1. Описание техники.
Техника хода состоит из одновременного толчка руками, скольжения на двух лыжах в согнутом положении, голова слегка приподнята. Продолжая скользить, нужно медленно выпрямляться и плавным, маятникообразным движением вынести палки вперед. Палки ставятся чуть впереди креплений, начинается толчок. Толчок заканчивается полным выпрямлением рук.
1 2 3 4 5 6 7
2. Проверка готовности учащихся к обучению.
Учащиеся должны знать, что:
а) одновременный бесшажный ход применяется на пологих склонах (спусках), при плохом скольжении – на спусках средней крутизны и на раскатанной жесткой лыжне;
б) нужно выполнять законченный толчок палками;
в) во время толчка руками принимает участие в работе и туловище, которое должно «провисать» между палками;
г) нельзя широко ставить палки на снег;
д) нельзя приседать при толчке;
е) нельзя резко выпрямлять туловище после толчка.
Учащиеся должны уметь:
а) имитировать лыжный ход на месте без палок и с палками.
Серия учебных заданий
| Действия
| Упражнения
| Контрольное упражнение
|
Первая
| Маховые движения руками, стоя в посадке (имитация).
| И.п. – стоя на полусогнутых ногах. Выполнять маховые движения одновременно двумя руками, руки слегка согнуты в локтевых суставах, кисти рук идут вперед до уровня глаз, локти опущены вниз, руки отводятся назад (одновременно), туловище наклоняется вперед, кисти рук проходят около коленей и уходят назад за туловище (3-5 р. по 15-20 сек.).
| Уметь выполнять законченные маховые движения руками как при передвижении на лыжах.
|
Вторая
| Имитация хода на месте с палками.
| И.п. – стоя на полусогнутых ногах. Выполнять маховые движения одновременно двумя руками с палками, не ставя их на землю (4 р. по 10 сек.).
| Уметь выполнять законченные маховые движения палками.
|
Третья
| Передвижение на лыжах по учебному кругу.
| 1. Передвижение на лыжах под небольшой уклон. Выполнять в медленном темпе с небольшим прокатом одновременными толчками палками (3-5 р. по 15-25 м).
2. Передвижение на лыжах под небольшой уклон. Выполнять в быстром темпе одновременные толчки палками (3-4 р. по 10-20м).
3. Передвижение по ровной лыжне при хорошем скольжении. Выполнять одновременные толчки палками (3-5 р. по 10-15 м).
| Уметь выполнять законченный толчок руками с наклоном туловища.
Уметь быстро выполнять одновременные толчки палками.
Уметь продвигаться, не делая остановок, за счет усилия нажима на палки.
|
Четвертая
| Передвижение на лыжах по учебной лыжне.
| Передвижение по учебной лыжне. На отлогом склоне (10-20 м) выполнить одновременный бесшажный ход.
| Соблюдать правильное выполнение техники хода. Выполнить на оценку.
|
Пятая
| Передвижение на лыжах по дистанции.
| Передвижение по слабопересеченной местности. На отлогих склонах выполнять одновременный бесшажный ход.
| Уметь правильно применять ход с учетом рельефа.
|
3. Игровые задания.
1) На отрезке 10-20 м выполнить наименьшее количество отталкиваний палками (лучшее отталкивание, законченное движение руками и больший прокат на лыжах).
2) На скорость «Кто быстрее?» Быстрое отталкивание палками на отрезке 20 м. Кто первым придет к финишу.
СПУСКИ НА ЛЫЖАХ
1. Описание техники спусков.
Обеспечивает наибольшую устойчивость на спуске, удобна и наименее утомительна. Ноги слегка согнуты, лыжи расставлены на расстоянии 10-15 см друг от друга, туловище наклонено вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены и немного вынесены вперед, палки почти параллельны склону, кольцами назад.
| |
Существует три разновидности стоек: основная, высокая и низкая.
ОСНОВНАЯ СТОЙКА
Отличается от основной более выпрямленным положением туловища, ноги слегка согнуты для амортизации неровностей спуска, одна лыжа немного выдвинута вперед для удержания равновесия в переднезаднем направлении. Применяется стойка главным образом при необходимости уменьшить скорость и на более крутых склонах.
| |
ВЫСОКАЯ СТОЙКА
НИЗКАЯ СТОЙКА
Применяется на открытых пологих склонах, длинных и прямых участках спуска для достижения наибольшей скорости. В низкой стойке лыжника ноги сильно согнуты, туловище наклонено вперед, руки с палками вытягивают вперед. Вес тела равномерно загружает стопу ног.
| |
2. Проверка готовности учащихся к обучению.
Учащиеся должны знать, что:
а) нужно при спуске сгибать ноги в коленных суставах;
б) нельзя сильно наклонять туловище вперед;
в) нельзя руки с палками широко расставлять в стороны и держать перед собой кольцами вперед или волочить их по снегу;
г) нужно вес тела равномерно распределять на обе лыжи и слегка вывести одну лыжу вперед.
Учащиеся должны уметь:
а) принимать позу стойки при спусках в зависимости от крутизны;
б) правильно распределять вес тела на обе лыжи;
в) проходить весь спуск без особого напряжения.
Серия учебных заданий
| Действия
(информационный кадр)
| Упражнения
(операционный кадр)
| Контрольное упражнение
(контрольный кадр)
|
Первая
| Имитация посадки лыжника при различных стойках на месте без лыжных палок.
| Выполнить посадку лыжника в основной, низкой и высокой стойках (5-7 раз).
| Уметь правильно выполнять названную стойку по команде.
|
Вторая
| Выполнение на открытых ровных и некрутых склонах спусков в различных стойках без лыжных палок.
| 1. Спуск с некрутых склонов в основной стойке (5-7 раз).
2. Спуск со склона крутизной до 15 ° в низкой стойке, длина склона 15-20 м (5-7 раз).
3. Спуск со склона крутизной до 25 ° в высокой стойке (длина склона 15-20 м) (5-7 раз).
| Уметь правильно применять положение основной стойки. Выполнить на оценку.
Уметь правильно применять положение низкой стойки. Выполнить на оценку.
Уметь правильно применять положение высокой стойки. Выполнить на оценку.
|
Третья
| Выполнение на ровных и некрутых склонах упражнений без лыжных палок.
| 1. Во время спуска выполнять переход из низкой стойки в высокую и обратно (4-6 раз).
2. Спуск с узким и широким ведением лыж (4-6 раз).
3. Во время спуска по очереди выдвигать вперед левую и правую лыжу (3-5 раз).
4. Выполнять спуск в положении шага (выпада) (3-5 раз).
5. «Ходьба» на спуске с высоким подниманием колена (скольжение на одной лыже) (3-5 раз).
6. Выполнить одновременный спуск шеренгой (4-6 чел.), держась за руки (3-4 раза).
7. То же самое – переходя из высокой стойки в низкую и обратно под команду (3-4 раза).
8. Выполнить прямой спуск в низкой стойке через ворота из лыжных палок (4-6 раз).
То же самое, но между воротами подниматься в высокую стойку (3-5 раз).
9. Во время спуска выполнять различные движения руками (махи, круги и т.д.).
| Уметь удержать равновесие. Выполнить задание на оценку.
Уметь удержать равновесие (при спуске с узким ведением лыж).
Уметь удерживать равновесие и правильно распределять вес тела на лыжи.
Уметь удержать равновесие.
Уметь удерживать равновесие. Правильно переносить вес тела с одной лыжи на другую.
Уметь удержать равновесие в составе группы.
Уметь согласованно действовать в группе.
Уметь удерживать равновесие.
Уметь удерживать равновесие.
|
Четвертая
| Выполнение на склонах заданий с использованием предметов.
| 1. Во время спуска зажать между коленями рукавицу (3-4 раза).
2. Спускаясь, проносить лыжу над флажком (рукавицей), положенным на лыжню (3-4 раза).
3. Во время спуска обносить рукавицу (флажок) вокруг туловища и бедра (3-4 раза).
4. Спускаясь со склона в парах, перебрасывать друг другу рукавицу (3-5 раз).
5. При спуске положить возле лыжни какой-нибудь предмет (рукавицу). Партнеру нужно поднять его (3-4 раза).
6. Во время спуска бросать снежки в цель.
| Уметь удерживать равновесие.
Уметь удерживать равновесие.
Уметь удерживать равновесие.
Уметь удерживать равновесие, контролировать направление движения.
Уметь удерживать равновесие и попасть в цель.
|
Пятая
| Выполнение на месте различных положений стоек с лыжными палками.
| Выполнить посадку в основной, низкой, высокой стойках (5-7 раз).
| Уметь правильно выполнять названную стойку по команде.
|
Шестая
| Выполнение при спусках различных стоек с лыжными палками.
| 1. Выполнить спуск в основной стойке (6-8 раз).
2. Выполнить спуск в низкой стойке (6-8 раз).
3. Выполнить спуск в высокой стойке (6-8 раз).
4. Ознакомить учащихся 5 кл. со стойкой «отдыха».
| Выполнить упражнение на оценку.
|
ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДЪЕМОВ НА ЛЫЖАХ
Описание техники