Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением поставщиков и потребителей (отсутствием сговоров и горизонтальных соглашений)



2015-11-20 650 Обсуждений (0)
Конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением поставщиков и потребителей (отсутствием сговоров и горизонтальных соглашений) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прежде чем приступить к анализу рынка по тем или иным видам товара, которые организация заинтересована реализовать, необходимо провести исследование рыночной среды.

От рынков, на которых действует организация, зависят объем реализации продукции, средний уровень цен, себестоимость услуг, сумма полученной прибыли, рентабельность услуг.

Основными показателями величины рынка являются емкость рынка и рыночная доля организации.

Емкость рынка характеризует возможный объем реализации продукции на данном рынке в течение определенного периода времени.

Доля рынка может быть реальной и потенциальной. Реальная доля рынка характеризует объем реализации продукции конкретной организации на данном рынке. Потенциальная доля рынка показыва­ет такой объем реализации продукции, который может получить организация на данном рынке при устранении некоторых ограничи­вающих факторов (например, отдельных конкурентов).

Конъюнктура рынка— это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или отрезок времени.

Под рыночной конъюнктурой также понимают совокупность ус­ловий, определяющих рыночную ситуацию.

Конъюнктура — сложное и быстроменяющееся явление, склады­вающееся из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам. Она измеряется опре­деленным кругом качественных и количественных признаков, под­дающихся измерению и оценке.

Алгоритм комплексного исследования конъюнктуры рынка состоит из следующих эта­пов:

• сбор информации и анализ конъюнктуры рынка;

• разработка собственного прогноза конъюнктуры на ближайший планируемый период;

• оценка эффективности использования результатов конъюнктур­ного прогноза.

Изучение общехозяйственной конъюнктурывключает в себя анализ:

• объема валового национального продукта (ВНП) и валового на­ционального дохода (ВНД);

• объема инвестиций, направленных на обновление и расширение

основного капитала;

• индексов производства и отгрузки за прошлый год;

• размера и структуры затрат на НИОКР;

• темпов обновления продукции;

• динамики уровня цен;

• объема, динамики и структуры внутренней и внешней торговли по конкретным видам изделий;

• финансовых показателей в целом по организации и отдельным видам изделий, реализуемых на внешнем и внутреннем рынках (себе­стоимость, цена, прибыль, рентабельность и др.);

• мероприятий государства, направленных на регулирование ры­ночных отношений.

Исследование конъюнктуры товарного рынкавключает анализ и прогноз состояния рынка конкретного товара и предполагает изуче­ние отраслей производства и потребления, рассматриваемой продук­ции, их взаимосвязей, а также инфраструктуры обеспечения изучае­мого рынка. При накоплении исходных данных следует уточнить по­зиции, перед тем как приступить к сбору материала и выявлению показателей развития конъюнктуры и спроса потребителей.

Нужно определить период времени (квартал, полугодие, год), за который будут анализироваться конъюнктура и запросы потребите­лей. От этого зависит не только перечень показателей, но и степень детализации данных.

Необходимо также определить уровень детализации анализа и про­гноза, который намечается провести. На основе такой предваритель­ной работы уточняются объем и характер необходимых материалов.

На стадии накопления исходных данных производятся определе­ние основных показателей конъюнктуры и потребительских запросов, выявление и подбор источников информации, сбор данных о конъ­юнктуре.

Рассматривая динамику производства, следует установить главные причины изменения объема выпуска товаров (ввод новых производ­ственных мощностей, повышение уровня автоматизации, активиза­ция или снижение спроса и т. д.).

Заключительной стадией является рассмотрение всех факторов в их взаимодействии как единого целого (реализация комплексного подхода). При этом, во-первых, определяется общий результат воз­действия (следовательно, и поведение конъюнктуры), а во-вторых, выявляются место и роль каждого из анализируемых факторов в формировании конъюнктуры.

Анализ и оценку конъюнктуры рынка на всех эта­пах следует проводить на основе материалов, отражающих всю сово­купность нередко противоречивых процессов, тенденций и явлений, а не на базе произвольно подобранных факторов, подтверждающих ту или иную точку зрения.

Анализ конъюнктуры народного хозяйства или отдельного товар­ного рынка необходим для того, чтобы правильно сделать прогноз, предсказать его изменения.

Прогноз товарно­го рынка есть объективное, вероятностное по своей природе суждение о динамике важнейших характеристик товарного рынка и их альтернативных вариантах при условии выполнения сформулирован­ных гипотез с целью выработки маркетинговых рекомендаций для поведения фирмы на рынке.

Прогноз конъюнктуры рынка товара предполагает возможные изменения в структуре и объеме потребления, которые сопоставляют с оценками развития производства товара. Такое сопоставление по­зволяет выявить изменения в соотношении между спросом и предло­жением, определить вероятный объем продаж.

Своевременное и правильное использование прогноза позволяет:

• во-первых, продавать товар по наиболее приемлемым ценам;

• во-вторых, маневрировать ресурсами, использовать их в наибо­лее выгодных направлениях;

• в-третьих, принимать оперативные меры по расширению (со­кращению) производства в случае ожидаемого значительного улучше­ния (ухудшения) конъюнктуры.

Для анализа конъюнктуры рынка исполь­зуется широкий перечень показателей, которые можно классифици­ровать по следующим основным группам:

— показатели производства;

— показатели внутреннего товарооборота и внешней торговли;

— показатели уровня цен;

— финансовые показатели.

Важный компонент системы показателей исследования рын­ка — оценка уровня монополизации и конкуренции. К ним относятся показатели числа и размера организаций, той доли, которую они за­нимают на рынке, их распределение по этим признакам, что позво­ляет определить тип рынка, построить соответствующую матрицу ти­пологии рынка, дать характеристику процесса раздела (сегментации) рынка, что входит в условия разработки стратегии маркетинга.

В систему оценки уровня монополизации и конкуренции входит характеристика масштабов и типов рынков. Для этого определяют:

• число организаций, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;

• общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение организаций по размеру (объему сбыта и продажи);

• раздел рынка (группировку организаций по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);

• долю малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.

Таким образом, размер рынка определяется объемом продажи то­варов (работ, услуг), а также числом и размером организаций, высту­пающих на рынке в качестве продавцов — как первичных (произво­дителей), так и торговых посредников.

При этом характеризуется функциональная специализация фирм: сбыт, оптово-посредническая торговля, розничная торговля, услуги. Составляется группировка организаций по формам собственности и по доле, которую они занимают на рынке. С помощью специальных об­следований даются ориентировочные (косвенные) оценки масштабов неорганизованного и «теневого» рынков. Оценки числа и размера фирм, занимающихся торговлей одноименными и взаимозаменяемыми товарами, их распределение по доле, занимаемой в общем объеме то­варооборота, отражают масштабы и степень распространенности кон­куренции.

Исторически выделены четыре основных типа рыночной конкуренции: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

При выявлении типов товарных рынков для их обозначения используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo - продаю, psoneo - покупаю) и их численность (mono - один, oliqos- много). Их парная комбинация дает общую классификацию типов товарных рынков (таблица *.3).

Таблица *.3 – Типы рынков и их основные характеристики

Тип рынка Количество субъектов рынка Доли субъектов на рынке
продавцов покупателей
Совершенная конкуренция Много Много Относительно равные и небольшие
Монополистическая конкуренция Ограниченное Много Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке
Олигополия Несколько Много Крупные, примерно равные
Монополия Один Много 100 %
Монопсония Много Один 100 %

 

Из теории олигополии известно, что в случае, если 2 - 3 фирмы господствуют на рынке - это "жесткая" олигополия, если 6 - 7 фирм занимают 70 - 80% рынка - это "расплывчатая" олигополия.

В экономической литературе по проблемам конкуренции, обычно интенсивность конкуренции связывается с уровнем концентрации фирм на рынке. Действительно, уровень концентрации влияет на рыночное поведение предприятий: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Свобода экономического выбора (объемов выпуска, отпускных цен), которой обладает каждое отдельное предприятие зависит от реакций конкурентов на соответствующие изменения.

Таблица *.4 – Показатели рыночной концентрации

Показатели концентрации
Индекс концентрации
Коэффициент Херфиндаля-Хиршмана  

 

 

Таблица *.4 – Типы рынков по степени концентрации

 

Типы рынков CR3, HHI CR4,HHI
I тип - высоко концентрированные рынки При 70 % <CR3<100 % При 80 % <CR4<100 %
2000<HHI<10000 1800<HHI<10000
II тип - умеренно концентрированные рынки При 45 % <CR3< 70 % При 45 % <CR4< 80 %
1000<HHI<2000 1000<HHI<1800
III тип - низко концентрированные рынки При CR3< 45 % При CR4< 45 %
HHI<1000 HHI<1000

 

Получение полезной информации для принятия решений о поведении на рынке товаропроизводителя предполагает сопостав­ление данных, характеризующих структуру спроса и предложения. Обычно структурирование рынка проводится при помощи методов группировки:

- типологической (при которой потребители делятся на однородные по ус­ловиям потребления группы, или пространственно разобщенные потребители условно «собираются» в однородные по каким-либо признакам группы);

- структурной / вариационной (при которой потребители, относящиеся к од­нородной группе, дифференцируются по определенному количественному признаку, образуя при этом вариационный частотный ряд распределения).

Существо этих группировок определяется характерными условиями куп­ли-продажи конкретных товаров и присутствия на рынке данного произво­дителя. На практике большое распространение получили группировкипоследующим основаниям:

- география товарного предложения и спроса;

- оптовый, розничный или смешанный характер товарного предложения;

- конфигурация рынка с точки зрения видового разнообразия товаров, на­личия заменителей, уровня доходов потребителей, рентабельности отраслевой группы, степени закрытости или прозрачности границ для товародвижения (таможенные правила, лицензирование, налогообложение, ограничения по це­нам и т.п.);

- условия расчетов при продаже (за наличный расчет, продажа в кредит под обязательство-вексель, бартерный обмен и т.д.);

- условия продажи (права пользования товаром, гарантийное обслужива­ние, массовый или индивидуальный заказ и т.д.).

Основные проблемы, рассматриваемые аналитиком, состоят в правильном выборе группировочного признака, определения оптимального числа групп с равными или специфицированными интервалами, обосновании учетного ценза и критической даты учета. Каждая из них не имеет универсального решения, а поэтому в прикладном экономическом анализе решается в кон­тексте формулировки поставленных задач.

В современных условиях очевидны три тенденции развития рынка:

§ интернационализация рынков, что приводит к более сильной конкурентной борьбе за местные, региональные и даже национальные рынки;

§ развитие рынков с ослаблением в них роли государства с исчезновением протекционистских мер;

§ усиление конкуренции, проявляющееся в появлении больших мультинациональных групп практически во всех сферах экономической деятельности.

К факторам, ограничивающим расширение рынка, можно отнести:

§ снятие специфических ограничительных мер в отношении продукции за счет развития техники упаковки и консервации продуктов, а также транспортных средств, позволяющих организовать продажу разнообразных товаров на мировых рынках;

§ защита от мировой конкуренции рынков в районах, в которых сильны местные культурные традиции;

§ ограничения, применяемые государством в виде квот на импортируемую продукцию и различных таможенных правил;

§ закрытость дистрибьюторской сети в некоторых странах из-за сложности процедуры сбыта, распыленности многочисленных каналов или, наоборот, из-за монополии оптовых покупателей, связанных с местными производителями;

§ технологические препятствия, связанные с распространением новых технологий.

В зависимости от условий конкуренции, создания барьеров по входу и выходу различают три вида рынка: открытый, закрытый и контролируемый.

Открытым считают рынок, когда факторы, ограничивающие расширение рынка, слабы или почти не существуют. Практически отсутствует юридическая дискриминация иностранных производителей и инвесторов, а потребительские традиции клиентуры не обладают крайне специфическими свойствами по отношению к продукции данной отрасли.

Закрытым рынком считают такой, при котором действуют административные или коммерческие «барьеры», защищающие местных производителей от внешней конкуренции через непрямой экспорт или локальное имплантирование.

Контролируемые рынки характеризуются наличием различных «барьеров» при входе, но не способных остановить миграцию. Контроль рынка весьма относителен. Например, уровень протекционизма обычно определяется по отношению только к рассматриваемому региону и зависит от конкурентоспособности производителя.

При проведении анализа рынка необходимо:

§ изучить структуру рынков в регионах, где действуют анализируемые предприятия;

§ оценить степень закрытости и протекционизма рынков по отношению к типичному среднему предприятию отрасли, к которой принадлежит рассматриваемое предприятие.

Высокая эффективность работы по изучению рыночной среды и конъюнктуры, проблем и долговременных тенденций развития рынка возможна только при соблюдении принципов целенаправленности, комплексности, систематичности. Целенаправленность означает, что исследование рыночной среды и конъюнктуры рынка и тенденций его развития должно быть тесно увязано с плановыми задачами, стоящими перед организацией.

Комплексный подход к исследованию означает:

• во-первых, необходимость анализа всех основных элементов конкретного рынка;

• во-вторых, обязательность его изучения во взаимосвязи с обще­экономическими явлениями и рынками продукции;

• в-третьих, охват всей основной группы факторов внутреннего (по отношению к данному рынку) характера, оказывающих на него воздействие.

Только при комплексном подходе к анализу можно правильно оценить состояние и основные тенденции развития конъюнктуры. Последняя формируется в условиях взаимного влияния сил, нередко противоположно направленных, и является результатом проявления всех конъюнктурообразующих факторов.

Систематичность наблюдений и анализа предполагает соотношение определенных требований к исследовательской деятельности. Только при таком условии возможно своевременное отражение изменений, происходящих на рынке, и их учет в практической деятельности.



2015-11-20 650 Обсуждений (0)
Конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением поставщиков и потребителей (отсутствием сговоров и горизонтальных соглашений) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением поставщиков и потребителей (отсутствием сговоров и горизонтальных соглашений)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (650)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)