, его внутренними достоинствами. Кстати, среди сотрудников, чрезмерно увлекающихся своим внешним видом, гораздо чаще встречаются такие, кто за внешним лоском и благопристойностью скрывает эгоизм, неуважительное отношение к людям, равнодушие в работе, а порой и грубость.

Таким образом, профессиональная этика в органах внутренних и содержит такие правила поведения, которые являются нравственными по содержанию, эстетическими по форме и правовыми по характеру их применения. В этом их жизненность и стимулирующая роль.




2015-11-20 4820 Обсуждений (0)
Философия как методологическая основа профессиональной этики сотрудника ОВД 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Философия как методологическая основа профессиональной этики сотрудника ОВД

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4820)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)