Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Величина стоимости товара



2015-11-20 990 Обсуждений (0)
Величина стоимости товара 0.00 из 5.00 0 оценок




Товар и его свойства

В натуральном хозяйстве производились вещи, блага. Благо – это вещь или услуга, которая удовлетворяет тем или иным человеческим потребностям. Благо может выступать в форме товара, который производится только при товарном производстве. Товар отличается от блага тем, что он удовлетворяет потребность человека посредством обмена, т.е. через акт купли-продажи.
Блага, на которые не затрачен труд, могут приобретать форму товара (например, необработанная земля) и продаваться. Но в основном блага создаются благодаря производственной деятельности людей. Согласно трудовой теории стоимости, товар – это продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо человеческой потребности посредством обмена, т.е. путем купли-продажи. Не всякая вещь или благо (например, вода, воздух и т.п.), способные удовлетворять ту или иную потребность, является товаром. К товарам относится не все то, что удовлетворяет человеческие потребности, а только продукты человеческого труда. Но и продукты человеческого труда не всегда были и являются товаром. Если продукт производится для удовлетворения своих потребностей, то он не является товаром. Продукт человеческого труда становится товаром, когда он производится для удовлетворения потребностей других, т.е. когда он производится на продажу. В процессе осуществления акта купли-продажи отдельные члены общества вступают межу собой в отдельные отношения. Следовательно, товар – это общественная форма продукта труда.
Товары могут различаться в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на следующие виды.
1. Взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого.
2. Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается.
3. Независимые блага, или, иначе говоря, не сопряженные, «самостоятельные» товары. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой
Товар обладает двумя свойствами:
-потребительской стоимостью

-стоимостью

Величина стоимости товара.

Трудовая теория стоимости. Классич.школа полит.экономии единственным источником стоимости считала затраты труда на производство товара. Поскольку стоимость товара создается трудом,то величина стоимости товара определяется количеством заключенного в нем труда. Мерой труда служит рабочее время,которое расходуется на производство единицы труда. На изготовление не только разных, но и одинаковых товаров производители могут затрачивать разное количество времени. Это зависит от условий труда. Время,которое затрачивается отдельным работником на производство товара,наз. Индивидуальным рабочим временем,характериз. индивидуальные затраты труда.Но величина стоимости товара определяется не индивид.,а общественно необходимыми затратами труда или раб.времени. Общественно необх. есть то раб.время,которое затрач. На создание подавляющей части товара данного вида.Лишние затраты труда не будут признаны обществом,поэтому они не создают стоимости. Стоимость – это эконом. Категория,выражающая отношение между хоз.субъектами по поводу эквивалентности затраченного на производство товаров абстрактного труда. Величина стоимости товара зависит от сложности труда.

Теория факторов производства( Ж.Б.Сей,Дж.Милль) связывала стоимость с вкладом всех ресурсов в производство товара.Стоимость товара приравнивается к сумме цен ресурсов,затраченных на производство этих товаров. Цена созданного товара должна окупить издержки и обеспечить хотя бы минимальный доход самому предпринимателю.

Теория предельной полезности. Покупатель,приобретая на рынке товар оценивает его полезный эффект,а не затраты труда на производство.Представители теории предельной полезности Джевонс,Менгер,Бем-Баверк высказывали мысль, что в основе обмена лежит полезность-удовольствие или удовлетворение,которое индивид получает от потребления товара или услуги.Предельная полезность-это полезность порции блага.

Современная теория стоимости и цены. Сторонники неоклассического направления разграничивают блага на эконом. и неэконом. К последним относят то,что имеется в неогранич.кол-ве и доступно для каждого человека вне всякого обмена.Ценность блага двойственна: производитель измеряет его издержками производства,потребитель-степенью полезности.Эти две ценности блага не противостоят друг другу,а сосуществуют,взаимно дополняют друг друга.

11 Развитие форм стоимости и возникновение денег


12 Сущность, функции денег и их проявление на современном этапе экономического развития

Деньги - это товар особого рода, исполняющий роль всеобщего эквивалента. Обмен товара посредством денег способствует расширению взаимосвязей между производителями. При обмене товаров на деньги не требуется обязательного совпадения потребностей у держателей товаров, вступающих в сделку купли-продажи. Сущность денег раскрывается при рассмотрении их функций(всего их 5):

Меры стоимости

Средства обращения

Средства платежа

Средства сбережения и накопления

Мировые деньги

Мера стоимостиформируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами
(т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.

Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:

условия производства;

условия обмена.

Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу.

Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения.

В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.

Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.

Средства платежа-время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа
(Т — О и О — Д).

Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.

Мировые деньги используются в международных расчетах.

В современной развитой экономике действуют три функцииденег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.

13 Бумажные и кредитные деньги

Бумажные деньги

Право выпуска бумажных денег имеет государство.

Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход казны. Сущность бумажных денег заключается в том, что они выпускаются для покрытия бюджетного дефицита и наделены государством принудительным курсом. Бумажные деньги не разменны на металл.

Экономическая природа бумажных денег:

они всегда неустойчивы (они не могут постоянно фиксировать свой курс);

их выпуск никогда не регулируется потребностью товарооборота в деньгах;

отсутствует объективный механизм изъятия из оборота лишних денег.

Обесценивание бумажных денег связано с избыточным выпуском, упадком доверия к правительству, неблагоприятным платёжным страны.

Кредитные деньги — это обязательства, суммарный объем заключенных договоров, размещенных заказов или полученных услуг, которые приходятся на определенный период времени независимо от того, когда были выделены необходимые фонды и когда фактически платежи будут осуществлены.

Суть кредита — отдаваемая сумма назад вернется с процентами.

Кредитные деньги появились на базе функции денег как средства платежа.

Выделяют следующие виды кредитных денег:вексель;банкнота;чек;электронные деньги.

14 Содержание рыночной экономики и её основные черты

К числу важнейших элементов рыночной экономики относятся, во-первых, производители и потребители, когда одни члены общества производят товар, а другие потребляют его.

Обладающие экономической обособленностью субъекты хозяйствования

цены, выступающие предметом особого исследования.

центральными звеньями рыночной экономики являются спрос и предложение.

конкуренция как элемент рыночного механизма

Под рыночной экономикой понимают такую экономику, в которой экономические решения принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется главным образом через рынок. Современная рыночная экономика промышленно развитых стран Запада характеризуется:

а) насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей;

б) гибким, адаптивным производством, способным отвечать самым сложным запросам потребителей;

в) изменением целевых функции фирм. Хоть прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции, снижении затрат;

г) изменением форм предпринимательской деятельности (помимо крупных корпораций появляется малый бизнес);

д) регулируемой конкуренцией. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции;

е) новым типом трудовых отношений, предполагающих участие наемных работников в управлении.

15 Построение рыночной экономики с Российской федерации


16 Капитал: его сущность в трактовке различных экономических школ

1)«Вещная» трактовка (капитал как средство про-ва). Адам Смит, капитал - накопленный общественный труд. Поль Самуэльсон, капитал-благо длительного пользования. Классическая школа.

2)Денежная трактовка. Капитал-это деньги. Неоклассическое направление.

3) Теория «человеческого капитала» Величина чел. капитала оценивается потенциальным доходом который он способный приносить. Неоклассическая школа.

4) Капитал как самовозрастающая стоимость (теория Маркса). Капитал-это движение процесс кругооборота. Капитал-это не вещь, а общественное отношение, которое представлено в вещи и придаёт этой вещи специфический общ. характер. Другие трактовки: Капитал - ценность приносящая поток дохода. Капитал – общественно-историческая форма соединения факторов товарного пр-ва приносящая доход.

 

Школа меркантилизма

По-существу, меркантилисты отождествляли понятие капитала и богатства нации, а форму их существования сводили к деньгам.

Школа физиократов

К капиталу физиократы относят лишь средства производства, используемые в земледелии. Ни денежная, ни товарная его форма ими проанализированы не были, аналогично как и средства производства, принадлежащие классу собственников, кустарей и ремесленников.

Классическая школа

Трактовка капитала А.Смита находится в контексте главной задачи его сочинения: исследованием природы и причин богатства народов. Он выстраивает следующую логическую цепочку: богатство народов - количество производительных работников - производительная сила труда - размеры капитала, воплощенного в средствах производства.

А. Смит впервые ввел понятие "человеческого капитала", понимая под ним накопленные знания и умения членов общества, которые также дают им право на получение дохода.

Таким образом, К.Маркс в своей теории капитала рассмотрел его как самовозрастающую стоимость, как процесс непрерывного движения и как систему производственных отношений, основанную на эксплуатации рабочих собственниками средств производства.

Школа маржинализма

Капитал не был отнесен Бем-Баверком к первичным факторам производства, к которым он причислял землю и труд. Его величина определялась затратами первичных факторов в предшествующие периоды времени. Значение и функциональная роль капитала в производстве состоит в том, что он дает возможность использовать более продуктивные "окольные" методы производства, основанные на использовании средств производства. Основываясь на методологии школы субъективной полезности, он объяснял появление дохода на капитал - процента.

Неоклассическая школа

 

Маршалл предлагает различать понимание капитала в зависимости от уровня экономического анализа. Капиталом индивидуума Маршалл предлагает называть ту часть его богатства, которую он выделяет на получение собственного дохода. Но на общественном уровне он считает капитал одним из факторов производства, который наряду с трудом и землей способствует созданию национального дохода.

Кейнсианство

В теории Джона Мейнарда Кейнса капитал рассматривается в контексте с главной целью его исследования - обеспечением "эффективного спроса", что в свою очередь ведет к полной занятости. Основным свойством капитала Кейнс считает его способность приносить доход, возникающий вследствие его редкости. Редкость возникает как результат конкуренции со стороны альтернативного способа использования богатства: сохранения его в денежной форме для получения процента. Поэтому следующим шагом в анализе капитала является у Кейнса определение условий превращения богатства в капитал. Оно состоит в сопоставлении норм процента и определенной эффективности капитала. Чем выше она по сравнению с нормой процента, тем больше размер инвестиций направляется в общественное производство. Но с увеличением инвестиций предельная эффективность капитала, подчиняющаяся убывающей отдаче факторов производства, падает и постепенно приближается к норме процента. Высокая норма процента ускоряет данный процесс и уменьшает размеры инвестиций, что в свою очередь тормозит производство и не обеспечивает полную занятость населения. Поэтому Кейнс считает высокую норму процента отрицательным явлением в экономике.

 

17 Теория прибавочной стоимости

Марксова теория прибавочной стоимости — пример решения одной из проблем рикардианской теории. При объяснении «естественной» цены труда важнейшие для классической политэкономии принципы: трудовой стоимости, с одной стороны, и эквивалентности обмена — с другой, оказывались во взаимном противоречии. Если богатство создается трудом, а труд обменивается по эквивалентной цене, то откуда взяться доходу капиталиста? Маркс решает проблему, вводя новое понятие — «товар рабочая сила». В отличие от классиков, которые полагали, что товаром выступает сам труд, Маркс утверждает, что рабочий продает не труд, а рабочую силу, т.е. свою способность к труду. Как и всякий товар, рабочая сила, по Марксу, имеет потребительную стоимость и стоимость. Стоимость этого товара соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а вот его потребительная стоимость для покупа­теля-капиталиста определяется способностью рабочей силы производить большую стоимость, чем составляет стоимость самой рабочей силы. Эта разница и образует, по Марксу, прибавочную стоимость — источник дохода капиталиста.

Маркс детально прослеживает процесс создания прибавочной стоимости. Начинает он со структуры рабочего времени: если рабочий нанят на 10-часовой рабочий день, а чистый продукт, соответствующий своей заработной плате, он создает за 6 ч, то его рабочее время делится на 6 ч необходимого и 4 ч прибавочного труда, т.е. труда в пользу нанимателя. Продукт, создаваемый за необходимое и прибавочное время — это, соответственно, необходимый и прибавочный продукт, а стоимость последнего — прибавочная стоимость. Именно присвоение прибавочной стоимости капиталистом служит основой эксплуатации труда капиталом.

18 Кругооборот и оборот капитала. Основной и оборотный капитал

 


19 Физический и моральный износ капитала, амортизация

 


20 Экономическая система. Факторы и стадии экономического развития. Сравнительный анализ экономических систем

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

социально-экономические отношения;

организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

хозяйственный механизм;

система стимулов и мотиваций участников;

экономические связи между предприятиями и организациями.

 

ФАКТОРЫ

Факторами экономического роста являются:

количество и качество природных ресурсов;

количество и качество трудовых ресурсов — производительность труда, образование и профессиональная подготовка;

объем основного капитала;

новые технологии.

Перечисленные факторы способствуют физическому росту производства, но также необходимо, чтобы происходило использование, или потребление, возросшего ВВП. Поэтому рост зависит также от факторов спроса (повышение уровня совокупных расходов) и факторов распределения (эффективное использование ограниченных ресурсов в различных отраслях).

Экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство. Следует отметить важную особенность инвестиций: в момент своего осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующие периоды — совокупное предложение, так как увеличивают объем производственных мощностей.

Для экономического роста важным фактором является научно-технический прогресс, так как он позволяет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно и способствует повышению производительности труда.

Кроме количественной оценки экономического роста, в виде темпов роста ВВП необходима его качественная оценка. В последние годы возникли серьезные сомнения насчет желательности экономического роста для стран, уже достигших высокого уровня благосостояния.

 

СТАДИИ

концепция «пяти стадий роста», признаваемая, но не бесспорная и используемая в настоящее время.

Первая стадия — традиционное общество (сельское хозяйство, рутинная техника, землевладение, земельная рента).

Вторая стадия — переходное общество, период создания предпосылок «сдвига» (take-off): увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление «предпринимателей».

Третья стадия — «сдвиг», промышленная революция, накопление капитала, быстрый рост промышленности, радикальная смена методов производства (по У. Ростоу, на этой стадии Англия находилась 8 конце XVIII в., Франция и США — в середине XIXв., Германия — во второй половине XIXв., Россия — в 1890 — 1914 гг., Индия и Китай — в начале 50-х гг. XX в.).

Четвертая стадия — «зрелость» индустриального общества: бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства, увеличение доли квалифицированного труда.

Пятая стадия — эра «массового потребления», основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности — сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли.



2015-11-20 990 Обсуждений (0)
Величина стоимости товара 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Величина стоимости товара

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (990)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)