Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОЙДУ ЛЬ Я, ВЫЙДУ ЛЬ Я



2015-11-20 2095 Обсуждений (0)
ПОЙДУ ЛЬ Я, ВЫЙДУ ЛЬ Я 4.75 из 5.00 4 оценки




СБОРНИК ПЕСЕН

 

 

Составитель Н. Л. ВАШКЕВИЧ

Рецензент кандидат педагогических наук

З. С. ВОСКЕРЧЬЯН

 

 

Учебное пособие для игры песен с аккомпанементом на уроках сольфеджио в ДМШ и общих курсах музыкального училища

 

На III Всероссийском смотре методической работы преподавателей учебных заведений культуры и искусства 1982 года пособие удостоено диплома II степени

 

 

Тверь, 2006

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Методические замечания . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 7

 

Раздел I. ДИАТОНИКА

Главные трезвучия лада (T, S. D), K46, D7

.

1. Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня . . . . . . . .. . . . . . . 13

2. Во кузнице. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

3. На горе-то калина. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

4. Ах вы, сени, мои сени. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . 15

5. Подай балалайку. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

6. Солдатушки, браво, ребятушки. Русская народная песня . . . . . . . . . . 16

7. Вечерний звон. Сл. И. Козлова, музыка народная . . . . . . . . . . . . . . 17

8. Однозвучно гремит колокольчик. Слова Н. Макарова, музыка народная . 18

9. Вот мчится тройка удалая. Слова Ф. Глинки, музыка народная . . . . . . 18

10. Коробейники. Сл. Н. Некрасова, музыка народная. . . . . . . . . . . . . . 19

11. Донцы – молодцы. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . .. . . . . 20

12. Сулико. Грузинская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 20

13. Марш юных пионеров («Взвейтесь кострами»). Сл. А. Жарова,

муз. С. Дешкина . . . . . . . . . . . . 21

 

Субдоминантовый II 7 и обращения

 

14. Взяв би я бандуру. Украинская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . 22

15. Реве та стогне Днiпр широкий. Украинская народная песня . . . . . . . . 22

16. Там вдали за рекой. Сл. Н. Кооля, музыка народная . . . . . . . . . . . . 23

17. Волга-реченька глубока. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . 24

18. Не слышно шуму городского. Сл. Ф. Глинки, музыка народная. . . . . . 24

 

Побочные трезвучия

 

19. По Дону гуляет казак молодой. Русская народная песня . . . . . . . . . . 25

20. Уж ты, сад. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

21. Разлилася Волга широко. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . 27

22. Вот мчится тройка почтовая. Русская народная песня . . . . . . . . . . . 28

23. Проводы. Сл. Демьяна Бедного, музыка народная . . . . . . . . . . . . . 29

24. Гулял по Уралу Чапаев-герой. Русская народная песня . . . . . . . . . . . 30

25. Ермак. Сл. К. Рылеева, музыка народная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

26. Зорка Венера. Сл. М. Богдановича. Белорусская народная песня . . . . . 31

27. Черный ворон. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

28. Не велят Маше за реченьку ходить. Русская народная песня . . . . . . . 33

29. Прощай радость. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

30. Ах ты, ноченька. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

 

 


Прерванный оборот в условиях диатоники

 

71. Дивлюсь я на небо. Украинская народная песня . . . . . . . . . . 69

72. Ты взойди, солнце красное. Русская народная пес . . . . . . . . . 69

73. Выхожу один я на дорогу. Сл. М. Лермонтова, муз. Е. Шашиной 71

74. Ах ты, степь широкая. Русская народная песня . . . . . . . . . . . 72

Диатонические секвенции

 

85. Одинокая гармонь. Сл. М. Исаковского, муз. Б. Мокроусова . . . 81

 

Раздел II. ХРОМАТИКА

Отклонения в параллельные тональности.

 

31. Липа вековая. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

32. Чернобровый, черноокий. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . 36

33. Помню, я еще молодушкой была. Сл. Е. Гребенки, муз. народная . . . . . 36

34. Среди долины ровныя. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . 37

35. У зори-то, у зореньки. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . . 38

36. Родина. Сл. Ф. Савинова, музыка народная . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

37. Вдоль по улице метелица метет. Русская народная песня . . . . . . . . . 39

38. Священная война. Сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова . . . . . 40

39. Зачем тебя я, милый мой, узнала. Русская народная песня . . . . . . . . 41

40. Бывайце здаровы. Сл. И. Любана, муз. А. Русака . . . . . . . . . . . . . . 42

41. Ой, мороз – мороз. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . 43

 

Отклонения в тональность S

 

42. Тонкая рябина. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

43. Ой пiд вишнею. Украинская народная песня . . . . . . . . . . . . . . . . 44

44. Из-за острова на стрежень. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . . 45

45. Взвейтесь, соколы, орлами. Русская народная песня . . . . . . . . . . . . 46

46. Бородино. Сл. М. Лермонтова, музыка народная . . . . . . . . . . . . . . . 47

47. Последний нонешний денечек. Русская народная песня . . . . . . . . . . 48

48. Полюшко. Сл. Б. Гусева, муз. Л. Книппера . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

Обобщающий раздел

 

49. Степь да степь кругом. Русская народная песня

( D7 ® II ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

50. Что ты жадно глядишь на дорогу. Сл. Н. Некрасова,

( D7 ® II ) музыка народная . . . . . . . . . . . 50

51. Я помню тот Ванинский порт. Песня заключенных периода

( D7 ® III, D7 ®S ) сталинских репрессий . . . . . . . . . 51

52. Вниз по Волге-реке. Сл. А. Шаховского, музыка народная

( D7 ® III, D7 ® S ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51


53. Позарастали стежки-дорожки. Русская народная песня.

( D7 ® S, D7 ® III ) . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

54. Лучше нету того цвету. Сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера

( D7 ® III, D7 ® S ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

55. Всю-то я вселенную проехал. Русская народная песня

( D7 ® S, D7 ® II ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

56. Ивушка. Русская народная песня.

( D7 → III, D7 → S ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

57. Что так сердце растревожено. Сл. М. Матусовского,

( D 67, D9, S ® III, S - D9 - S ) муз. Т. Хренникова . . . . . . . . 55

58. Подмосковные вечера. Сл. И. Матусовокого,5

( S - D7 - III, DD7 ) муз. В. Соловьева-Седого . . . . . . . . 56

59. Ах ты, душечка. Русская народная песня

( S ® S, D7 ® S, D7 ® III ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

60. Елочка. Сл. Р. Кудашевой, муз. Л. Бекман

( D7 ® S, D7 ® VI ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

61. Jingle bells (Бубенчики). Американская народная песня

( D # 5 ® S ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

62. Синий платочек. Сл. М. Максимова, муз. Т. Петерсбургского

( D7 ® S, D7 ® III ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

63. В землянке. Сл. А. Суркова, муз. К. Листова

( D7 ® III, гS ® III, D7 ® S ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

64. Дороги. Сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова.

( D7 ® III, VII7 ® S. DDVII7 ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

65. В белых просторах. Сл. Л. Ошанина, муз. У. Фрадкина

( D2 ®(S6) D7 ® II ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

66. Прощание. Сл. М. Исаковского, муз. Дм. Покраса

( DDVII7 – К - D7 - III, S6 – D – S . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

67. Мелодия. Сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой

( S - D7 – S, D7 ® S) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

68. Надежда. Сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой

( D7 ® III, D7 ® S ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

69. Все выше (Марш авиаторов). Сл. П. Германа, муз. Ю. Хайта

( D7 ® VI , S6 - D7 - II ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66

70. Родина слышит. Сл. Е. Долматовского, муз. Д. Шостаковича

( DD7, D7 ® VI, D7 ® II ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

71. Боже, Царя храни. Русский народный гимн. Сл. В. Жуковского

( D6 ® II, S – К - D7 - III, D ® VI ) муз. А. Львова . . . . . . . . 68

 

Прерванный оборот

 

72. Дивлюсь я на небо. Украинская народная песня

(диатоника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

73. Ты взойди, солнце красное. Русская народная песня

(диатоника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

74. Пряха. Русская народная песня.

( D7 ® (VI)-S ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

75. Выхожу один я на дорогу. Сл. М. Лермонтова, муз. Е. Шашиной

(диатоника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71


76. Ах ты, степь широкая. Русская народная песня

(диатоника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

77. Песня о Днепре. Сл. Е. Долматовского, муз. М. Фрадкина

( фриг. оборот в басу: t-III 46 –S6 -D ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

78. Утес. Русская народная песня.

( D7 ® VI, II 65 ® II, D7 ® III ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

79. Gaudeamus igitur. Старинная студенческая песня.

( VII 7 ® VI ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75

 

Аккорды ДД

 

80. Наш паровоз. Мелодия П. Зубакова.

( DD7, D7 ® II ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

81. Славное море - священный Байкал. Сл. Д. Давыдова,

( DD2#1, DD7 ) музыка народная . . . . . . . . . . . . . . . 76

82. Клен ты мой, опавший. Сл. С. Есенина, музыка народная

( DD7, D7 ® III ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77

83. День Победы. Сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова

( DD7, D7 ® S. D7 ® III ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78

84. Марш энтузиастов. Сл. Д'Актиля, муз. И. Дунаевского

( DD7 - D7 – II , D7 ® III ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79

85. Летите, голуби. Сл. М. Матусовекого, муз. И. Дунаевского

( DDVII 2, VII56 b3, D7 ® S ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80

 

Секвенции

 

86. Одинокая гармонь. Сл. М. Исаковского, муз. Б. Мокроусова

(диатоника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81

87. В темном лесе. Русская народная песня

| ( D ® VI ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82

88. Вдоль да по речке. Русская народная песня.

( D ® VI ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83

89. То не ветер ветку клонит. Русская народная песня

( D7 ® S, D7 ® III ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

90. За дальнею околицей. Сл. Г. Акулова, муз. Н. Будашкина

( D7 ® III, D7 ® S ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85

91. Гимн России. Сл. С. Михалкова

( II7 - D7 - VI, DD7 ) муз. А. Александрова . . . . . . . . . . 86

92. Соловьи. Сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьева-Седого

( DD7, DDVII 2, DD34 b5, D7 ® S ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88

 

Раздел III

 

Эллиптические обороты

 

93. Катюша. Сл .М. Исаковского, муз. М. Блантера

( D7 ® (VI) D 56 ® S ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89


94. Ой, туманы мои, растуманы. Сл. М. Исаковского,

( II - D7 – III. D7 ®VII, D7 ® (III) VI ) муз. Б. Захарова. . . . 90

95. Заветный камень. Сл. А. Жарова, муз. Б. Мокроусова

( D7 ® (D) II56- D7 - (S) S7, D7 ®(III) VI ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91

96. Отчизна моя дорогая. Сл. А. Бачило, муз. В. Оловникова

( D34 ®(VI) II34 - D7 - II, D7 ® (VI) S ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92

Альтерация Д

97. Песня о Родине. Сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского

(D#5 ® S, D7 n #5, n #7 ) (прокофьевская D,- вводнотоновая D на нат.D7) . . . . . . . . 93

61. Jingle bells (Бубенчики). Американская народная песня

( D# 5 ® S ) . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 58

98. Вечерняя песня. Сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьева-Седого

( D34 b5, D7®(S) D7®(VII) D7®(III) t56 , DD34 – II34 ) .. . . . . . . . . . . . . . 94

99. Вечер на рейде. Сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьева-Седого

( VII 56 b3, DD34 b5 ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95

 

Альтерация S

100. Сон приходит на порог. Сл. В. Лебедева-Кумача,

( II 56 # 1 ) муз. И. Дунаевского . . . . . . . . . . . . 96

101. Темная ночь. Сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского

( N34 - 56 ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97

102. Марш из кинофильма «Веселые ребята». Сл. В. Лебедева-Кумача,

( D7 # 5, II 56 # 1 ) муз. И. Дунаевского . . . . . . 98

 

Взаимопроникновение ладов. Аккорды Dur-moll

 

103. Огонек. Сл. М. Исаковского, музыка неизвестного автора

( Dur S, - S одноим. Мажора ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99

104. Песня о капитане. Сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского

( ts VI, - VI одноим. минора,-VI низкая ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100

105. Красная гвоздика. Сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского

( ts VI минорная, - VI параллельного минора, VI шубертова ) . . . . . . . . . . . . . . . 101

106. Море Балтийское. Сл. Я. Родионова, муз. А. Хачатуряна

( N35 , VII34 b3 , D7b5 , ts VI минорная, DDув 56 ) . . . . . . . . . . . . . . 102

107. Песня о фонарике. Сл. М. Светлова, муз. Д. Шостаковича

( III мажорная, - D параллельного мажора ),

( Модуляция в тон.II ст. родства, - в тон.VI-й Dur ) . . . . . . . . . . . . . . . . . 103

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

 

Настоящее пособие представляет собой систематизированный сборник песен и предназначено для уроков сольфеджио в ДМШ и на общих курсах музыкального училища.

Песенный материал на сольфеджио - путь к решению комплекса практических задач.

Прежде всего, игра песен с аккомпанементом - эффективное средством развития гармонического слуха. В сравнении с традиционными упражнениями на ф-но (игра аккордов, гармонических цепочек), игра песенного аккомпанемента не обременяет жесткими нормами академического четырехголосия, голосоведения, удвоений в аккордах. Это создает условия сосредоточиться только на звучащем материале, корректировать аккорд на слух, что очень важно для формирования слуховых гармонических представлений.

Использование песни для развития гармонического слуха через музицирование (весьма желательного в ДМШ и в МУ) одновременно решает и этические задачи. Песня - особый, лиричнейший из жанров, жанр открытого душевного выражения, подчас интимного откровения. В непосредственности высказывания мыслей, чувств, сокровенных чаяний, иногда простодушных и даже наивных, кроется особое обаяние и привлекательность ее. Не случайно песня - один из немногих жанров, который композиторы не могли оставить без внимания. В песне пробовали свои силы начинающие композиторы, над песней работали и корифеи советской музыки - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович. Массовая песня уже закрытая страница отечественной культуры. Страница закрытая, но прекрасная, - ценнейший документ советской эпохи. Общение с лучшими образцами песни - это непременное условие полноценного художественного формирования наших детей.

В практической целесообразности работы с песней учащиеся убеждаются достаточно быстро. Польза работы с ней не исчерпывается лишь развитием гармонического слуха, развитием элементарных навыков владения инструментом. Достаточно простые технические условия, ясные и конкретные задачи, несравненная музыкальность песенного материала активизируют ребят, раскрепощают их эмоционально. Выполнение этого задания, исключающего стандартность, становится для них актом самовыражения, обмена опытом.

Песня, не только авторская, но и народная бытовая, городская, способна иллюстрировать многие явления в гармонии. В музыкальном училище она с успехом может быть использована в качестве дополнительного материала, а в ДМШ - едва ли не основного в ознакомлении с практической гармонией. Конечно, круг гармонических средств в песне ограничен, и трактовка их подчас специфична, что характеризует любой жанр. Гармоническое лицо ряда песен, в частности, нередко определяют отдельные гармонические обороты, элементарные на первый взгляд, но обнаруживающие яркие выразительно-красочные свойства. Благодаря конкретно-ассоциативным качествам, подобные песенные обороты могут служить исходным материалам формирования гармонического слуха учащихся, стать своеобразными оборотами-символами, способными узнаваться в любом гармоническом контексте. Примеров, где отдельные аккорды определяют собой колорит звучания всей песни, выполняя функцию как бы тематического зерна, достаточно много. В «Марше энтузиастов» И. Дунаевского это DD7 в обороте Т-DD7-D7-T, как бы автентическом кадансе вдвойне, четырежды повторенном в гармонии песни и во многом определяющем ее энергичный, праздничный характер. Звучанием D#5 ® S открывается величественная «Песня о Родине» И. Дунаевского; и там


же в кульминации припева лучезарная прокофьевская Д. Сурово-возвышенный, мужественный колорит "Моря Балтийского" А. Хачатуряна - самая прямая характеристика неаполитанской гармонии и альтерированного VII7 в миноре, аккордов, составляющих первый гармонический оборот этой песни: t-S-N35-VII34бемоль3-t. Вне скорбно-возвышенного звучания VI moll "шубертовой" немыслима "Красная гвоздика" А. Островского. Нисходящая гармоническая секвенция - это суть мягкого лирического припева песни В. Соловьева-Седого "Соловьи". Совершенно оригинальна своим чистым, трогательно-безыскусным характером "Песня о фонарике" Д. Шостаковича, гармонический язык которой, подлинно песенный, ясный, удивительно свежо и красочно расцвечен введением хроматических медиант: III высокой и VI мажорной. Здесь же уникальный пример в песенной гармонии модуляции во II (III) степень родства, столь же естественно и непринужденно введенной и не нарушающей простоту и ясность гармонического языка песни.

Перечень этих примеров можно было бы продолжить.

 

В сборнике более 100 песен, - минимальное количество, необходимое для учебной работы. В качестве основной в сборнике используется академическая система обозначения гармонии незаменимая для учебных целей, система, основанная на выражении ладово-функциональных связей созвучий и тональностей. Однако сохранена и (принятая для подобных изданий) эстрадная (буквенная) система, доступная самому широкому кругу любителей песни. Для начинающих музыкантов, желающих понять элементарные основы классической гармонии, эта двойная подтекстовка аккордов может оказаться весьма кстати.

Весь песенный материал пособия - это наиболее известные, отобранные временем песни, ставшие классическими представителями жанра. Из народных - песни с четко выраженной гармонической основой; городские бытовые песни, революционные, песни гражданской войны. Из массовых - песни "золотого фонда": песни И. Дунаевского, В. Захарова, Д. Шостаковича, В. Соловьева-Седого; песни 30-х годов, Великой Отечественной войны, послевоенные песни.

При необходимости в учебной работе возможно использование более широкого круга песен. Однако, не каждая песня может служить учебным целям, допуская свободное обращение с фактурой. Не пришлось включить в сборник, например, "Песню о встречном" Д. Шостаковича, аккомпанемент которой, наделенный важнейшей тематической функцией, немыслим в иных фактурных вариантах. В других случаях причиной затруднения использования целого круга известных и интересных песен, например, А. Пахмутовой, является свойственная им неотделимость гармонии от фактуры, формирующей аккорды. В третьих, - сложность гармонического языка, затрудняющая его схематическую цифровую запись.

 

 

Методика работы с песней проста.

Песню для подготовки к уроку можно предлагать учащимся непосредственно из сборника. Можно давать её на уроке в качестве диктанта с минимумом времени для записи. Гармонию сопровождения очень полезно выявить и записать на основе внутреннего слышания песни учащимися, если она "на слуху"; или на основе слухового анализа на уроке.

Одной песни достаточно на 2-3 занятия с опросом двух-трех учащихся на уроке, что займет не более 5-ти минут.

Очень полезно и совершенно необходимо контролировать рост гармонического

 


багажа учащихся и его активность включением отдельных гармонических оборотов песни, находящейся в работе, в материал гармонического слухового анализа.

Произвольный подбор аккомпанемента к песне недопустим. Это лишит работу самой сути - формирования гармонического слуха, гармонического вкуса на основе подлинного гармонического языка классической профессиональной или народной песни.

Для того, чтобы исключить механическое заучивание нотного текста, совершенно необходимо требовать от учащихся игру песен в транспорте (не обязательно во всех тональностях; достаточно, например, в 4-х любых на выбор учащегося, тесситурно удобных для пения). Игра в транспорте требует особого внимания к точности воспроизведения гармонии, заставляет вслушиваться в качество звучания аккорда. А это, как уже говорилось, важнейшее условие формирования гармонического слуха.

Основные затруднения у преподавателей на пути к песне на сольфеджио обычно связаны с проблемами фактуры. Проблемы эти разрешимы. Напомним: песня допускает известную свободу в выборе фактуры, что упрощает работу. Два момента должны быть во внимании преподавателя.

Первый. Желательна элементарная грамотность фактуры. Путь к этому должен быть постепенным. Торопливость и нетерпимость повредит делу, погасит интерес учащихся к работе. Для начала можно допустить даже такой вне всякой критики «трехпалый» вариант, когда песня играется одной рукой обособленными трезвучиями:

 

 
 

 

 


Для некоторых учащихся ДМШ даже такая игра - результат большого труда, значительный рубеж на пути к самостоятельному музицированию.

Разъясняя закономерности гомофонно-гармонических фактур, необходимо приучать учащихся к связному голосоведению звуков аккордов в аккомпанементе, к правильному разрешению аккордов-диссонансов. Грамотная фактура будет в таком варианте (исполнение аккомпанемента одной рукой):

 

 
 

 


или двумя руками:

 
 

 

 

Желание учащихся дублировать на ф-но вокальную партию песни необходимо приветствовать. В их будущей музыкальной практике в ДМШ, в детском саду, в общеобразовательной школе при разучивании песен с детьми такая фактура была бы удобна.

На определенном этапе можно предлагать более плотную и певучую фактуру:

 

 
 

 


В работе над фактурой, в овладении ее вариантами большую пользу может принести взаимообогащение опытом самих учащихся, совершенно естественное в условиях группового занятия. У каждого свой круг удобных фактур. Кроме того, для преподавателя, неуверенно чувствующего себя в игре песен перед группой, это обстоятельство можно использовать с пользой для дела.

Для одаренных учащихся остается последний идеальный вариант задания - самостоятельный анализ и игра в транспорте песни в авторской фактуре (если песня авторская). У Соловьева-Седого "Подмосковные вечера" записаны так:

 
 

 

 


Второй момент. Параллельно с работой над голосоведением в фактуре следует обращать внимание учащихся на необходимость соответствия ее жанровым особенностям песни.

Аккомпанемент песни "Подмосковные вечера" - пример фактуры лирических песен. Таких песен большинство.

Некоторые учащиеся отдают предпочтение арпеджированной фактуре, свойственной песням романсового типа ("То не ветер ветку клонит", "Клен ты мой опавший" и др.):

 

 
 

 

"Гулял по Уралу Чапаев-герой", "Наш паровоз", "Красная гвоздика" А. Островского - песни маршевого характера, для которых типична аккордовая поступь в аккомпанементе:

 
 

 


Вальсовая фактура совершенно естественна в песнях "Тонкая рябина", "В землянке" К. Листова, "Синий платочек" Г. Петерсбургского:

 

 
 

 


Фактура с синкопированными и пунктирными ритмами свойственна для песен с эстрадным колоритом звучания: -"Песня о капитане", "Сон приходит на порог" И. Дунаевского:

 

 
 

 

 


Ряд песен немыслим вне фактуры изобразительного характера, что тоже надо учитывать. Например, колокольность в песне "Вечерний звон", топот конницы в песне "Полюшко", звучание бандуры в арпеджированных аккордах в фактуре песни "Взяв би я бандуру":

 

 
 

 


 


Грамотность фактуры, соответствие ее типа жанру песни, умение играть в транспорте, выразительность исполнения - это вехи, определяющие работу с песней. Наконец, критерием качественной работы должно быть серьезное отношение к поэтическому тексту. Необходимо знание не только одного первого куплета, но, желательно, и всего текста. Вне этого невозможно полноценное представление о песне. Песенная поэзия в большинстве - поэзия высокого уровня, достойная самого пристального внимания.

Некоторые учащиеся народного отделения класса баяна, аккордеона, гитары предпочитают заниматься песней на инструменте своей специальности. Для развития гармонического слуха это столь же эффективно. Небесполезно это и для специальности - воспроизведение, в частности, обращений септаккордов и альтерированных аккордов, что на баяне с "готовой" левой клавиатурой не столь просто.

В музыкальном училище планирование работы над песней должно определяться точным соответствием программе сольфеджио. Песенный материал II-го раздела (хроматика) должен быть основой уже с 1-го курса. В некоторых группах, например, вокального отделения и др., в группах учащихся без музыкальной подготовки необходимо начинать работу с диатоники. На III-м и IV-м курсах предполагается непосредственная параллель с курсом гармонии. В сборнике это песни II-го и III-го раздела.

В ДМШ основными должны быть песни первых двух разделов. Объем их в сборнике явно недостаточен. Дополнить его можно песенными мелодиями (удобными для игры с гармоническим сопровождением) из сборников сольфеджио. Широко можно использовать популярные песенники, издаваемые в нашей стране, а также, при желании ребят, песни из мульт- и кинофильмов.

 


РАЗДЕЛ I

 

ДИАТОНИКА

 

 

(Главные трезвучия, К46 , D7, II7 и обращения, побочные трезвучия,

прерванный оборот, диатонические секвенции)

 

ПОЙДУ ЛЬ Я, ВЫЙДУ ЛЬ Я


 

 

 
 

 

 


Пойду ль я, выйду ль я, да

Пойду ль я, выйду ль я, да

Во дол, во долинушку, да

Во дол, во широкую.

 

Сорву ль я, вырву ль я, да

Сорву ль я, вырву ль я, да

С винограда ягоду, да

С винограда винную.

 

То ли мне не ягода, да

То ли мне не винная, да

Я цветочек сорвала, да

Я веночек совила.

 

 

Кинуся, брошуся , да

Кинуся, брошуся , да

Ко молодцу на колени,

Ко молодцу на колени.

 

Я у молодца сижу, да

Я на молодца гляжу, да

Скажи, душа, скажи, свет, да

Скажи, любишь, али нет?

 

Скажи, душа, скажи, свет, да

Скажи, любишь, али нет? -да

«Я любить-то не люблю, да

Наглядеться не могу!»

 


 


ВО КУЗНИЦЕ

Во ку - во кузнице,

Во кузнице молодые кузницы.

Они, они куют,

Они куют принаваривают,

Молотами приколачивают.

К себе, к себе Дуню,

К себе Дуню приговаривают.

«Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, Дуня в огород из ворот,

Сорвем, сорвем Дуне,

Сорвем Дуне лопушок, лопушок.

Под са…под саменький,

Под саменький корешок, корешок.

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай!

Клади, клади, Дуня,

Клади, Дуня во коробочку!

Попал, попал Дуне,

Попал Дуне таракан в сарафан.

Проел, проел Дуне,

Проел Дуне сарафан с галуном.

 


 

НА ГОРЕ-ТО КАЛИНА

 

 

 

На горе-то калина,

Под горою малина!

Ну что ж, кому дело, калина!

Ну кому какое дело, малина!

 

Там девицы гуляли,

Там красные гуляли.

Ну что ж, кому дело, гуляли!

Ну кому какое дело, гуляли!

 

Калинушку ломали,

Калинушку ломали.

Ну что ж, кому дело, ломали!

Ну кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали,

Ну что ж, кому дело, вязали!

Ну кому какое дело, вязали!

 

На дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну что ж, кому дело, бросали!

Ну кому какое дело, бросали!

 


 


АХ ВЫ, СЕНИ, МОИ СЕНИ

 

 


Ах вы, сени, мои сени, сени новые мои,

Сени новые, кленовые, решетчатые.

 

Выходила молода за новые ворота,

За новые, кленовые, за решетчатые.

 

Выпускала сокола из правого рукава,

На полете - то соколику наказывала:

 

- Ты лети, лети, соколик, высоко и далеко,

И высоко, и далеко, на родиму сторону.

 

И высоко, и далеко, на родиму сторону.

На родимой на сторонке родной батюшка живет.

 


ПОДАЙ БАЛАЛАЙКУ

 

 

 

 


 

 


Во горнице во новой

Стоит столик дубовой..

 

Припев :Подай балалайку,

Подай балалайку,

Подай балалаечку сюда.

 

Стоит столик дубовой, да,

Ножки точеные.

 

Ножки точеные,

Позолоченные.

 

 

Там за этим за столом

Три невестки сидят.

 

Три невестки сидят,

Они хлеб и соль едят.

 

Они хлеб и соль едят,

Про Ванюшу говорят.

 

У Ванюши-Кудряша, да,

Нету денег ни гроша.

 

Нету денег ни гроша, да,

Походочка хороша.




2015-11-20 2095 Обсуждений (0)
ПОЙДУ ЛЬ Я, ВЫЙДУ ЛЬ Я 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: ПОЙДУ ЛЬ Я, ВЫЙДУ ЛЬ Я

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2095)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)