АДАПТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Проведенное учеными Гарвардской школы бизнеса исследование деятельности 207 американских компаний показало наличие важной взаимосвязи между корпоративной культурой и внешней средой. Мощная культура сама по себе не обеспечивает успех всего бизнеса, если в ней не заложена способность адаптации к изменяющимся внешним условиям. Как показано в табл. 3.2, в адаптивных и неадаптивных корпоративных культурах приняты разные ценности и нормы поведения. Менеджеры фирмы с адаптивной культурой ориентированы на потребности покупателей и тех работников и внутренние процессы, которые обеспечивают благотворные перемены. В неадаптивных же культурах менеджмент руководствуется прежде всего собственными интересами, а корпоративные ценности, как правило, отрицают принятие риска и желательность перемен. Таким образом, сильная культура не должна рассматриваться как достаточное условие успеха, поскольку в определенных случаях она ведет организацию в неверном, ошибочном направлении. Здоровая культура, напротив, помогает компании адаптироваться к внешней среде.
ТИПОЛОГИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР В процессе идентификации важных для организации культурных ценностей менеджеры должны учесть внешнюю среду, а также стратегию и цели компании, В соответствии с результатами исследований существуют четыре категории или типа культур с «правильным» сочетанием ценностей, стратегии и внешней среды (рис. 3.5). Они различаются по двум показателям: 1) степенью, в которой внешняя среда требует гибкости или стабильности, и 2) тем, в какой степени стратегический фокус компании является внутренним или внешним. Соответственно мы получаем четыре типа корпоративных культур: адаптивную, ориентированную на результат, семейную и стабильную. Адаптивная культура возникает в среде, требующей от организации быстрой реакции и принятия решений в ситуациях повышенного риска. В такой культуре развиваются ценности, способствующие как можно более быстрому обнаружению, интерпретации и трансляции сигналов внешней среды в новые поведенческие реакции компании. Сотрудники имеют право самостоятельного принятия решений и действий сообразно своим потребностям. Высоко ценится отзывчивость к пожеланиям потребителей. Менеджеры способствуют изменениям, стимулируя и вознаграждая творчество, эксперименты, риск. Хороший пример адаптивной культуры предлагает Lush Cosmetics, быстро растущий производитель шампуней, лосьонов и товаров для ванны, производимых из натуральных ингредиентов, таких как манго и авокадо. Руководящим девизом компании является «Мы оставляем за собой право на ошибку». Основатель и СЕО компании Марк Константин терпеливо занимается изменениями и поощряет стремление сотрудников выходить за привычные рамки, экспериментировать и брать на себя риск. Каждый год компания избавляется от одной трети своей товарной линейки, чтобы предложить новые оригинальные продукты. Данный тип корпоративной культуры часто встречается в большинстве компаний электронной коммерции, а также в фирмах, действующих в таких отраслях, как электроника, косметика и мода. Внешняя среда здесь меняется очень быстро, и компании обязаны ей соответствовать. Культура, ориентированная на результат, подходит для организаций, деятельность которых заключается в обслуживании известных покупателей в среде, не требующей особой гибкости и быстрых изменений. Ориентация на результат предполагает такие ценности, как конкурентоспособность, личная инициатива, готовность работать много и долго. «Цементом», на котором держится такая организация, является стремление к победе, к достижению заранее определенных амбициозных целей. Ориентированная на результат культура способствует процветанию Seibel Systems, компании — разработчика сложных программных систем. В такой культуре приживаются настойчивые, способные конкуренции, стремящиеся к победе работники. Те, кто достигает поставленных целей, остаются в компании и получают щедрое вознаграждение, остальные увольняются. Семейная культура имеет внутренний фокус: основное внимание в ней уделяется вовлечению работников в процесс ускоренной адаптации к переменам э внешней среде. Основные ценности такой культуры — удовлетворение потребностей работников, а организация в целом характеризуется заботливой, семейной атмосферой. Менеджеры приветствуют кооперацию, учитывают интересы и покупателей, и сотрудников, предпочитают не афишировать различия в гатусе. Рассмотрим семейную корпоративную культуру на примере компании alero, которой она отчасти помогла стать ведущей нефтеперерабатывающей кампанией в США. КОМПАНИЯ VALERO Когда ураган Катрина в августе 2005 г. нанес удар по Новому Орлеану, компании по всему региону привели в действие свои планы на случай чрезвычайных ситуаций. Но лишь некоторые из них сравнимы с героическими усилиями, проявленными работниками нефтеперерабатывающего завода компании Valero в г. Сент-Чарльз. Всего через восемь дней после шторма завод в Сент-Чарльзе был восстановлен и заработал, тогда как заводу конкурентов, находящемуся через дорогу, потребовалось на возобновление работы несколько недель. За тот же самый промежуток времени аварийная команда сумела установить местонахождение каждого из 570 сотрудников завода. Своим добрым именем компания отчасти обязана семейной, коллективистской культуре, которая дала Valero серьезное преимущество в период жестокой глобальной конкуренции в нефтяной промышленности. Когда CEO Valero Билл Грихей превращал компанию, которая первоначально занималась транспортировкой природного газа, в крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие страны, он одновременно прививал в ней такую культуру, при которой люди заботятся друг о друге и о компании. Многие из купленных Valero нефтеперерабатывающих заводов были старыми и переживали спад. Первые шаги Грихея после покупки завода были направлены на то, чтобы убедить людей в сохранении рабочих мест, установить новое безопасное оборудование и обещать сотрудникам, что, если они будут хорошо работать, он поставит их на первое место, впереди акционеров и клиентов. Рабочие выполнили свою часть сделки, так же поступил и Грихей. Грихей принципиально не использует политику временного увольнения рабочих, веря, что люди должны чувствовать себя в безопасности на своих рабочих местах, чтобы работать наилучшим образом. «В других компаниях я вижу циклический процесс, когда работники постоянно нанимаются и увольняются, — говорит он. — Страх не мотивирует людей». Разумеется, самому Грихею иногда приходится увольнять сотрудников — в частности, он уволит любого из менеджеров, который пренебрежительно относится к подчиненным или ругает их. Хотя рабочие и даже менеджеры более высокого уровня называют его «мистер Грихей», президент компании не ставит себя над своими работниками. Он работает рядом с ними, болтает с ними о работе и компании и внимательно слушает, когда они рассказывают о своих проблемах. Он учредил фонд «Valero SAFE», который выдает безвозвратные ссуды сотрудникам на сумму до $10 тыс. в случае несчастья. То, что работники стоят на первом месте, породило впечатляющую лояльность и привязанность. Когда Грихей после урагана Катрина посетил завод в Сент-Чарльзе, он был удивлен, что его встречали в гигантской палатке вставанием и аплодисментами. Даже после разрушительного урагана работники соблюдали свою традицию проведения общезаводского барбекю в случае посещения завода президентом компании. «Сейчас моральный дух на этом заводе настолько высок, что вы не доберетесь до него даже на космическом корабле, — сказал начальник энергетического отдела завода в Сент-Чарльзе, — Valero раздавала газ, цепные пилы, выделяла грузовики своим сотрудникам. Они выплатили зарплату каждому работнику. Другие нефтеперерабатывающие заводы закрылись и прекратили платить. Что тут еще можно сказать?» Некоторые менеджеры могут думать, что ставить работников впереди потребителей и акционеров — это прекрасно, но не очень хорошо для бизнеса. Но в Valero сильная семейная культура, основанная на приоритете сотрудников, окупилась высокой производительностью и ростом доли рынка, увеличением прибыли и повышением стоимости акций. Последний тип, стабильная культура, отличается внутренним фокусом и ориентацией на стабильность внешней среды. Здесь превыше всего ценится соблюдение правил и бережливость; поощряется методичный, рациональный, упорядоченный подход ко всему и вся. Сегодня редкие компании могут похвастать стабильностью внешней среды. Требуется гибкость, поэтому большинство менеджеров отходят от стабильной культуры. Впрочем, одна процветающая компания — отнюдь не «в возрасте»! — успешно применяет элементы культуры стабильности, отслеживая точное соблюдение сроков проектов и размеров бюджетов. Мы имеем в виду Pacific Edge Software, основатели которой, муж и жена, изначально создали культуру порядка, дисциплйны и контроля. Впрочем, это не означает, что ее сотрудникам приходится работать по ночам, заканчивая важные проекты: домой они, как правило, уходят в 18 часов. Сами основатели считают, что созданная в организации культура является не жесткой или сковывающей, а тщательной. И хотя иногда тщательность превращается в медлительность, пока что Pacific Edge полностью соответствует требованиям внешней среды. Каждый из рассмотренных нами типов культуры способен принести успех. Кроме того, организации обычно имеют ценности, которые относятся к нескольким типам одновременно. Какие именно культурные ценности формируются в организации и формируются ли вообще, зависит от требований среды и фокуса компании, а также от действий менеджеров. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ НОВЫМ УСЛОВИЯМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ По мнению профессора Стэнфордского университета Джеффри Пфеффера, более всего стоимость компании зависит от того, что за люди в ней работают и как с ними обращаются. Далее, не так давно журнал «Fortune» опубликовал результаты опроса директоров компаний. Оказалось, что большинство из них рассматривают организационную культуру как наиболее важный механизм привлечения, мотивации и удержания талантливых работников. Эти же качества, по мнению респондентов, являются наилучшими показателями организационного превосходства. Корпоративная культура играет ключевую роль в создании и организации такого климата, который способствует обучению и новым ответам на угрозы, исходящие из внешней среды, выявлению новых возможностей или организационных кризисов. Однако менеджеры понимают, что они не могут сосредоточить все свои усилия на ценностях; они также обязаны получить хорошие экономические результаты. УПРАВЛЕНИЕ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ Те компании, которые преуспевают в нащем бурно меняющемся мире, уделяют большое внимание культурным ценностям- и экономической эффективности одновременно. Культурные ценности могут подзаряжать и мотивировать работников обращением к высоким идеалам и объединением людей вокруг общих целей. Кроме того, ценности повышают производительность при помощи формирования и направления поведения работников, так, чтобы действия каждого совпадали со стратегическими приоритетами. Рисунок 3.6 иллюстрирует четыре организационных результата, основанных на относительном внимании, которое менеджеры уделяют культурным ценностям и эффективности организации. Компания в квадранте А уделяет мало внимания любым ценностям и результатам работы и вряд ли долго проживет. Менеджеры в организациях из квадранта В сфокусированы на создании сильно сплачивающей культуры, но они не связывают ценности компании непосредственно с целями и желаемыми экономическими результатами. Когда культурные ценности не увязаны с экономическими результатами, они вряд ли помогут организации в трудные времена. Например, Levi Strauss всегда была сильно сконцентрирована на ценностях, привязывая даже часть оплаты труда менеджеров к тому, насколько хорошо они раздатяют набор ценностей. Проблема заключается в том, что высшие руководители потеряли из виду экономическую сторону вопроса; таким образом, когда джинсы «Levi» начали терять долю рынка за счет новых конкурентов, компания оказалась не в состоянии быстро адаптироваться к меняющейся внешней среде. В квадранте С находятся организации, которые концентрируются в первую очередь на хороших результатах и уделяют мало внимания организационным ценностям. Такой подход в краткосрочном периоде может оказаться прибыльным, но подобный успех трудно поддерживать на протяжении долгого времени, потому что в этом случае «цемент», который скрепляет организацию воедино — т. е. общие культурные ценности, — исчезает. Вспомните о многочисленных целях быстрого обогащения у создателей интернет-компаний. Тысячи компаний, которые возникли в конце 1990-х гг., были нацелены в первую очередь на быстрый рост и скорые прибыли, при этом уделялось мало внимания построению крепких организаций, основанных на долгосрочных миссии и ценностях. Когда наступил кризис, эти компании обанкротились. Выжившими, как правило, были компании, обладавшие сильными культурными ценностями, которые помогли им пережить бурю. Например, менеджеры eBay и Amazon.com уделяли пристальное внимание организационной культуре, так же поступали более мелкие компании в области электронной торговли вроде канадской Mediagrif Interactive Technologies, онлайновой брокерской фирмы В2В, которая позволяла компаниям встречаться в Сети и продавать свои товары. Наконец, компании в квадранте D делают упор одновременно и на культуру, и на хорошие экономические результаты в качестве двигателей успеха организации. Менеджеры в этих организациях совмещают ценности с повседневными операциями компании — наймом персонала, управлением производством, бюджетированием, определением критериев для продвижения по службе и вознаграждения и т. д. Исследование корпоративных ценностей, проведенное в 2004 г. Бузом Алленом Гамильтоном и Аспенским институтом, установило, что менеджеры в компаниях, которые сообщают о превосходных финансовых результатах, обычно уделяют большое внимание ценностям и прямо связывают их с тем способом, каким они руководят данной организацией. Хорошим примером быстро растущей организации является Umpqua Bank, который вырос с 11 отделений и активов общей стоимостью в $ 140 млн в 1994 г. до 92 отделений и $5 млрд активов спустя девять лет. В этом банке каждый элемент культуры фокусируется на обслуживании клиентов, а каждый аспект операций отражает культурные ценности. Возьмем учебные программы. Чтобы избежать отношения в духе «это не моя работа», которое пронизывает многие банки, менеджеры разработали программу «универсальной помощи», которая готовит каждого банковского сотрудника к выполнению любой задачи, так что кассир может принять заявление на ипотечный кредит, а кредитный инспектор может работать с вашим чековым депозитным счетом. Сотрудники уполномочены самостоятельно принимать решения о том, как удовлетворить пожелания клиентов, а отделения обладают свободой в выработке уникальных способов для обслуживания клиентуры в своих конкретных районах. Umpqua также тщательно измеряет и вознаграждает те культурные ценности, которые банк хочет поддерживать. Исполнительный вице-президент банка по культурному развитию разработал компьютерную программу, которая измеряет, как культурные ценности связаны с результатами деятельности, которые банк называет «прибылью от качества» (return on quality, ROQ). Показатели ROQ для каждого отделения и отдела рассчитываются ежемесячно и служат основой для определения размеров премий и вознаграждений. Организации из квадранта D являются примером высокоэффективной культуры (high-performance culture), культуры, которая: 1) основывается на четкой организационной миссии или цели; 2) включает общие адаптивные ценности, которые определяют решения и деловую практику, и 3) поощряет наличие у отдельных сотрудников и хороших результатов работы, и основных культурных ценностей организации. Одной из наиболее важных задач менеджеров является создание и воздействие на организационную культуру в интересах достижения стратегических целей, потому что культура серьезно влияет на результаты работы. Те компании, которые с самого начала руководствуются культурными ценностями, переигрывают аналогичные компании, которые это не делают. Недавние исследования подтвердили, что некоторые элементы корпоративной культуры имеют положительную корреляцию, с более высокими финансовыми результатами. Хорошим примером в этом отношении является компания Catapillar Inc. В этой компании разработан Процесс культурной оценки (Cultural Assessment Process, GAP) для измерения и управления тем, насколько успешно корпоративная культура влияет на эффективность организации. Такая оценка дала руководству компании твердые данные, подтверждающие экономию в миллионы долларов, непосредственно связанную с культурными факторами. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Один из наиболее эффективных методов адаптации норм и ценностей организации к внешней среде или социализации новых работников в коллективе является культурологическое лидерство. Суть его состоит в том, что менеджеры должны обеспечить избыток коммуникаций относительно организационных ценностей, обязательно подкрепляя слова реальными действиями. Встремлении к изменению корпоративной культуры культурологический лидер самостоятельно определяет и использует наиболее адекватные сигналы и символы. Как правило, влияние на корпоративную культуру осуществляется следующими способами: 1. Культурологический лидер четко и ясно формулирует, свое видение культуры организации, в которое верят работники. Лидер определяет и доносит до остальных ценности, вокруг которых может сплотиться весь коллектив. Ценности увязываются с ясной и захватывающей миссией или основной задачей. 2. Культурологический лидер пристально наблюдает за повседневной деятельностью организации, фиксируя ее соответствие провозглашенным ценностям (и прежде всего им должны соответствовать рабочие процедуры и система оплаты труда). Что еще важнее, действия менеджеров говорят лучше, чем слова. Лидеры могут создать культуру, которая предполагает совместную с сотрудниками выработку ценностей. Например, менеджерам United Stationers удалось развить совершенно новую, адаптивную культуру. Предварительно в компании был проведен опрос 6 тыс. разбросанных по всему миру сотрудников на предмет идентификации общих ценностей, которые должны составлять основу деятельности организации. Мы упоминали, что для передачи культурных ценностей должны использоваться и слова, и дела. Заявленные ценности, которые не подкрепляют поведением менеджеров, бесполезны или даже вредны для сотрудников и организации в целом. Возьмем компанию Enron, чьи заявленные ценности включали такие элементы, как распространение информации, уважение и честность. Действия менеджеров корпорации явно не соответствовали этим заявленным ценностям. Чтобы ценности направляли действия организации, менеджеры должны демонстрировать их в повседневной деятельности. Канадская авиакомпания Westjet Airlines, которая в одном из опросов признана обладателем самой впечатляющей корпоративной культуры в Канаде, служит в этом отношении хорошим примером. Работники Westjet (которых в компании называют просто «'народ») регулярно видят СЕО компании Клива Беддо и других высших руководителей, демонстрирующих ценности равенства, командной работы, сотрудничества и обслуживания потребителей в действии. Например, в конце полета любой сотрудник убирает мусор в салоне — даже СЕО. Высшие менеджеры тратят много времени на неформальное общение с работниками компании и пассажирами, а также регулярно посылают записки с благодарностью тем людям, которые сделали больше, чем им положено по службе. Топ-менеджеры посещали колл-центр в Рождество, чтобы поздравить и поблагодарить людей за работу в праздники. У менеджеров не больше привилегий, чем у любого другого; у них нет специальных мест на парковке и клубных карточек. С каждым человеком в Westjet обращаются как с пассажиром первого класса, и лидеры хотят, чтобы сотрудники точно так же обращались с каждым пассажиром на борту самолетов Westjet. Культурологические лидеры продолжают хранить верность ценностям и в трудные времена или во время кризиса, иллюстрацией чему служит пример Билла Грихея из Valero, о котором уже говорилось в этой главе. В списке 100 лучших компаний с точки зрения места работы, составленном журналом «Fortune», Valero поднялась с 23-й позиции до 3-й благодаря своему отношению к сотрудникам после разрушительных ураганов 2005 г. Несмотря на издержки, компания продолжала платить людям на всем протяжении кризиса, установила специальные палатки для волонтеров, раздающих еду, и выделила дотацию в $1 млн Американскому Красному Кресту на помощь жертвам урагана. Следование культурным ценностям помогает организациям переживать кризис и выходить из него еще более сильной. В современных изменчивых условиях создавать и поддерживать прочную, адаптивную культуру непросто, но своими словами и, самое главное, поступками культурологические лидеры демонстрируют организации ее реальные ценности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1354)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |