Гуморальная регуляция кровообращения
На деятельность сердца и сосудов оказывают влияние химические вещества , находящиеся в крови.Ведущую роль среди них играет гормон надпочечников - адреналин, действие которого на сердце и сосуды аналогично действию симпатического нерва.В нервных окончаниях парасимпатических нервов образуется ацетилхолин, который расширяет просвет кровеносных сосудов и замедляет и ослабляет сердечную деятельность.На работу сердца оказывает влияние и некоторые соли.Увеличение концентрации ионов калия тормозит работу сердца,а увеличение концентрации ионов кальция вызывает учащение и усиление сердечной деятельности. Гуморальные влияния тесно связаны с нервной регуляцией деятельности системы кровообращения.Выделение самих химических веществ в кровь и поддержание их определенной концентрации в крови регулируется нервной системой. Деятельность всей системы кровообращения направлена на обеспечение организма в разных условиях необходимым количеством кислорода и питательных веществ, на выведение из клеток и органов продуктов обмена,сохранение на постоянном уровне кровяного давления.Это создает условия для сохранения постоянства внутренней среды организма.
\/I Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. По мере роста и развития сердечно-сосудистой системы изменяются и её реакции у детей и подростков на физическую нагрузку.Возрастные особенности этих реакций отчётливо проявляются как при постановке специальных функциональных проб,направленных на выявление состояния сердечно-сосудистой системы,так и в процессе физических нагрузок. На динамическую физическую нагрузку дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений,максимального артериального давления (ударного объёма ).Чем младше дети,тем в большей мере,даже на меньшую физическую нагрузку,они реагируют повышением частоты пульса, меньшим увеличением ударного объёма,обеспечивая примерно одинаковый прирост минутного объёма. Дети и подростки,систематически занимающиеся физической культурой,постоянно выполняющие общественно полезные работы при строгом нормировании физических нагрузок,тренируют сердце,повышают его функциональные возможности. Наступающая тренированность обуславливает предельную экономичность работы сердца,увеличение его резервных возможностей, повышение работоспособности и выносливости.Это чётко проявляется в реакциях тренированных детей и подростков по сравнению с нетренированными сверстниками. Минутный объём сердца тренированных детей и подростков по сравнению со своими нетренированными сверстниками обеспечивают за счёт увеличения ударного объёма и в меньшей степени за счёт частоты сердечных сокращений.Проявляется и другая примечательная особенность:время восстановления гемодинамических показателей у тренированных учащихся короче,чем у нетренированных. В ответ на большую нагрузку (двухминутный бег,180 шагов в 1 минуту ) у тренированных школьников 15 лет количество крови,выбрасываемое за одну минуту,достигает такого объёма,который позволяет обеспечить кислородом работающие органы.При большой нагрузке особенно ярко проявляются различия в реакциях сердечно-сосудистой системы тренированного и нетренированного подростка. У юных спортсменов (16-18 лет )после дозированной физической нагрузки (20 приседаний за 30 сек. или 60 подскоков ) частота сердечных сокращений увеличивается на 60-70%,максимальное артериальное давление повышается на 25-30%,а минимальное снижается на 20-25%;пульс возращается к исходной частоте через 1 -1,5 мин.Такая реакция расценивается как благоприятная. На аналогичную нагрузку нетренированные подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений на 100%,максимального артериального давления на 30-40% и снижением минимального на 10-15%,пульс возращается к величинам до нагрузки через 2-3 минуты после её завершения. Ещё более неблагоприятна реакция сердечно-сосудистой системы,когда у подростков падает максимальное артериальное давление,повышается минимальное и снижается ударный объём, резко затягивается восстановительный период, появляется одышка, головокружение, учащается пульс. Подобная реакция сигнализирует о том,что сердечно-сосудистая система не справляется с нагрузкой и она должна быть ограничена.Такая же реакция у юных спортсменов может указывать на перетренированность организма.В этих случаях необходимо уменьшить тренировочные нагрузки,увеличить отдых,ввести разнообразие в занятия видами спорта. Статическая нагрузка (а к ней относится и позное напряжение ) сопровождается иными реакциями сердечно-сосудистой системы.Сидение-активное состояние,при котором сильное напряжение испытывает около 250 мышц.Максимальная нагрузка приходится на затылочные мышцы,мышцы-разгибатели спины,а также мышцы тазового пояса.Статическая нагрузка в отличие от динамической повышает как максимальное,так и минимальное артериальное давление.Так реагируют даже на легкую статическую нагрузку школьники всех возрастов.При этом в начале учебного года изменения гемодинамических показателей менее резки,чем в конце года.В начале года,например, у мальчиков 8-9 лет на указанную статическую нагрузку повышается минимальное давление на 5,5% и максимальное на 10%,а в конце года соответственно на 11% и 21%.Такая реакция регистрируется более чем в течении 5 минут после прекращения воздействия статического усилия. Длительное позное напряжение сопровождается у детей и подростков спазмом артериол,что приводит к общему повышению артериального давления.Увеличение двигательной активности в режиме учебных занятий -одна из мер профилактики у учащихся сердечно-сосудистых расстройств,в частности развития гипертонии. Важная роль,которую выполняет сердце в организме,диктует необходимость применения профилактических мер,способствующих его нормальной функции,укрепляющих его,предохраняющих от заболеваний, которые вызывают органические изменения клапанного аппарата и самой сердечной мышцы.Занятия физической культурой и трудом в пределах возрастных границ допустимых физических нагрузок-наиважнейшая мера укрепления сердца.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (866)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |