Формы и методы работы над правописанием
Безударных личных окончаний глаголов
Калинина Н.В. МОУ «Гимназия №1» (г. Воскресенск, Московская область) «Движение и его выражение — глагол - являются основой языка». А.Н. Толстой.
Глагол мы начинаем изучать с детьми с 1 класса. Говорим о том, что глаголы - это слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? и что сделать? Во 2 классе уже вводим термин и определение глагола, знакомим с изменением его по временам. В 3 классе с глаголом встречаемся при изучении темы: «Главные и второстепенные члены предложения», «Изменение глаголов по лицам и числам». В 4 классе изучаем неопределённую форму глагола, 1 и 2 спряжение, правописание личных окончаний глаголов, глаголы возвратного значения. «Правописание безударных личных окончаний глаголов» - самая большая и сложная тема. Знакомить учащихся с данной темой я начинаю со стихотворения И. Кондрашова. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. О какой части речи пойдёт разговор на уроке? Что вы знаете о глаголе? Прочитайте написанные на доске слова: ход...шь, чист...м, пил...т, Поставьте в них ударения. - Какие в данных глаголах личные окончания: ударные или Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном А как определить спряжение вы знаете, дети? Выслушиваю предположения детей, предлагаю послушать грамматическую сказку. Однажды жители города Первоспряженска и жители города Второспряженска отправились в лес. Они даже не сговаривались между собой, просто в один день взяли и пошли по грибы. И заблудились. Приближалась ночь, уже и туман сгустился. А дороги обратно не видно. Лес да тьма кругом! И чем дольше шли по лесу глагольчики, тем дальше уходили они от своих домов. К утру, они вышли на полянку и увидели рыцаря на белом коне. «Ты кто?» - спросили его глагольчики. «Я рыцарь Инфинитив, я из древнего старинного рода. Вот мой флаг, а на нем — герб». «А вы кто?» - спросил в свою очередь рыцарь Инфинитив. «Мы глагольчики из Первоспряженска и из Второспряженска, только без нашего мэра, без Ударения, мы не можем вспомнить, кто из какого города». «Ах, так вы, значит, глагольчики с безударными окончаниями! -догадался рыцарь. - Ну, вашему горю можно помочь. Я знаю дорогу в оба ваших города. И я вас отвезу. Только, чур, по одному, а то моему верному коню будет слишком тяжело». Как только глагольчик садился в седло, рыцарь сразу спрашивал, какая гласная стоит перед - ть у этого глагольчика в неопределенной форме. Если в неопределенной форме глагольчик оканчивался на - итъ, рыцарь отвозил его в город Второспряженск. Если же у глагольчика в неопределенной форме перед - ть, была А сейчас попробуем из этой сказочной истории добыть научную Напомните, как определял рыцарь место жительство глаголов. (По Что он делал с глаголами с безударными окончаниями? (Ставил их в Как поступим мы? Напишите глаголы, вставьте пропущенные буквы в окончаниях. Далее под руководством учителя дети составляют алгоритм определения спряжения глаголов. Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно: Поставить глагол в неопределенную форму. Определить спряжение. 3. Проверить спряжение по форме 3-го лица множественного 4. Определить окончание данного глагола. Для формирования навыка правописания безударных личных окончаний глаголов у детей использую разные упражнения. Например, даю упражнение с заданием. (Работа в парах). - Расположить глаголы в порядке усиления действия. Объяснить Барабан...т, стуч...т. Хихика...т, хохоч...т, смеётся. Говор...т, шепч...т, крич...т. Разруш...т, испорт...т, слома...т. Люб...т, обожа...т. Плач., .т, хныч.. .т, рыда. ..т. Какие по значению слова каждой строчки? ( Синонимы.) Подберите синонимы к глаголу превозносит и объясните написание Сильным ученикам даю задание повышенной трудности. - Написать словосочетания, употребив эти глаголы во втором лице Люблю давать упражнения с «ловушками». - Вставьте окончания в следующих глаголах: руб...т, бре...шь, Все ли глаголы следует ставит в неопределенную форму? Что можно сказать про глагол смотришь? Какие ещё глаголы - исключения вы знаете? Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть, Вы запомните, друзья, Их на-Е спрягать нельзя! - Какие окончания вставили в глаголы бре...шь, стел...т? (это - Или еще одно из упражнений, которое дети выполняют в группах. - На какие две группы можно разделить данные слова? (По Сильным ученикам даю задание повышенной трудности. - Восстановите пословицы, объясните их смысл. Следующее упражнение дети выполняют самостоятельно с последующей проверкой. ( Попробуем выполнить это задание мы с вами). - Прочитайте фразеологические обороты. Сгруппируйте их по 4-ём Пальчики оближ...шъ; точ...м лясы; зауши не оттян,..шь; трав...м баланду; складыва...т оружие; спуска...т флаг; подними...т руки кверху; склоня...т голову. На одном из уроков пишу с детьми диктант с элементами сочинения. Жалобы зайца. Живешь в лесу. Встаешь рано утром. Заслыш...шь шорох, выпрыгн...шь из куста да и попадешь охотнику под ноги. Хитришь, лукав...шь, а рано или поздно все равно беды не избежишь. Идешь к речке и глядишь, не спрятался ли кто на берегу.... Вставьте пропущенные окончания в глаголах. Как можно продолжить рассказ, допишите его. Далее закрепляем правописание безударных окончаний глаголов, выполнив ряд разноуровневых заданий. (Попробуем выполнить эти задания мы с вами). 1 уровень. - Напишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение. Смотр... т: коршун в море тон...т И не птичьим криком стон...т, Лебедь около плыв...т, Злого коршуна клю...т, Гибель близкую тороп...т, Бьёт крылом и в море топ...т. (А. С. Пушкин.) 2 уровень. Упражнение с заданием. Образуйте от глаголов: ловить, помогать, болеть, вязать, красить, Определите спряжение, составьте с одним из глаголов предложение. 3 уровень. эвристическая работа. - Составь к схемам предложения, определи личные окончания В конце изучения темы провожу урок - КВН. Вот некоторые задания из этого урока. - Отгадайте загадки, напишите правильно безударные личные Кто по ёлкам ловко скач...т И взлета...т на дубы? Кто в дупле орешки пряч...т, Суш...т на зиму грибы? (Белка). Она меня впуска...т в дом И выпуска.. .т вон. В ночное время под замком Она хран...т мой сон. (Дверь). Живут сестра и брат: Одну всякий ей...т, Да не слыш...т, Другого всякий слыш...т, Да не вид...т. (Молния, гром). - Впиши пропущенные глаголы, проверь безударные окончания Уж снег, .ручьи, В окно повеяло весною. скоро соловьи, И лес листвою. (Тает, бегут, засвищут, оденется). Затем предлагаю учащимся проверочный тест. 1. Какая из строчек содержит «лишний» глагол (по типу спряжения)? Б. Наблюдать, пожелтеть, смотреть. В. Просить, учить, слышать. 2. В каком из предложении в окончании глагола пропущена гласная и? Б. И журавль тепла ищ... т. В. Глядеть глядим, а видеть ничего не вид...м. 3. В глаголе пропущена гласная буква е, и, я. Обид...л, стро...л, зате...л,увид...л, се...л, езд...л. 4. В окончании глагола пропущена гласная у (ю); а (я) Вид...т. дыш...т кол...т. стро...т. держ...т. се...т. И для проверки знаний учащихся по правописанию безударных личных окончаний глаголов провожу контрольный диктант с грамматическим заданием. В результате изучения темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов» учащиеся должны знать способы определения спряжения глаголов и уметь правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |