Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Употребление местоимений



2015-11-20 479 Обсуждений (0)
Употребление местоимений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ВЫ.Местоимение вы как вежливое обращение к одному лицу местоимения требует употребления относящегося к нему прилагательного в единственном числе и в роде, который зависит от поля обозначаемого местоимением лица. Например, Вы не знаете какой вы! Пётр Иванович, вызамечательный, умный, всё понимающий! Использование прилагательных во множественном числе – нарушение нормы, признак низкой речевой культуры. Например, Пётр Иванович, вытакие замечательные!

КАКОЙ, КОТОРЫЙ.Среди вопросительных местоимений в употреблении различаются местоимения какой, который. Местоимение какой связано с определением признака предмета, а местоимение который с местом предмета в ряду других предметов. Какие огурцы – огородные или парниковые? Который день мы его ждём, а он всё не едет.

Местоимение который употребляется только со словами, обозначающими отрезки времени.

Местоимение какой употребляется также в значении местоимения который (т.е. определяет место предмета, явления в ряду подобных). На каком этаже вы живёте? В каком вагоне ты едешь?

При вопросе о годе рождения из двух предложно-падежных конструкций с местоимением какой: В каком году (ты, он) родился? И

С какого (ты, он) года? – нормативной признаётся первая (в каком…), а вторая (с какого…) распространена в просторечии, ненормативна.

КТО, КОТОРЫЙ.Среди относительных местоимений есть синонимическая пара кто-который.

Если придаточное предложение относится к сочетанию указательного местоимения тот (та, то, те) с существительным в главном предложении, то в качестве союзного слова употребляется чаще всего местоимение который. Это то лекарство, которое необходимо тебе. Иванов именно тот человек, которыйсправится с поставленной задачей.

Если придаточная часть относится к указательному местоимению без определяемого существительного в главном предложении, то в придаточном предложении в современной речи употребляется местоимение кто в соответствующем падеже. Он тот, кому мы верим. Он остался с теми, кто решил продолжить поиски пропавших.

МЫ.Местоимение мы может выступать синонимом местоимения я. такое употребление обусловлено желанием автора не подчёркивать своего «я». Оно называется «мы скромности» или «мы авторское», встречается в статьях, монографиях*, докладах научного характера. Например, Изучая этот вопрос, мы пришли к таким выводам… Если над «вопросом» работала группа исследователей, тогда мы употребляется в своём основном значении.

 

ИХ. Как известно, притяжательные местоимения: мой, твой, его, её, наш, ваш, свой, их, ихнийненормативная форма, относится к просторечию.

ОН, ОНА, ОНИ.По правилам речевого этикета в присутствии человека, о котором идёт речь, не рекомендуется говорить о нём в третьем лице, т.е. употреблять местоимения он, она, они. Так поступать невежливо по отношению к присутствующим.

Норма не допускает использования местоимения они, когда речь идёт об одном человеке. Например, Алексей Николаевич дома? – Их нет, онибудут вечером. Такое использование личного местоимения они (его называют «лакейским») является устаревшим, в современной литературной речи не употребляется, встречается лишь в просторечии.

 

Личные местоимения. По общему правилу, личное местоимение относится к ближайшему из предыдущих существительных. Нередко может возникать неясность: Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась. Эту селёдку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала. Неточное употребление личных местоимений может вызвать нежелательный комический эффект.

 

Личные местоимение третьего лица (он, она, оно, они) в падежных формах могут иметь два варианта: с н в начале слова и без н. В современном русском языке указанный звук добавляется, если местоимение стоит после любого простого предлога (без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после наречных предлогов, управляющих Р.п. (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади).

ОНЫЙ. Местоимение оный – «тот, тот самый, вышеупомянутый» - в современной речи практически не употребляется. Устойчивое сочетание во время оно (очень давно) имеет шутливо-иронический характер.

 

САМА.Определительное местоимение сама в винительном падеже имеет два варианта: саму, самоё. Форма саму – норма общелитературного употребления. Вы её саму об этом спросите.

Форма самоё – нормативная, но в современной литературной речи малоупотребительна, встречается очень редко в книжной речи. Данное явление помогает понять самоё сущность происходящих в живых организмах процессов.

СВОЙ. Нередко возвратно-притяжательное местоимение свой оказывается лишним. Пушкин в своём произведении «Капитанская дочка» показал … (как будто можно что-то показать не в своём произведении!).

 

СЕБЯ.Возвратное местоимение себя относится к производителю действия. Но в речевой практике возникают затруднения при употреблении местоимения себя в случаях, когда предложение содержит два или несколько слов, с каждым из которых это местоимение может соотноситься. Начальник приказал секретарю отнести книги к себе (к начальнику или к секретарю?). В подобных случаях следует перестроить предложение таким образом, чтобы местоимение себя ясно соотносилось со словом, обозначающим производителя действия. Например: Начальник приказал секретарше, чтобы она отнесла эти папки к себе. Местоимение она указывает на то, что производитель действия – секретарше. Если бы начальник приказал, чтобы папки были у него, предложение получило бы такой вид: Начальник приказал секретарше, чтобы она отнесла папки к нему.

СЕБЯ.Ещё несколько слов об этом местоимении. Какая форма предпочтительнее: представлять собой или представлять из себя? Безусловно, первая. Вторая форма представляет собой разговорный вариант.

 

СЕЙ, СИЕ, СИЯ, СИИ.Эти указательные местоимения употребляются при стилизации под старинную речь (манерность речи), а также иронически. Сия теория весьма оригинальна. Эти местоимения сохраняются в живой речи благодаря таким устойчивым сочетаниям разговорного характера: до сих пор, на сей раз, по сей день, сию минуту, а также благодаря сложившимся в официально-деловом стиле сочетаниям сего года, с получением сего. Местоимение сей поддерживается, конечно, и такими широко употребительными словами, как сегодня, сегодняшний.

Я.Местоимение я не принято использовать:

1. При выражении благодарности, просьбы извинения и т.п.: благодарю вас; прошу понять меня правильно; думаю, что…

2. В некоторых жанрах официально-делового стиля (в личных заявлениях, в докладных и объяснительных записках), а также в устной официальной речи: прошу предоставить мне отпуск; считаю нужным подчеркнуть; приказываю; прошу слова и т.п.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Антонова, Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для сту. сред. проф. учеб. заведений / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – 8-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.

2. Бельчиков, Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка. [Текст] – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 424 с.

3. Березина, С.Н. Русский язык в схемах и таблицах / С.Н.Березина, Н.Н. Борисов. – М.: Эксмо, 1010. – 112 с. – Наглядно и доступно.

4. Ленская, Т.С., Угреватова, Т.Ю. Русский язык: В 4 ч. Ч. 4. Синтаксис [Текст] /Т.С.Ленская, Т.Ю.Угреватова.– М.: Айрис-пресс, 2003. – 304 с.

5. Розенталь, Д.Э Справочник по орфографии и пунктуации [Текст] / Д.Э.Розенталь. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, М.: Столетие, 1996.

6. Современный русский язык [Текст]: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч.2: Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Н.А.Николина, Л.Д.Чеснокова и др.; Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–704 с.

 

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 



2015-11-20 479 Обсуждений (0)
Употребление местоимений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Употребление местоимений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)