Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Употребление форм имён прилагательных



2015-11-20 2534 Обсуждений (0)
Употребление форм имён прилагательных 5.00 из 5.00 4 оценки




ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Автор-составитель:

Толкачёва Е.В.,

преподаватель русского языка и литературы

Златоустовский педагогический колледж

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

Грамматика. Употребление форм имён прилагательных и местоимений.

 

Материалы к урокам русского языка и культуры речи

 

Златоуст - 2013

В современном мире информация – ключ к успеху. Однако правильно воспринимать и передавать информацию можно, только если человек умеет чётко формулировать свою мысль, адекватно передавать смысловые оттенки. Данный сборник призван помочь в усвоении правил употребления в речи имён прилагательных и местоимений. Сборник может быть использован в качестве самоучителя. – Златоуст, ЗПК. – 2013. – 30 с.

 

Автор-составитель: Толкачёва Е.В., преподаватель русского языка и литературы ЗПК.

 

Рецензент: Родионова Н.М., зав. Кафедрой гуманитарных дисциплин ЗПК, к.ф.н.

 

ОСТОРОЖНО: ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ!

Употребление форм имён прилагательных

БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЙ – БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЕЕ.Среди норм, присущих именам прилагательным, наибольшие трудности обычно вызывает образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и использование этих форм в речи.

В просторечии наблюдается употребление ошибочно образованных сложных форм сравнительной степени: более интереснее, более красивее. Правильно: более интересный, более красивый.

  СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПРЕВОСХОДНАЯ
ПРОСТАЯ с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше интереснее с помощью суффикса -ейш- (-айш-) интереснейший
СОСТАВНАЯ с помощью слов более, менее более интересный с помощью слов самый, наиболее, наименее самый интересный

 

Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:

бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения:

более волевой, более деловой, более жестокий.

ВЕСЁЛЫЙ – ВЕСЕЛ.Синонимы краткой и полной форм прилагательных возникают в тех случаях, когда эти формы употребляются в одной и той же синтаксической функции, например, в функции сказуемого.Полные прилагательные в функции сказуемого выражают постоянные признаки, свойства, качества предмета: Движения хирурга всегда спокойные, размеренные.

Краткие прилагательные обозначают признак временный, то есть свойство, качество, приобретённое, в котором предмет находится временно, недлительный срок. Чуден Днепр при тихой погоде (Н.В.Гоголь). Пётр весел. Маша здорова. Краткие прилагательные обозначают признак, который обусловлен каким-либо обстоятельством.

Таким образом, полная форма обозначает постоянный признак, краткая – временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент).

И ещё одно замечание. Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Выводы в статье оригинальны и доказательны. Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная. Выводы оригинальные и доказательные.

ВЫ ДОБРА, ДОБРАЯ, ДОБРЫЕ? При вежливом обращении на «вы» возможна или краткая форма (вы ДОБРЫ, вы НАСТОЙЧИВЫ), или полная, согласованная в роде с реальным полом лица, к которому обращена речь (вы ДОБРАЯ, вы такой НАСТОЙЧИВЫЙ). Форма «ВЫ ДОБРЫЕ» в обращении к одному лицу звучит как явное просторечие.

ЕСТЕСТВЕН-ЕСТЕСТВЕНЕН.Мы столкнулись с тем, что прилагательные с суффиксом -енн- в краткой форме мужского рода выступают в двух вариантах: на -ен и -енен. Нормативны обе формы, но в современных текстах преобладают формы на -ен. Медленный – медлен и медленен; благословенный – благословен и благословенен; священный – священ и священен; чувственный – чувствен и чувственен; родственный – родствен и родственен.

Этот вскрик отвращения был вполне естествен (Ю.Нагибин). Он был нам родствен по духу, по всему складу своего мышления (Э.Казакевич).

ОН БОГАТЫЙ И УМНЫЙ – ОН БОГАТЫЙ И УМЁН.Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного.

Иными словами, к одному зависимому слову нельзя применять одновременно краткую и полную форму имени прилагательного.

Неправильно: дом каменный и весьма прочен.

Правильно: дом каменный и весьма прочный.

Октябрь был на редкость ХОЛОДНЫЙ, НЕНАСТНЫЙ (Паустовский); Был я МОЛОДЫМ, ГОРЯЧИМ, ИСКРЕННИМ, НЕГЛУПЫМ. (Чехов.) Открытая шея ТОНКА и НЕЖНА (А. Н. Толстой); Новый заведующий ПРИВЕТЛИВ и ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН.

Нарушением нормы являются конструкции: Он добрый, но слабоволен. Взгляды оригинальные, хотя и примитивны в своей основе.

ОН БОЛЕН АНГИНОЙ – ОН БОЛЬНОЙ АНГИНОЙ.Как сказать правильно? При полной форме имени прилагательного, употре6блённой в Именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме – могут. Комната низка для такой мебели. Сюжет рассказа интересен во многих отношениях. Он боленангиной.

САМЫЙ ДОБРЫЙ – САМЫЙ ДОБРЕЙШИЙ.В речевой практике встречается ошибочное образование сложной формы превосходной степени прилагательного, когда местоимение самый соединяется с простой формой превосходной степени с суффиксом -айш- (-ейш-): самый добрейший, самый достойнейший. Такое соединение является избыточным: высокая степень признака уже выражена формой с суффиксом -айш- (-ейш-), поэтому происходит удвоение смысла (самый + самый добрый, самый = самый достойный).

Но допускается подобной употребление в публицистическом стиле, в политическом красноречии, в речи адвоката, в эмоционально окрашенных контекстах разговорной речи, в том числе и в частной переписке. Например, студенты обещают преподавателю серьёзно относиться к занятиям: Мы самым добросовестнейшим образом будем готовиться к семинару.

Прилагательное в сравнительной степени употребляется в сочетании с родительным падежом имени (Он красивее сестры) или в объединении с союзом чем (Дыни слаще, чем арбузы). Эти формы указывают на объект сравнения. Без зависимого имени, указывающего на объект сравнения, прилагательные в сравнительной степени могут употребляться, когда признак одного предмета сравнивается с тем же признаком другого предмета, известного из контекста: Я знаком со всеми сборниками его стихов. Последний сборник явно слабее.

Подобную зависимость можно проследить и при использовании прилагательных в превосходной степени: необходимо указать круг предметов, лиц, из которых выделяется тот, который наделен тем же качеством в наибольшей степени: Он был самым трудолюбивым в нашей семье; Он был лучшим среди нас.

Кроме того, использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным.

Так, некорректным является предложение: А. Блок – талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторим, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте.При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок – один из талантливейших поэтов России.

СВЕТЛЕЕ – СВЕТЛЕЙ.Какой из двух суффиксов выбрать? Оба варианта простой формы сравнительной степени прилагательного, оканчивающиеся на -ее и -ей, нормативны: вариант с суффиксом -ее – общелитературная норма, вариант с суффиксом -ей – норма разговорной речи.

ЛЕГЧЕ - ЛЕГШЕ.Как сказать правильно? Запомним, что простая форма сравнительной степени, оканчивающаяся на -ше, ненормативна, относится к просторечию. Лишь у немногих прилагательных сравнительная степень на -ше соответствует норме: высокий – выше;, красивый – краше; горький – горше; тонкий – тоньше; хороший – лучше; долгий – дольше. Формы дешевше, красившее, тяжельше, длиньше являются грубыми нарушениями нормы. В литературном языке приняты такие формы сравнительной степени прилагательных: бойче, звонче, слаще, хлёстче. Напомним, что употребление суффикса связано с различными чередованиями, например: чередования г-ж (гладкий – глаже, неправильно гладьше), д-ж (твёрдый – твёрже, неправильно твердее), т-ч (богатый – богаче) и др.

ЛИЛОВЫЙ.Форма сравнительной степени: лиловЕе (не лилОвее).

ЛУЧШИЙ. Неправильно говорить: более лучший. Следует говорить: более хороший. Не очень верно и словосочетание самый лучший. Правильнее сказать: наилучший.

ХОРОШЕЕ МЕНЯ.Можно ли так сказать? Ни в коем случае! От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже.

 

ОСТОРОЖНО: МЕСТОИМЕНИЕ!



2015-11-20 2534 Обсуждений (0)
Употребление форм имён прилагательных 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Употребление форм имён прилагательных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)