Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормы морали а нормы права: их связь и взаимовлияние



2015-11-20 2826 Обсуждений (0)
Нормы морали а нормы права: их связь и взаимовлияние 4.67 из 5.00 3 оценки




 

Мораль — система норм и принципов, которые возникают из по­требности согласования интересов индивидов друг с другом и обще­ством (классом, социальной группой, государством), направлены на регулирование поведения людей в соответствии с понятиями добра и зла и поддерживаются личными убеждениями, традициями, воспита­нием, силой общественного мнения.

Мораль имеет исторический характер, и во все времена критерием моральных норм выступают категории добра, зла, честности, порядоч­ности, совести. Она охватывает почти все сферы жизни — экономику, политику, право и другие. С помощью морали согласуется поведение личности с интересами общества, преодолевается противоречие между ними, регулируется межличностное общение.

«Золотое правило» морали в евангельской формулировке звучит так: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так посту­пайте и вы с ними».

Во многих случаях правовые нормы как бы вырастали из нрав­ственных принципов. В ряде европейских языков само слово «право» (recht, Droit, Diritto) означает еще и «моральное право». Вместе с тем понятия-термины «право», «долг», «обязательство» имеют разные по­нятийные значения в праве и морали.

Следование нормам права — юридическая обязанность и мораль­ный долг гражданина, что определяется моральной и правовой культу­рой общества. Правда, ни одно общество в истории развития челове­чества не достигло гармонии права и морали.

Общее у норм права и норм морали состоит в том, что они:

1. действуют в едином поле социальных связей — являются соци­альными нормами;

2. преследуют общую цель — установление и поддержание порядка в обществе;

3. имеют единое функциональное назначение — воздействовать на поведение людей, регулировать их отношения, формировать масштабы (эталоны, стандарты) поведения;

4. адресованы ко всем либо к большой группе людей — являются правилами поведения общего характера;

5. имеют единую духовную природу, общий ценностный стержень — справедливость. Даже в классовом государстве нормы права являлись выражением справедливости, лежащей в основании норм морали. Пос­ледние, в свою очередь, были обусловлены материальным и духовным развитием общества. Но и тогда нормы права и нормы морали проти­востояли произволу и анархии.

 

Различия между нормами морали и нормами права:

Нормы морали Нормы права
по происхождению
складываются в обществе на ос­нове представлений людей о добре и зле, справедливости; устанавливаются (закрепляются) государством как справедливая ме­ра свободы, которая сформирова­лась в обществе;
по сфере действия
регулируют внутреннее осозна­ние человеком своего поведения во всех сферах общественных отно­шений; не являются институцио­нальными — не связаны с институ­тами общества; создаются, распро­страняются и отмирают медленно на протяжении длительного вре­мени регулируют внешнюю форму по­ведения человека в тех сферах об­щественных отношений, которые поддаются регулированию; являют­ся институциональными — действу­ют в рамках социальных институ­тов; вступают в действие, осущест­вляются и отменяются официально, в строго определенном порядке и времени
по степени детализации
выступают как обобщенное без­личное правило поведения в виде идей и принципов (держать слово, быть честным, справедливым и т. п.) являются конкретным вариан­том поведения субъекта, в котором четко определены его юридические права и обязанности в качестве возможных и должных

 

по форме выражения
не закрепляются в специальных актах, содержатся в сознании людей; приобретают обязательное значе­ние по мере признания большинст­вом членов общества получают закрепление в государ­ственных актах (законах, указах, по­становлениях, нормативных дого­ворах); после вступления в закон­ную силу становятся обязательны­ми для лиц, находящихся в сфере их действия
по способу охраны и защиты от нарушений
соблюдаются добровольно, обес­печиваются внутренним убеждени­ем, общественным мнением (резуль­тат — чувство стыда, раскаяние) обеспечиваются, кроме других способов, государственным принуж­дением, применением мер юриди­ческой ответственности (нередко ре­зультатом применения к правона­рушителю санкций закона является ограничение его в правах)

 


 

Влияние норм морали на правотворческую деятельность:

Нормы права создаются с учетом норм морали, господствующих в обществе, выступают как формально (официально) определенное выражение справедливости, и потому право в широком понимании представляет собой нравственное явление. Например, запрет убий­ства — это, прежде всего, моральный запрет, а потом уже правовой. Законом предусмотрена уголовная ответственность за клевету, дачу ложных показаний, подделку документов, мошенничество, которые в своей основе имеют ложь как аморальное явление. Или конституци­онная норма, согласно которой лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в от­ношении себя, членов семьи или близких родственников, есть, преж­де всего, моральная норма.

Нормы права изменяются и развиваются под влиянием норм морали. Например, изменение отношения к коммерческой деятельно­сти потребовало юридического закрепления, поскольку норма, запре­щающая коммерческую деятельность в Советский период, морально отпала в постсоветский период.

Нормы права отменяются в случае несоответствия требова­ниям норм морали, господствующим в обществе. Например, отмена смертной казни.

Влияние норм морали на правореализационную деятельность:

Нормы права оцениваются гражданином, реализующим их, с точ­ки зрения морали. Даже технические, организационные правила, не несущие моральной нагрузки (например, предусмотренная законом форма декларации о доходах), имеют определенный выход на нормы морали.

Нормы права толкуются должностным лицом, осуществляю­щим правоприменительную деятельность, в соответствии с нормами морали, господствующими в обществе. Так, справедливое, обоснован­ное и законное судебное решение о клевете, оскорблении, изнасилова­нии во многом зависит от учета моральных норм, действующих в об­ществе.

Принятие правоприменительного акта, как и весь правоприме­нительный процесс, осуществляется с учетом норм морали. Казалось бы, предусмотренная законом форма протокола судебного заседания не затрагивает каких-либо моральных ценностей, однако любые юриди­ческие правила, вносящие четкость и определенность во взаимоотно­шения субъектов права в процессе правоприменительной деятельнос­ти, не являются безразличными для морали.

Обратное влияние норм права на нормы морали:

Нормы права содействуют утверждению прогрессивных мо­ральных представлений. Например, Конституция ут­верждает гуманистические начала справедливости: «Все люди свобод­ны и равны в своем достоинстве и правах».

Нормы права способствуют развитию новых моральных норм. Например, норма о равенстве форм собственности — государственной, коммунальной, частной — утверждает у граждан не только необходи­мое чувство ответственности за сохранностъ государственной и комму­нальной собственности, но и моральное право хозяина, собственни­ка — фермера, частного предпринимателя и др.

Нормы права выступают в качестве средства охраны и защиты норм морали. Так, статьи Гражданского кодекса направлены на защи­ту и охрану таких моральных ценностей, как доброе имя, незапятнан­ная репутация, честь, достоинство.

Связь между правом и моралью в демократическом государстве определяется не столько наличием конституции, содержащей ссылки на моральные критерии, не столько тем, что право имеет какое-то кон­кретное моральное содержание, сколько осознанной необходимостью его толковать и применять с точки зрения критической морали.

 

4. Нормы-обычаи и обычное право

Нормы-обычаи — правила поведения, сформировавшиеся в обще­стве с целью регулирования наиболее стойких общественных отноше­ний и ставшие обязательными в результате многократного повторения в течение длительного времени; исполняются добровольно, а в случае их нарушения, против правонарушителей применяются меры обще­ственного воздействия.

Нормы-обычаи — основная форма регулирования отношений в догосударственном обществе, которая повлияла на развитие права в древ­них государствах. Они служат субсидиарным (вспомогательным) ис­точником права во многих странах мира в наши дни.

Признаки нормы-обычая:

1. регулятивный характер — регулирование наиболее стойких обще­ственных отношений, которые складывались длительное время и пере­давались из поколения в поколение;

2. общественный, коллективистский характер — выражение обще­ственных интересов в границах любой формы самоорганизации насе­ления (территориальной общины и др.) и обеспечение мерами обще­ственного воздействия;

3. этнический характер — зависимость от менталитета определен­ной этнической группы, где формировались;

4. моральная обусловленность — соответствие моральным устоям той социальной среды, в которой возникли;

5. связанность с религиозными представлениями и ритуалами;

6. подчеркнутая публичность — обязательность для всех членов дан­ного социального объединения и др.

Санкционирование обычая государством состоит в том, что компе­тентные государственные органы в определенных случаях при решении дел основываются на местных обычаях, а не на нормах, содержащихся в нормативно-правовых актах государства. В результате санкциониро­вания государством норма-обычай обретает правовой характер, стано­вится правовым обычаем, ссылка на который имеется в нормативно- правовом акте, а ее соблюдение обеспечивается принудительной силой государства.

Формы санкционирования норм-обычаев государственными органами:

1.судебное или административное решение — санкционирова­ние осуществляется в процессе судебной или административной дея­тельности, когда норма-обычай служит основанием для решения спо­ра (англо-американский тип правовых систем).

Для признания нормы-обычая правовым обычаем, защищаемым су­дом, эта норма должна:

1. выражать продолжительную правовую практику;

2. отражать единообразную практику — как действия, так и бездей­ствия;

3. воплощать естественную и разумную потребность в правовом регулировании ситуации.

Необходимость применения нормы-обычая доказывается в суде;

2.нормативные предписания законодательного акта — санкционирование осуществляется путем включения норм-обычаев в законо­дательные акты государств: рабовладельческих и феодальных, где они составили древнейший слой права, -— обычное право (романо-германская семья правовых систем и др.), так и современных государств, осо­бенно стран Африки, Мадагаскара (обычно-общинная группа право­вых систем).

Для обретения правового характера норма-обычай:

· должна действовать в юридически значимых сферах;

· не должна противоречить закону;

· должна его дополнять и как бы «оживлять» своей моральной стороной (нравственно поступать необходимо так, а не иначе);

· не может подменять закон.

Обычное право — система правовых норм, основывающая на нормах-обычаях, которые регулируют общественные отношении в государстве, определенной местности, этнической или социальной группе и обеспечиваются (в случае необходимости) государственной принудительной силой.

Не следует отождествлять санкционирование обычая с узакониванием его путем формулирования государством правовой нормы в нормативно-правовом акте. В таком случае происходит не санкционирование обычая, а замена его правовой нормой, выраженной в правовом предписании государственного нормативного акта. Послужив мотивом для издания государством нормативно-правового акта, норма-обычай утрачивает свое значение источника права. Источником права выступает нормативно-правовой акт.

Так, для законов Хаммурапи источником послужили нормы-обычаи, однако после придания им письменной узаконенной формы они утратили свою роль источников права. Например, один из законов Хаммурапи установил: если сын ударит отца, ему нужно отрубить руку. Если ранее были сомнения в отношении данного наказания, то закон решил их. И одновременно он сделал это наказание трудноизменяемым, препятствуя смягчению наказания, когда отрубание руки сына было признано позже чересчур суровым наказанием. Первые писаны, законы (Русская правда, Алеманнская правда, Салическая правда и другие), основанные на нормах-обычаях, должны были производить впечатление на подданных своей стабильностью и развивать у них чувство уверенности в справедливости.

В странах Океании, тропического пояса Африканского контингента, некоторых азиатских странах обычное право играет превалирующую роль в регулировании земельных, семейных и наследственных отношений, однако ни в одном из них правовые обычаи не являются самостоятельным и исключительным регулятором общественных отношений. Эти страны руководствуются и нормами обычного права, и нормами, установленными государством. Примером может быть Папуа-Новая Гвинея, где действуют как нормы обычного, так и нормы общего (английского) права.

Таким образом, нормы-обычаи и основанное на них обычное при во являются ведущими нормативными регуляторами поведения в ран них государственных образованиях, способствуют формированию их национальных правовых систем. Огромное влияние в этом плане при­надлежит национальным, религиозным и иным особенностям, прису­щим конкретному этническому образованию (или их совокупности), а также тем привычкам, традициям и обычаям, которые, повторяясь и скрепляясь в сознании индивидов, становятся нормами поведения.

Обычай может считаться правовым как в силу санкции государства, так и вследствие признания его «своим» этнической общностью, племе­нем, кастой, общественными образованиями различного уровня и т. д. Некоторые нормы-обычаи прошлого (кровная месть, вызов на дуэль) со временем трансформировались в связи с изменением социально- экономического строя общества. Однако и до сих пор они продолжают ирать довольно существенную роль, особенно на уровне обыденного правосознания. Так, на становление системы права горцев Северо-за­падного Кавказа (часть Российской Федерации) значительное влияние оказали как российское законодательство, так и нормы шариата и нор­мы традиционного (обычного) права, что проявилось во всех сферах их жизни.

 

5. Современные правовые обычаи. Правовые традиции

 

Ныне использование обычая в качестве нормы права чаще всего имеет место там, где проходит грань между государственно-властным и общесоциальным регулированием (торговля, производство, транс­порт, оказание услуг и др.). Распространение обычая зависит от того, насколько полно и беспробельно урегулированы правом те или иные общественные отношения. В современном обществе субъек­ты хозяйственной деятельности нередко прибегают к обычаю делового оборота.

Обычай делового оборота — правило поведения, сложившееся и широко применяемое (повторяемое) в силу признаваемой полезности в любой области предпринимательской, хозяйственной деятельности, а также в сфере гражданско-правовых отношений, которое не противо­речит положениям законодательства и договора. Это необязательное для применения правило, которое учитывается при осуществлении толкования волеизъявления в гражданских правоотношениях как обра­зец поведения, характерный для определенной ситуации.


ГК Украины включает норму об обязанности судов при решении гражданских дел применять закон с учетом обычаев делового оборота (ст. 7), начал добросовестности, разумности, справедливости, что сви­детельствует о признании обычая в качестве источника современного права. ГК Германии использует обычай делового оборота как эталон поведения в гражданских правоотношениях: согласно ст. 157 следует толковать, исходя из принципа доверия и учитывая делового оборота. В случае неясности формулировок договора или других пробелов трактовка его положений осуществляется таким образом, как будто их воспринял «разумный» адресат в аналогичной ситуации, исходя из обычного для данных случаев поведения.

Деловой обычай, приобретая юридическую защиту в арбитражном (хозяйственном) суде, нередко становится правовым. Не подлежит применению обычай делового оборота, противоречащий положениям законодательства или индивидуальному договору, которые являются обязательными для участников соответствующего отношения. В хозяйственном кодексе любые действия в конкуренции, которые противоречат правилам, торговым и честным обычаям, рассматриваются как недобросовестная конкуренция.

Видом обычая делового оборота является портовой обычай.

Портовый обычай — это установленный хозяйственной (коммерческой) практикой правило погрузки и разгрузит судов и размера оплаты за их простой. Он определяет отношения грузоотправителя и грузополучателя в случаях, когда договор о перевозке не содержит соответствующих указаний.

Торговый обычай — правило поведения, сложившееся в сфере торговли в результате постоянного и одинакового повторения конкретных отношений.

Торговые обычаи, а также некоторые институты римского права послужили основой торгового права. Торговое право называют еще купеческим правом. Оно возникло в средние века в связи с развитием международной торговли в Средиземноморье. Нормы, вырабатываемые в торговом обороте, передавались из поколения в поколение, существовали в качестве обычаев предков в рамках замкнутой купеческой гильдии, а затем стали применяться как обычаи данного городи и получили закрепление в городских статутах или статутах купеческих гильдий. Это было сословное обычное право отдельных городов. Оно формировалось как право торгового оборота и первоначально распространялось на лиц торгового звания (здесь же в недрах торгового обо рота среди купцов из отношений доверительного характера сложилось вексельное право). Со временем торговые правовые обычаи стали применяться для урегулирования отношений не только между лицами торгового сословия, но и всеми лицами, которые вступали в отношения торгового характера, — в результате оформилось торговое право как состоятельная отрасль права наряду с гражданским правом; в ряде стран (Франция, ФРГ, Япония) была проведена его кодификация. Торговое право регламентирует порядок организации, деятельность и прекращение торговых товариществ, вопросы торговой регистрации, ведения документации, торгового представительства, оборот ценных бумаг (торговые сделки) и другие отношения.

Однако торговый обычай, не требующий сложных формальностей от участников правоотношений, не утратил своего значения. Его роль, существенна в определении форм внешнеэкономического сотруд­ничества, не урегулированных в правовых актах. Он применяется и в сфере международной торговли и торгового мореплавания.

Международный обычай — устойчивое правило, сложившееся между определенными или всеми государствами в результате дли­тельного применения и признанное ими в качестве официальной формы общения (например, международные обычаи банковских рас­четов).

Кроме обычаев, сохраняют определенное значение обыкновения (административные, торговые, международные и др.), которые также являются правилами, сложившимися в определенной области государ­ственной службы, производства или обмена. Но они не служат источ­ником права, как правовой обычай. Например, торговые обыкновения применяются лишь в случае, если эти правила известны сторонам и отображены в определенной форме в договоре (контракте). Однако граница между обычаем и обыкновением подвижная: обыкновение может превратиться в обычай.

Близкими к правовым нормам-обычаям являются правовые нормы-традиции — сложившиеся правила поведения людей, передавае­мые из поколения в поколение, которые стали правовыми нормами. Традиции — более широкое по содержанию образование, чем обычаи. Традиции проявляются двояко: 1) передают на протяжении столетий правовые ценности (категории, нормы, принципы) от одного поколе­ния к другому в определенной цивилизации (культуре); 2) препятству­ют становлению новых правовых институтов и отношений или требу­ют от государственной власти проводить политику компромиссов. Чем больше развита социально-экономическая структура и правовая куль­тура общества, тем быстрее наполняются правовые традиции культурно-правовыми ценностями.

Традиции нередко находят внешнее выражение в нормах обрядов—действий или комплексов поступков человека, которые становяться правилами поведения (свадебные обряды, обряд вручения свидетельства о рождении и др.). Обрядовые церемонии, которые совершаются в торжественной обстановке, называются ритуалами. Ритуал можно назвать разновидностью обычая или традиции, поддерживаемой и обеспечиваемой государством. Например, инаугурация— торжественная процедура вступления в должность вновь избранного главы государства, главным моментом которой является принесение им присяги; присяга в системе Вооружении сил, МВД, СБУ; строевые смотры и другие церемонии.

 

6. Корпоративные нормы и нормы права

Корпоративные нормы (лат.— сообщество, объединение) — правила поведения, которые установлены в уставах (положениях) объединений людей, созданных для достижения какой-либо цени а также содержатся в решениях, принимаемых этими объединениями для урегулирования внутренних отношений между их членами.

Корпоративные нормы следует различать по целям объединении людей в корпорации:

- нормы, содержащиеся в документах общественных (некоммерческих, негосударственных) объединений, например, партий, профсоюзов, добровольных обществ, основанных на членстве, которые не преследуют цели получения прибыли;

- нормы, содержащиеся в документах коммерческих корпораций, прежде всего тех, которые создаются на добровольных началах для предпринимательской деятельности (хозяйственных товариществ полных, коммандитных, акционерных обществ — открытых, закрытых и т. п.) и преследуют цели извлечение прибыли.

Если социальная норма — это правило (образец) поведения, выражающееся в отношении одного человека к другому, то корпоративная норма — правило поведения, установленное объединением для своих членов. Она определяет объем, характер, границы возможного и дозво­ленного в их поведении.

Корпоративные нормы коммерческих объединений (корпораций, ассоциаций, консорциумов, концернов и др.)3 разрабатываются органами управления этих организаций, регулируют отношения между сотрудниками корпорации и кредиторами, работниками корпорации и клиентами, адресуются их членам (учредителям, акционерам, рабо­чим, служащим и т. п.). Несмотря на то, что корпоративные нормы коммерческих объединений действуют внутри определенной организации, как и нормы общественных некоммерческих объединений, межу ними имеются различия. Нормы коммерческих объединений порождают права и обязанности, обеспеченные юридическим механизмом государственных органов, тогда как нормы общественных организаций такого обеспечения не имеют.

Общее у корпоративных норм и норм права состоит в том, что и те, и другие:

регулируют типичные ситуации или вид отношений, а не отдель­ный случай или конкретное общественное отношение;

имеют многоразовое использование — рассчитаны на многократ­ное повторение;

обладают общим неиндивидуальным (неперсонифицированным) характером — относятся одновременно ко многим, поименно не ука­чанным, лицам;

используют письменную форму изложения — письменные акты, принятые в официально установленном порядке уполномоченными органами (съездами, конференциями, собраниями директоров корпора­ций и др., например, уставы и правила внутренней организации акци­онерного общества и другие);

•реализуются через соответствующий порядок и корпоративную дисциплину членов организации.


Различия между корпоративными нормами и нормами права:

Корпоративные нормы Нормы права
1.устанавливаются от имени конкрет­ного объединения граждан и выража­ют волю (интерес) этого объединения; 1.устанавливаются от имени го­сударства и выражают волю все­го народа (через сочетание обще-
2.имеют значение для внутренней деятельности учреждения, предприя­тия, акционерного общества или иной коммерческой организации; обязатель­ны только для членов этого объедине­ния, то есть имеют точную количест­венную определенность 2.имеют значение для деятель­ности всех государственных ор­ганов, учреждений, предприятий, коммерческих организаций; обя­зательны для всех граждан госу­дарства, то есть не имеют коли­чественной определенности;  
3.обеспечиваются предусмотренны­ми внутренними организационными мерами, вплоть до исключения из чле­нов объединения; что касается обес­печения их государством, то оно мо­жет быть только опосредованным;   3.обеспечиваются, кроме дру­гих способов, государственным принуждением
4.не должны противоречить нор­мам права, санкциям, установленным в нормативно-правовых актах; 4.не зависят от содержания корпоративных норм
5.являются дополнительными по от­ношению к нормам права, изданным государством. 5.являются основными по от­ношению к корпоративным нор­мам; формулируют общеобяза­тельные (в том числе для корпорации) санкции

 

Корпоративные нормы (нормы всех организаций, включая предпринимательские) следует рассматривать как восполняющие пробелы в нормативной системе права и имеющие субсидиарный (вспомогательный) характер. Ими должны регулироваться только те отношении которые затрагивают основы жизни коллектива (использование финансов, установление условий труда, поощрение работников, порядок применения мер ответственности и т. д.), то есть трудовые и организационно-управленческие. ,с

Эти нормы, как и нормы предприятий, учреждений, организации называют локальными, так как они помещаются в локальных нормативных актах.

Корпоративные нормы имеют правовой характер и тесно связаны с нормами права, изданными государством, поскольку:

3.в изданных государством нормах права предусматривается возможность коллектива корпорации регулировать свое поведение само­стоятельно;

4.в нормах права определяются направления корпоративного регулирования посредством указания целей и задач общественного и государственного развития, того или иного нормативно-правового акта либо назначения того или иного вида общественной деятельности;

5.в нормах права указываются пределы корпоративного регулирования;

6.от корпоративных норм, как и норм права, изданных государством, требуется соответствие природе права как справедливой и равной меры свободы, принципам права (общим, отраслевым, многоотраслевым);

7.нормы права в определенных случаях устанавливают процедуру принятия корпоративных норм;

8.корпоративные нормы по своему содержанию не должны противоречитъ нормам общегосударственным;

9.корпоративные нормы, хотя и опосредованным путем, обеспечиваются государственным принуждением.

Юридическое значение корпоративных норм заключается, прежде всего в том, что они обусловливают правосубъектность корпорации. В случае их нарушения имеется возможность обратиться в компетенные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например, о порядке распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке.

Корпоративные нормы в совокупности составляют корпоративное право. Корпоративные отношения могут регулироваться как актами гражданского законодательства, так и актами других отраслей права.

В отличие от корпоративных, нормы, содержащиеся в уставах политических партий, не имеют правового характера. Поэтому вынесение решения о нарушении устава политической партией (руковод­ством или ее членами) обжалованию в судебном порядке не подлежит.



2015-11-20 2826 Обсуждений (0)
Нормы морали а нормы права: их связь и взаимовлияние 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Нормы морали а нормы права: их связь и взаимовлияние

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2826)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)