Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Й уровень. Слушание с временным отключением



2015-11-20 715 Обсуждений (0)
Й уровень. Слушание с временным отключением 0.00 из 5.00 0 оценок




Слушающий как бы слушает и не слышит, отдавая себе неко­торый отчет в происходящем, но в основном он сосредоточен на себе. Иногда при этом человек следит за темой обсуждения кра­ем уха, ловя лишь момент, чтобы вступить в нее самому. Слуша­ние 3-го уровня — это пассивный процесс без реакции на сказан­ное. Часто слушающий человек теряет нить, задумавшись о чем-то постороннем или заранее готовя возражения и советы, а также придумывая, что сказать самому.

 

Существуют 3 вида слушания:

1. нерефлексивное (пассивное) слушание;

2. рефлексивное (активное) слушание;

3. эмпатическое слушание

Метод нерефлексивного слушания - простой способ сохранения заинтересованности и внимания в процессе устного общения.

Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В зависимости от ситуации, в процессе нерефлексивного слушания могут быть выражены понимание, одобрение и поддержка.

Слушателю во время разговора необходимо решать три основные задачи:

1. понимать сообщение;

2. побуждать продолжение разговора;

3. запоминать сказанное.

Приемы слушания в такой момент обычно бывают следующие:

Позитивные реакции:

- поддакивание («так», «да-да», «ну», кивание головой);

- «эхо-реакция» (повторение последнего слова собеседника);

- «зеркало» (повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов);

- «парафраз» (передача высказываний партнера другими словами);

- побуждение («Ну и...», «И что дальше?»);

- эмоции («ух», «ах», «здорово», «смех», «скорбная мина»); -уточняющие вопросы («Повтори, что ты сказал?»); Негативные реакции:

- продолжение или перебивание говорящего (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);

- логические следствия из высказываний партнера, напримерпредположение о причине события, оценки, советы;

- «хамоватая реакция» (высказывания типа: «глупости», «ерунда все это»);

- расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);

- пренебрежение к партнеру (слушатель не обращает на его слова внимания, игнорирует партнера и то, что тот хочет сказать).

Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие говорящего и слушающего.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Четыре основных приёма контроля получаемой информации:

· Выяснение (использование уточняющих вопросов)

· Эхотехника (перефразирование)

· Словесное отражение психологом чувств респондента

· Резюмирование

Эмпатическое слушание – техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Оно предполагает:

• Избегание оценок и толкований, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного:»Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер», спросим: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость?...»);

• Точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.

Правила эмпатического слушания:

· Настройтесь на слушание своего партнёра, забыв на время о своих проблемах. Только тогда вы сможете понять, что чувствует ваш собеседник и «присоединиться» к его эмоциональному состоянию.

· Смотрите на мир глазами собеседника, увидьте проблему и поймите чувства так, как их видит другой.

· Используйте интуицию в понимании собеседника как интеллектуально, так и эмоционально.

· Будьте кратки, держите паузу после вашего ответа, не «загружайте» собеседника своими дополнительными соображениями.

· Дайте человеку время разобраться в своем переживании. Пусть собеседник выговорится.

· Не ищите скрытых мотивов поведения собеседника. Отражая чувства партнера, не пытайтесь объяснить ему причину их возникновения, замечания типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завидуешь своему другу». Это не вызовет ничего кроме отторжения и защиты. Своей реакцией на слова партнера, постарайтесь отразить то, что вы поняли чувства и переживания стоящие за его высказываниями. Например, «ну, конечно, тебе было нелегко!»

· В тех случаях, когда партнер говорит «не закрывая рта», не стоит отвечать ему развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать его короткими фразами типа «да-да», «угу», «всё понятно», киванием головы или повторять его последние слова.

 



2015-11-20 715 Обсуждений (0)
Й уровень. Слушание с временным отключением 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Й уровень. Слушание с временным отключением

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)