Одна из главных проблем, стоящих перед предприятиями сферы обслуживания, где объектом является человек и удовлетворение его потребностей, это эффективная организация труда занятых работников и уровень их квалификации.
Прежде всего, необходимо отметить, что тураниматор непременно должен обладать следующими качествами личности: коммуникабельность, качество прирожденного лидера, терпеливостью, ответственностью, интеллигентностью, а также иметь актерские задатки.
Труд аниматора, если различать его по продукту, будет конструирующим новые идеальные продукты труда (программы), новые технологии обслуживания населения, следовательно, его следует отнести к непроизводственной сфере человеческой деятельности (табл.3.2).
Таблица 3.2.
Трудограмма тураниматора
Составляющие трудограммы
| Описание труда тураниматора
|
Предназначение профессии, ее роль в обществе
| Организация досуга, создание и реализация досуговых программ
|
Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения)
| Гостиницы, турбазы и туркомплексы, летние и зимние лагеря отдыха, туроператорские фирмы, бюро путешествий и экскурсий, станции юных туристов, турклубы и т.д.
|
Предмет труда
| Человек
|
Профессиональные знания
| Обозначено в квалификационных требованиях
|
Профессиональные умения
| Обозначено в квалификационных требованиях
|
Средства труда
| Компьютеры с банком типовых сценариев, программ; спецоборудование (для спортивного туризма, для зрелищных мероприятий и пр.)
|
Условия труда
| Различные в зависимости от направлений деятельности (например, во время экскурсий - в помещении, в транспорте, на открытых площадках и т.д.)
Однако в зависимости от вида, вся тураниматорская деятельность проходит в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.
|
Организация труда
| Составление и реализация досуговых программ, организация и проведение досуговых мероприятий, создание банка типовых сценариев и программ.
|
Продукт труда (или его результат)
| Индивидуальные или групповые программы отдыха, которые будут полностью удовлетворять запросы потребителя, что и является критерием его оценки
|
Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды
| 1 уровень - функционеры анимационных мероприятий (экскурсоводы, групповоды, проводники, инструкторы по видам спортивного самодеятельного туризма, методисты и т.п.). Функционеры проводят мероприятия, запланированные в программе.
2 уровень - организаторы туристских мероприятий (слетов, походов, экскурсий, поездок, сборов, эстафет) составляют сценарии проведения данных мероприятий, планируют комплекс услуг, связанных с их проведением.
3 уровень - менеджеры-специалисты осуществляют управление тураниматорской деятельностью турпредприятия, составляют комплексные анимационные программы.
|
Права представителей данной профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде, социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска и т.д.
| Будут формироваться в процессе поступлений данных специалистов на рынок труда.
Скорее всего, труд высококвалифицированных специалистов на рынок труда.
Скорее всего, труд высококвалифицированных специалистов в данной отрасли будет хорошо оплачиваемым, поскольку требует большого напряжения сил и энергии, вовлечения творческого потенциала, сопряжен с высокой ответственностью за жизнь и здоровье людей, ненормированным рабочим днем.
Особая нагрузка будет приходиться на туристские сезоны, поэтому отпуск у такого специалиста должен планироваться на межсезонье.
|
Обязанности представителя данной профессии
| Соблюдение профессиональных этических норм, выполнение должностных функциональных обязанностей.
|
Позитивное влияние данной профессии на человека
| В данной профессии могут быть в полной мере реализованы творческие и организаторские способности.
|
Негативные стороны профессии
| На этапе зарождения данной профессии тураниматорами предстоит еще только формирование интеллектуальной базы: банка типовых сценариев и программ, описание методов и форм работы с отдыхающими, обобщение отечественного и зарубежного опыта в организации досуговой деятельности.
|
Если же рассматривать труд тураниматора с точки зрения содержания, то это свободный, творческий труд, требующий высокой квалификации и знаний, о чем свидетельствует модель специалиста по туранимации, включающая в себя основные виды профессиональной деятельности, необходимые качества личности и основные квалификационные требования к специалистам данной отрасли (табл.3.3).
Таблица 3.3.
Модель специалиста по туранимации
Виды профессиональной деятельности
| Качества личности
| Специальные знания и умения для каждого вида деятельности (квалификационные требования)
|
Самодеятельная спортивно-туристская деятельность
| Находчивость, наблюдательность, качества прирожденного лидера
| Знания:
-отечественного и зарубежного опыта спортивного туризма;
-организационной структуры профессиональной деятельности в сфере спортивного туризма;
-методы и средства проведения методической работы в области спортивного туризма.
Умения:
-организовать спортивно-туристскую деятельность;
-применять в профессиональной деятельности новейшие достижения в данной отрасли, а также современные средства и оборудование;
-разрабатывать туристские досуговые программы и маршруты.
|
Физкультурно-оздоровительная деятельность
| Физическая тренированность, ловкость,
| Знания:
-отечественного и зарубежного опыта массовой оздоровительной работы;
-организационную структуру профессиональной деятельности;
-методы и средства организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
Умения:
-организовать физкультурно-оздоровительную деятельность;
-с позиций современных достижений психолого-педагогической науки и передовой практики разрабатывать индивидуальные и групповые физкультурно-оздоровительные досуговые программы для населения.
|
Зрелищно-развлекательная деятельность
| Коммуникабельность, артистизм, эмоциональность
| Знания:
-туранимации, основ театрального искусства, режиссуры, и др. специальных дисциплин;
-организационной структуры профессиональной деятельности;
умения:
-организовать зрелищно-развлекательные мероприятия;
-применять на практике знания по рекреалогии, валеологии, туранимации;
-разрабатывать и реализовывать зрелищно-развлекательные программы для населения.
|
Познавательно-экскурсионная и обучающая анимационная деятельность
| память, эстетический вкус, интеллект
| Знания:
-по истории мировой и художественной культуры;
-по экскурсоведению, религиоведению и краеведению;
-организационной структуры и содержания профессиональной деятельности в сфере экскурсионного туризма и музейной деятельности.
умения:
-определять общие и конкретные цели и задачи экскурсионной деятельности как составной части гармоничного развития личности;
-осуществлять агентско-операторскую и методико-экскурсионную деятельность;
-проводить маркетинговые исследования;
-конструировать циклы музейно-экскурсионного обслуживания;
-программировать туристско-экскурсионную деятельность.
|
Контрольные вопросы к главе 3
1. Что входит в управляемую подсистему (объект управления) в менеджменте гостиничной анимации?
2. На основе чего изучается потребительский интерес гостей к гостиничной анимации?
3. Каким образом обычно классифицируются туристы по потребительским интересам?
4. Расскажите о предпочтительных формах анимационной работы с разными возрастными группами отдыхающих.
5. Как разделяются туристы по своему отношению к проведению досуга?
6. Расскажите каким образом учитываются национальные особенности туристов при составлении анимационных программ.
7. Попробуйте составить этнический портрет различных народов: белорусов, украинцев, татар, казахов и т.д.
8. Что включает в себя материально-техническая база для реализации анимационных программ?
9. Дайте классификацию анимационных программ в зависимости от компонент здоровья гостя, которое восстанавливается при анимационном воздействии.
10. Охарактеризуйте каждый вид анимационных программ.
11. Каких целей стремятся достичь при разработке анимационных программ?
12. От чего зависит объем и качество анимационных программ, осуществляемых в отеле?
13. Назовите общие требования, предъявляемые к аниматорам отеля.
14. Что входит в спектр задач аниматоров?
15. Что является предметом труда, средствами труда, условиями труда и продуктом труда аниматоров?
16. Назовите специальные знания аниматора при проведении различных видов анимационных программ.