Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и основные черты механизма государства



2015-11-20 739 Обсуждений (0)
Понятие и основные черты механизма государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет собой государство, представляет его реальное материализованное воплощение. Понятие "механизм государства" тесно связано с категорией "государственный аппарат". Последний принято употреблять в двух смыслах. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управляющих органов используется термин "государственный аппарат" в науке административного права. В ТГП понятие государственный аппарат преимущественно используется в своем широком значении. Механизм государства выглядит как достаточно сложное явление. Он включает в себя отряд людей, занимающихся управлением общества на профессиональной основе. Это и есть государственный аппарат, сотрудники которого имеют особый статус. В механизм государства входят особые органы, связанные отношениями подчиненности и находящиеся на стыке материального производства. Это аппарат управления заводов, фабрик и т.д. Механизм государства можно разделить на три элемента: государственный аппарат, как орган, пользующийся правом осуществления государственного принуждения; аппарат управления заводами, фабриками (инженерно-технический персонал); управленческий аппарат учреждений. Особенность их заключается в том, что они действуют в социально-культурной сфере. Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Во-первых, механизм государства - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ "ОБ основах государственной службы" и других федеральных законах. Во-вторых, механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответственных исторических условиях данного государства закреплен в его конституции. В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. вместе с тем, от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности органов государства. В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности государственные органы. К таким вещественным придаткам государственных органов относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. В эти материальные средства механизма государства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и другие общественные объединения, так как они соотносятся с государственным механизмом как составные негосударственные элементы единой для данного общества политической системы. Обобщение всех признаков позволят дать определение механизма государства: механизм государства - это пронизанное едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

 

 

13. Основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.Принципы организации и деятельности механизма государства - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. Общие принципы, в свою очередь, делятся на две группы: к первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в федеральных законах. Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности государства: народовластие, гуманизм, разделение властей, федерализм, законность. принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ - многонациональный народ. принцип гуманизма основывается на том понимании, что российское государство - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека. принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную предусматривает самостоятельность органов, относящихся к разным ветвям власти, их способность обеспечивать механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти и установления диктатуры. принцип федерализма определяется тем, что РФ состоит из равноправных субъектов (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов). Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты РФ равноправны между собой. принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Данные принципы организации и деятельности механизма государства, выраженные в Конституции РФ, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепленных в федеральных конституционных законах и федеральных законах. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения властей в федеральном законе "Об основах государственной службы РФ" оформлены следующие принципы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы; равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; обязанность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами; профессионализм и компетентность государственных служащих; гласность в осуществлении государственной службы; ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение или неподлежащее исполнение своих должностных обязанностей; внепартийность государственной службы. К числу этих принципов следует отнести также сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы.

 

14. Органы государства: понятие и классификация. Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства: представляет собой самостоятельный элемент механизма государства; действует от имени государства и по его поручению; образован и действует на основе нормативно-правовых документов; выполняет св-венные только ему задачи и ф-ции; наделен в этой связи властными полномочиями; состоит из гос. служащих и соответствующих подразделений; имеет соответств. материальную базу и финансовые ср-ва; осуществляют свою компетенцию тремя способами: путем принятия нормативных актов (предписаний общего характера); путем принятия правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); путем конкретно-организационной деятельности; в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица; осуществляет свою деятельность на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности). Виды. Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

· по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом и органы, формируемые другими гос. органами;

· по форме реализации государственной деятельности — на законодательные,исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы;

· по принципу разделения властей — на законодательные, исполнительные и судебные;

· по иерархии — на федеральные, республиканские, местные;

· по хар-ру подчиненности — на органы «вертик.» подчинения (прокуратура, суд) и органы «двойного» подчинения;

· по срокам полномочий — на постоянные (прокуратура) и временные (временная администрация);

· по способу принятия решений — на коллегиальные (ГД РФ) и единоначальные (Президент РФ);

· по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

· по характеру компетенции — на органы общей компетенции и специальной компетенции

15. Разделение власти как принцип правового государства. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система “сдержек и противовесов”, установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п. Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”.

 

16. Правовое и социальное гос-во. Право выражает взаимодействие в системе «индивид-общество-гос-во». Взаимная уравновешенность элементов есть необходимое равновесие свободы, есть условие обеспечения правовой справедливости, при котором только и возможно право – государственное устройство, отвечающее своему назначению. Правовое государство – это форма организации и деятельности гос-ной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права. Право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и гос-ва, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой гос-ности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных гос-вах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового гос-ва. Признаки правового гос-ва: - верховенство правового закона; - реальность прав и свобод индивида; - организация и функционирование суверенной гос-ной власти на основе принципа разделения властей. Другие определения правового государства, в которых просто перечисляются его признаки. Например: “Правовое гос-во – это демократическое гос-во, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей». Взаимосвязь гос-ва и права в правовом гос-ве И. Кант обосновал идею о правовом гос-ве как о такой гос-ной власти, целью которой есть право. С позицией современного анализа это означает, будучи связанным правом, гос-во может действовать “свободно”. Само гос-во возникает и существует не одновременно с правом, но до известной степени и ради самого права – для его формулирования и обеспечения. Устанавливая правовые нормы, гос-во обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для гос-ных органов в той же мере, как и для граждан. Правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность гос-ных органов выступает как деятельность, урегулированная правом. Гос-ная власть действует лишь в границах, установленных законом, гос-ные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Гос-ным органам позволено только то, на что их уполномочил закон. Некоторые течественные правоведы приходят к выводу, что правовой гос-ности присущ особый характер взаимосвязи гос-ва и права, главное в правовом гос-ве – это признание верховенства права над гос-вом, подчинение всех его органов закону. (С. С. Алексеев). Действительно, в правовом гос-ве гос-ные органы и должностные лица связаны правом. Отношение “государство-право” есть отношение людей. В правовом гос-ве в центре находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях гос-ва и личности оборачивается против самой личности, в конечном итоге затрагивает человека и его свободу. Главное в правогос-ном устройстве взаимосвязь гос-ва и права обеспечение гармоничного и прогрессивного развития личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с гос-вом, то это имеет место лишь в той мере в какой само гос-во поставлено на службу человеку. Основным принципом организации и деятельности правового гос-ва является разделение властей. Он означает построение и осуществление единой гос-ной власти на основе четкого разграничения компетенции между ее различными ветвями (властями в узком понимании) – законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа. Разграничение единой гос-ной власти на три отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности. Каждая из властей занимает свое место в общей системе гос-ной власти и выполняет задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. С помощью разделения властей гос-во функционирует в правовом режиме. В гос-но-правовой практике и в теории правового гос-ва сложилось специальное понятие – система “сдержек и противовесов”. Под ней подразумевают особую форму реализации принципа разделения властей, присущую только право-гос-ному устройству. Это целый механизм конституционно-правовых средств обеспечения баланса различных ветвей государственной власти в целях предотвращения монополизации власти в руках одного органа, лица или социального слоя. Система “сдержек и противовесов” является одним из важных условий обеспечения гражданской (политической) свободы. Классическая концепция системы “сдержек и противовесов” разработана выдающимся американским юристом Джеймсом Мэдисоном. верховенство Закона в правовом государстве характеризуется: В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законе гос-во устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Поэтому закон обладает высшей юр-кой силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Закон регулирует наиболее важные стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, закон о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Подзаконные акты, ведомственные, могут конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не “совершенствовать”, не “подправлять”, не “изменять” закон. В тоже время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Основной закон правового государства – конституция. В ней сформулированы правовые принципы гос-ной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать текущее законодательство. Никакой другой правовой акт гос-ва не может противоречить конституции. Приоритет конституции – неотъемлемая черта правового гос-ва. Поэтому правовое гос-во – это конституционное гос-во. Посредством закона гос-во должно брать на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими гос-вами. Гос-во определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства и его органов. Причем в истинно правовом гос-ве каждый в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, выражающим их суверенную волю, должны обладать и правом, и возможностью принудить к исполнению закона самого властвующего. Правовое гос-во должно выработать не только систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Социальное государство. Внутренние функции 1. Хозяйственно-организаторская функция (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей) 2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет. 3. Управление образованием, наукой, культурой. 4. Забота о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (социальная функция). 5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан 6. Охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки Внешние функции 1.Защита гос-ных границ, организация таможни, решение иных вопросов национальной безопасности 2. Дипломатические и торгово -экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгос-ных организаций. Культурный, научный и информационный обмен с другими государствами 3. Борьба за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между гос-вами и народами, обуздание агрессоров. 5. Участие в международном контроле за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира. 6. Участие в реализации межгос-венных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем.



2015-11-20 739 Обсуждений (0)
Понятие и основные черты механизма государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и основные черты механизма государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)