Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ 4 страница



2015-11-20 505 Обсуждений (0)
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Феномен выполненности –явление уверенности в выполненности на самом деле не совершенной процедуры (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Феномен множественности талантов –есть много типов способностей (талантов), на каждом из которых можно строить траекторию развития ребенка. Для каждого из этапов виртолюции человека характерен свой набор свойств таланта: телесные таланты, сознаниевые, личностные и т.д. (Н.А.Носов, Словарь виртуальных терминов).

Феномен невыполненности – явление уверенности в невыполненности на самом деле совершенной процедуры (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Феномен неразличения –явление уверенности в выполнении одной процедуры при совершении другой процедуры (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Феномен перескакивания ступени развития – возможность построения синомичной соби при несиномичной развитости базовой соби (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Феномен смены типа развития –с изменением типа соби кардинально изменяется тип психического развития человека (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Феномен соположения реальностей –расположение событий разных реальностей в единый ряд событий как однородных (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Феномен удвоения реальности воли –возникновение различения человеком своего и чужого волевого действия.

Примерно в 16-17 лет возникает новая виртуальная реальность: реальность воли, собь воли, воля. пони маемая в виртуальном смысле. Благодаря возникновению феномена удвоения реальности воли, человек теперь может сам ставить себе экзистенциальные, жизненные задачи, выступая как существо, которое может само управлять своей жизнью, выполнять поставленные перед собой как личностью задачи. До 16-17 лет ребенок не ставил перед собой жизненных задач. У человека до 16-17 лет нет задач своего жизнеустройства, он пассивно участвует в строительстве: либо по жизни его ведут взрослые, либо делает выбор из представляемого ему набора ситуаций. А в 16-17 лет возникает способность самому ставить и выполнять жизненные задачи, возможность выбирать сами наборы жизненных ситуаций. Возможность самому реализовывать поставленные задачи, прилагать волевые усилия для решения поставленной задачи и есть свидетельство возникновения реальности воли. Примерно к 21 году человек полностью осваивает реальность воли, к этому времени возникает феномен удвоения реальности воли. Теперь человек хорошо отличает свою собственную волю от чужой воли и может к чужой воле соответствующим образом относиться.

Как и в случае с другими виртуальными реальностями, собь воли может оказаться неразвитой или сверхразвитой. Неразвитость заключается в том, что человек не овладевает полностью реальностью воли и, оставаясь на уровне развития более ранних виртуальных реальностей, оказывается неспособным не только к самостоятельному принятию волевых решений, но и к подчинению воли другого человека, т.е. неспособным к реализации каких-либо волевых решений. Например, человек на всю жизнь так и остается мечтателем и прожектером. Сверхразвитость заключается в том, что кто-то другой (например, волевая мама) берет на себя функцию принятия волевых решений. В этом случае человек более-менее добросовестно и последовательно выполняет решения, принятые другим человеком, но самостоятельно не способен их вырабатывать (Н.А.Носов, Словарь виртуальных терминов).

Феномен удвоения реальности личности – возникновение различения человеком своей уникальности в отличие от уникальности другого человека.

У ребенка 10-11 лет уже явственно возникают элементы реальности личности, т.е. с этого возраста он может переживать некоторые события как личностно значимые. По отношению к ребенку до 10 лет можно совершить резкое поведение (наказать, накричать и т.п.) и тут же перейти к душевному контакту. Он тут же «забывает» про ваше резкое поведение, даже если оно нанесло ему ущерб (отняли игрушку, книжку). Он душевно реагирует на взрослого в данный момент времени, для него нет человека в будущем и прошлом. Его легко обманывать, поскольку для него нет вненастоящего времени, т.е. постоянства или сохранности личности. Он, конечно, помнит, что вы его вчера обманули, но готов обманываться и сегодня.

Ребенок с 13-14 лет воспринимает негативное поведение взрослого как личное оскорбление: долго его переживает либо игнорирует взрослого, чтобы не воспринимать поведение взрослого как личностное. Другими словами, подросток может игнорировать взрослого, даже собственного родителя, и, более того, может отказывать взрослому в статусе его (взрослого) личностного существования. Такого, конечно, до сих пор, до возникновения феномена удвоения реальности личности, не было.

Но есть еще одна внутренняя причина противоречивости, и в том числе негативизма, поведения подростка:

подросток узнает сферу личности в процессе столкновения с нею. Через столкновение с действительностью происходило освоение реальностей телесности и сознания. Ребенок до трех лет (до возникновения феномена удвоения реальности телесности) осваивает действительность через собственные синяки и слезы, а после трех лет – через относительно безболезненный контакт с нею; он уже не падает с лестницы, не берет горячий утюг. Ребенок до 7 лет осваивает (до возникновения феномена удвоения реальности сознания) действительность через усилия по овладению взрослыми типами поведения: столкновение с сознанием взрослого, воспитывающего и учащего ребенка, и через собственные травмы при изучении конструкции машины, магнитофона и т.д.

Подросток осваивает реальность личности так же: через опыт употребления личностного поведения. Он еще не знает, что такое нанести обиду, оскорбить, не выполнить собственное обещание и проч. И через совершение такого рода поступков ищет границы собственной личности В этом смысле значительная часть поступков подростков начальной стадии подросткового периода является не собственно личностной, а пробующей. И в контакте с действительностью, через собственные травмы, подросток находит себя, собь личности. Конечно, в этот период взрослому нужно быть особенно чутким к подростку, чтобы различить пробующее поведение от целенаправленного.

Но подросток осуществляет пробующее поведение не только по отношению к другим людям, но и по отношению к себе. И по отношению к себе подросток тоже иногда бывает излишне беспощаден, а иногда слишком снисходителен.

Основания поведения подростка 13-15 лет совершенно иные, чем людей другого возраста, даже если внешне это одинаковое поведение. Ребенок до трех лет может проявлять жестокость к детям и животным потому, что невыделенность психической реальности телесности не позволяет хорошо различать живое и неживое. Поэтому он может общаться с другим ребенком как с куклой, невольно причиняя боль. Ребенок до 7 лет может проявлять жестокость в силу невыделенности реальности сознания еще плохо различая свое и чужое сознание. Семилетка, ударяя другого ребенка и не чувствуя при этом боли, вполне естественно полагает, что боль и не возникает. Такой ребенок, нанося удар, не подозревает, что удар сопровождается болью другого ребенка. Подросток, особенно после возникновения феномена удвоения личности, хорошо понимает, что причиняет боль другому человеку или животному, но ему важно почувствовать границу допустимости: момент возникновения боли или момент возникновения невыносимой боли, или недопустимость поведения, приносящего боль.

Конечно, в своих поисках подросток может перейти все границы как в отношении к другим людям, так и в отношении к самому себе. И здесь очень важно чтобы де-виантное, отклоняющееся поведение не стало приносить удовольствие, чтобы то же причинение боли не превратилось в самоцель. Хотя, для превращения девиантного поведения в регулярное, есть много оснований: получение чувства власти, получение поддержки такого поведения от других подростков и взрослого, реализация или сублимация чувства мести и т.д.

Собственно, с подросткового периода у человека появляется возможность строить собственный виртуальный мир. Подростковая аутизация, уход в свой виртуальный мир, может проявляться самым разным образом: в уходе в себя, в избыточно развитом воображении, несговорчивости, упрямстве, пренебрежении окружающими и т.д.

Неразвитость соби личности заключается в задержке человека на уровне личности, проявляющейся в культивировании внутреннего мира, в избегании ситуаций требующих принятия волевых решений, в стремлении законсервировать тип жизненной ситуации, в которой человек находится. Сверхразвитость заключается в излишне раннем овладении взрослыми формами поведения (выражающееся чаще всего в демонстрации негативных аспектов жизни взрослых: курение, распитие алкогольных напитков и т.п.) и/или переходу к самостоятельной жизни (зарабатыванию денег, противоправному поведению и т.п.). (Н.А.Носов, Словарь виртуальных терминов).

Феномен удвоения реальности сознания – возникновение различения человеком своего и чужого сознания.

Примерно с трех лет у ребенка начинает формироваться собственное сознание и примерно к семи годам возникает феномен удвоения реальности сознания. Это означает, что ребенок способен отделить собственное сознание от сознания другого человека. Если до сих пор ребенок воспринимал чужие мысли, чужие состояния как свои собственные и, соответственно, свои мысли и состояния переносил на внешние предметы, то теперь он хорошо различает, где собственные мысли и состояния, а где – не его. Возникновение феномена удвоения реальности сознания, т.е. возникновение соби сознания, сознания, означает готовность ребенка к школьному обучению, поскольку ребенок способен различать свое сознание от сознания другого человека. Наличие собственного сознания и собственной телесности дает возможность ребенку строить общие модели мирозданья, общества, семьи и проч.

Примерно в 7 лет возникает феномен удвоения реальности сознания, являющийся итогом развития элементов сознания в предыдущие годы. С 7 лет ребенок – уже сознательное существо, и со временем лишь совершенствует свое владение сознанием, что происходит примерно до 11-13 лет.

Неразвитость соби сознания заключается в слабом освоении этой реальности, что проявляется в нечеткости различения своего и чужого сознания, в неспособности к полноценному школьному обучению, в асоциальности поведения, связанном со спонтанной реализацией своих внутренних образов, в отсутствии способности управлять своими образами и т.п. Сверхразвитость соби сознания заключается в преждевременном освоении взрослого личностного типа поведения: отношений между людьми, отношения к быту, отношения к школьному обучению как уже не важному и не интересному и т.п. (Н.А.Носов, Словарь виртуальных терминов).

Феномен удвоения реальности телесности –возникновение различения человеком своего тела и других материальных тел.

С виртуальной точки зрения, генезис человека можно представить как порождение новых видов соби. Новорожденный обладает совершенно виртуализированной психикой. Примерно до трех лет генезис ребенка заключается в овладении собственной телесностью. Ребенок овладевает своим телом и окружающим его миром в пространственно-телесном отношении. К трем годам ребенок настолько хорошо овладевает пространственно-телесными отношениями (научается говорить, ходить, управлять своим телом), что они перестают быть для него проблемой. С трех лет уже возможна отработка специальных телесных навыков (лепка, рисование, игра в конструктор и т.п.), и генезис ребенка теперь заключается в освоении реальности телесности (телесной соби) и в овладении элементами порождающейся реальности сознания (соби сознания). Собственное индивидуальное сознание появляется у ребенка примерно к семи годам.

С виртуальной точки зрения, для младенца его телом, его собственностью является весь мир.

Поскольку ребенок не отличает себя от внешней и внутренней среды, то он вместе с этими средами является одним целым. Ребенка как отдельного существа еще нет (это только взрослый знает, что вот это тельце есть нечто особое, нежели все остальное в мире). Сам ребенок не знает где кончается его тело и сфера восприятия и где начинается «не он».

К трем годам ребенок уже четко различает, где его тело, а где «не он». При этом, там где, «не он» – это не только внешняя среда, но и внутренняя. Ребенок после трех лет может а) реагировать на раздражители внутри организма как на локальные раздражители, а не генерализованные, в том числе различать телесные ощущения от психических и б) может отличить раздражители вне его тела от раздражителей, возникающих внутри его тела. В этом смысле можно говорить об явлении удвоения телесности – ребенок выделяет собственное тело из всех других предметов.

Генезис ребенка до трех лет заключается в овладении собственной телесностью и девиртуализации единой (физическо-психически-родовой реальности). С психологической точки зрения здесь происходит возникновение представления о телесности (вещах, предметах, их отношениях, в том числе – о собственном теле), в отличие от предшествующего времени, когда была одна единая телесность (реальность). Появление новой психической реальности – реальности собственной телесности (телесной соби) – в отличие от единой – названо нами «феноменом удвоения реальности телесности». Речь идет именно о психической реальности, а не только о явлении выделения собственного физического тела из окружающей среды, поскольку ребенок начинает отличать события в собственной телесности от событий, происходящих на уровне смыслов, а не только физических явлений.

Появление первых элементов новой соби, в соответствии с принципом меланжевой нити, практически не заметно, но постепенно она становится ведущей, вытесняя предыдущую. Процесс «ухода» из сферы виртуальности предыдущей соби есть ее девиртуализация, т.е. переход в статус константной реальности.

Генезис человека относительно процесса девиртуализации отдельной соби заключается в том, что до возникновения феномена ее удвоения, т.е. до ее девиртуализации, человек овладевает этой собью как новой для себя, а после ее девиртуализации он ее осваивает как уже привычную, лишь расширяет сферу владения этой реальностью, уже без качественного сдвига во взаимоотношениях с этой реальностью. Новая собь, точнее, ее элементы появляются тогда, когда человек еще продолжает процесс активного овладения предыдущей реальностью. В принципе, процесс овладения любой реальностью может продолжаться всю жизнь.

Каждая следующая виртуальная реальность порождается предыдущей виртуальной реальностью, ставшей константной, после возникновения феномена удвоения предыдущей виртуальной реальности. Первые проявления новой виртуальной реальности мы называем в дальнейшем появлением элементов новой виртуальной реальности, чтобы различить процесс появления новой реальности и ее полноценное существование.

Феномен удвоения реальности телесности, т.е. появление телесной соби, в полной мере возникает примерно к трем годам. До трех лет идет постепенное овладение телесностью. У разных детей процесс удвоения реальности телесности происходит по-разному: у одних детей быстрее, у других медленнее, у одних детей в основном через эмоционально-двигательный контакт со взрослым (когда ребенка, тискают, нянчатся с ним, носят на руках), у других детей – через операционально-двигательный контакт (когда ребенка усиленно учат сидеть, стоять, ходить) и т.д. Способ овладения реальностью телесности в значительной мере определяется взрослым.

Телесная собь может оказаться неразвитой или сверхразвитой.

Неразвитость соби телесности приводит к появлению в той или иной мере задержки психического развития, а в крайних случаях – к остановке психического развития ребенка. Одним из проявлений неразвитости телесности является так называемый госпитальный синдром.

Сверхразвитость соби телесности возникает при слишком активном отношении взрослого к ребенку (часто считающегося проявлением любви к нему), ограничивающим собственную активность ребенка. Прежде всего, это проявляется в том, что ребенка слишком много носят на руках, слишком оберегают от столкновений с действительностью, в том числе – и с другими детьми, которые, не дай Бог, могут причинить неудобства любимому чаду. В таком случае взрослый принимает на себя функцию детской телесности, становится как бы специальным познавательным органом ребенка, и поскольку взрослый уже все знает в отношении телесности, то он является как бы сверхразвитым органом телесности, обладающим сознанием, личностью и волей. Ребенок, имея такой сверхразвитый орган (телесность с элементами сознания, личности и воли), не имеет нужды в развитии, его собственное развитие приостанавливается.

Дело в том, что благодаря взрослому, выполняющему все желания ребенка и охраняющему от столкновений с действительностью, у ребенка не появляется чувства размеров пространства, поскольку взрослый, как волшебник, тут же выполняет желания ребенка, и нет ощущения разнесенности предметов в пространстве, а тем самым -нет выделенное™ в полной мере себя из пространства. Когда такому ребенку нужно нечто сделать, он ожидает, что его желание само реализуется и желаемый предмет появится в руках. Такие дети интеллектуально развиты, но капризны, несговорчивы, спонтанны, плохо управляемы. У них способность желания и способность оперирования с предметами развита хорошо, а способность к достижению цели развита плохо. Если такого ребенка попросить что-нибудь сделать, он сделать это может только если его заинтересовали это сделать, иначе он будет капризничать и сопротивляться, что является плохой основой для дальнейшего его обучения и развития.

Взрослый в определенный момент, считая, что ребенок уже вырос, отказывается от такой своей функции, и ребенок отбрасывается в своем развитии назад. И беда здесь не только в упущенном времени, а в том, что ко времени отказа взрослого от того, чтобы быть частью ребенка, последний переходит на следующий уровень своего развития, когда основной развивающейся реальностью является уже не телесность, а сознание. Собственная телесность ребенка тем самым остается неразвитой и недостаточно подготовленной к обеспечению возникновения реальности сознания.

С точки зрения теории психологических виртуальных реальностей, негативизм в поведении детей трехлетнего возраста есть следствие неадекватных требований взрослых к ребенку. У ребенка уже произошел феномен удвоения реальности телесности и он перешел к новому типу отношений с миром, в том числе и с родителями -имея собственную телесность, ребенок осуществляет уже в определенной степени и собственное поведение. Если взрослый сохраняет свое старое отношение к ребенку как младенцу, возникают конфликты.

На самом деле, кризис в жизни ребенка взрослый своими действиями может создать в любое время, а не только в три, пять, семь и т.д. лет, как это считается в детской психологии. Для создания кризиса достаточно не учитывать особенности генезиса ребенка (Н.А.Носов, Словарь виртуальных терминов).

Феномен удвоения реальности человека –возникновение различения человеком в себе внутреннего и внешнего человека.

Примерно в 28 лет возникает феномен удвоения реальности человека. Примерно к 25 годам все реальности нижележащего уровня (телесности, сознания и т.д.) в их сочетании хорошо осваиваются человеком, и он становится собственно взрослым человеком. Но развитие человека идет дальше, и примерно с 25-26 лет начинает возникать ощущение себя как принадлежащего какому-то объемлющему целому: профессии, своему роду, чему-то трансцендентному и т.д. К сожалению, в научной психологии вопрос развития человека в возрасте после 17 лет очень плохо проработан, но в религиозной традиции есть специальное понятие для обозначения той реальности, которая возникает лет в 25-26 и к 28 годам полностью формируется. Это понятие внутреннего человека. Возникновение внутреннего человека и есть с виртуальной точки зрения феномен удвоения реальности человека, есть появление соби внутреннего человека. С 28 до примерно 33 лет человек осваивает реальность внутреннего человека, относящегося уже к уровню духовного бытия, и переходит к развитию в этой духовной реальности. Человек, существующий в духовной сфере, большинством окружающих людей, не перешедших в духовную реальность, воспринимается как человек не от мира сего. Таковыми обычно являются ученые, поэты, музыканты, хотя никаких профессиональных ограничений не существует – человек любой профессии может стать таковым.

Неразвитость соби внутреннего человека проявляется в том, что он никогда так и не почувствует нечто не от мира сего, а сверхразвитость – в том, что человека слишком рано приобщают к трансцендентным реальностям: мистике, йоге, профессиональным таинствам (художественным, научным и т.д.). Как правило, сверхразвитость соби внутреннего человека приводит к психическому слому человека, если не включить его в социальные организованности, обеспечивающие функционирование сверхразвитости человека (например, в религиозную общину).

Дальнейшее развитие человека уже совершенно не связано с возрастными особенностями. Виртуальные реальности следующих уровней возникают не имманентно, т.е. вследствие природных законов, как это было до сих пор, а являются результатом целенаправленной работы человека над собой и в этом плане не зависят от возраста человека (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Фрагментарность виртуала –фрагментарность основы построения виртуального образа. У человека, находящегося в виртуале, появляется ощущение какой-то отделенности, отдельности частей своего тела от себя (в таком случае говорят, например, о том, что руки не слушаются или же, наоборот, руки все делают сами). Поскольку виртуал есть отражение характера актуализации лишь данного актуализирующегося образа, а не всей жизни, то человек в объективных терминах описывает не всего себя в целом (как в эмоции или стрессе – «я испугался», «я обрадовался» и т.п.), а лишь те части самого себя, которые участвуют в выполнении этого акта («жар» в голове, а не жар, например, лихорадочный, не «я свеж и бодр», а «руки опережают мысль» и т.п.), хотя само переживание захватывает всего человека целиком. Иначе говоря, виртуал порождается фрагментом человеческой деятельности, а переживается всем человеческим существом (Н.А.Носов, Словарь виртуальных терминов).

Человек-виртуал – человек, один из образов которого развернулся в виртуальную реальность, в которую он полностью перешел (т.е. человек ушедший в свою виртуальную реальность) и которая стала для него константной реальностью, т.е. человек, находящийся на третьей стадии виртуализированности образа. Человек-виртуал становится человеком-консуеталом относительно новой реальности его существования (Н.А.Носов, Словарь виртуальных терминов).

Человек-консуетал –человек, у которого нет автономных виртуальных образов (Н.А.Носов, Словарь виртуальных терминов).

Человек-оператор (от лат. operator – творец) – человек, внутри себя спонтанно творящий свой виртуальный мир; человек, находящийся на второй стадии виртуализированности образа относительно образов его константной реальности, консуетальных образов. Для человека-оператора характерно наличие в психике операциональных виртуалов (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Человек-эвентум (от лат. eventum – событие, происшествие; внешнее свойство, случайный признак обстоятельства) – человек, у которого автономный виртуальный образ разворачивается в виртуальную реальность только в определенных ситуациях, обстоятельствах; человек, находящийся на первой стадии виртуализированности образа относительно образов его константной реальности, консуетальных образов. Для человека-эвентума характерно наличие в психике ситуационных виртуалов (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Эклектика– направление в античной философии, характеризующееся соединением элементов разных философских систем и стиранием различий между ними. От греч. Eklektikos – способный выбирать.

Эффект бинокля –эффект восприятия фрагмента реальности как полноценной реальности (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Эффект гравитации – ощущение тяжести и неприятности нахождения в константной реальности после нахождения в гратуале (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Юноша –человек, имеющий в качестве константной реальности подростка и в качестве виртуальной реальности волю (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

 


БИБЛИОГРАФИЯ

1.Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев – М.: ВЛАДОС, 1994. – 336 с.: 58 ил.

2.Абрамовский, А.П., Кобзов, В.С. Оренбургское казачье войско в трех веках / А.П. Абрамовский, В.С. Кобзов – Челябинск, 1997.

3.Абросимов, В.К., Носов, Н.А. О формализованном представлении виртуальных реальностей посредством нейронных сетей / В.К. Абросимов, Н.А. Носов // Виртуальные реальности / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4., − М.: Ин-т человека РАН, 1998. – С. 11-14.

4.Айзерман, М.А., Алескеров, Ф.Т. Выбор вариантов: основы теории / М.А. Айзерман, Ф.Т. Слескеров – М.: Наука, 1990.

5.Актуальные теоретические проблемы современной исторической науки // Вопросы истории. – 1992. – № 8-9.

6.Акчурин, И.А. «Новая фундаментальная онтология» и виртуалистика / И.А. Акчурин // Вопросы философии. 2003. – №7. – С. 30-38.

7.Акчурин, И.А. Концептуальные основания новой — топологической физики / И.А. Акчурин // Философия физики элементарных частиц. – М., 1995.

8.Акчурин, И.А. Эволюция современной естественнонаучной парадигмы / И.А. Акчурин // Философия науки. Выпуск 1. – М., 1995.

9.Алексеев, Н.Г. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.Г. Алексеев – Тюмень: ТГУ, 1997.

10.Алексеев, И.С. Деятельностная концепция познания и реальности: Избранные труды по методологии и истории физики / И.С. Алексеев. – М., 1995.

11.Аналитическая философия: становление и развитие (антология). – М., 1998.

12.Андреев, И.Д. Пути повышения эффективности научного труда /
И.Д. Андреев – М.: Наука, 1980.

13.Анисимов, О.С. Виртуальная сущность игромоделирования / О.С. Анисимов − М., 2003. – 82 С. (Тр. Центра виртуалистики. Вып. 20).

14.Анисимов, О.С. Дух и духовность: рефлексивно-виртуальная версия неогегельянца / О.С. Анисимов // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 14. – М.: Путь, 2001. – С. 114.

15.Антомонов, Ю.Г. Моделирование биологических систем / Ю.Г. Антомонов – Киев: Наукова думка, 1977.

16.Антоний, Догматическое богословие / Антоний – Киев, 1862.

17.Анохин, А.М. Конструирование социальной реальности в парадигме социальной адаптации / А.М. Анохин – СПб., Издательский дом С. – Петерб. Ун-та, 2008. – 164 с.

18.Анохин, П. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта / П. Анохин // Кибернетика живого: человек в разных аспектах.– М.: Издательство Наука, 1985.– С. 29-43.

19.Арестова, О., Бабанин, Л., Войскунский, А. Психологическое исследование мотивации пользователей интернет / О. Арестова, Л. Бабанин, А. Войскунский // Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 245-246.

20.Арстанов, М.Ж., Пидкасистый, П.И., Хайдоров, Ж.С. Проблемно-модульное обучение / М.Ж. Арстанов, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдоров. Вопросы теории и технологии. – Алма-Ата: Мектеп, 1980.

21.Арто, А. Театр и его двойник / А. Арто – М.: Мартис, 1993.

22.Арчибальд, Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами / Р.С. Арчибальд – М.: ДМК Пресс, 2002

23.Аршинов, В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В.И. Аршинов – М. 1999.

24.Аршинов, В.И. Когнитивные стратегии синергетики / В.И. Аршинов // Онтология и эпистемология синергетики. – М., 1997.

25.Аршинов, В.И., Лебедев, М.В.Постнеклассическая рациональность, виртуалистика и информационные технологии / В.И. Аршинов, М.В. Лебедев // «Философские науки» 2007. – № 7

26.Асадуллин, Э.Ф. Виртуальный подход в истории / Э.Ф. Асадуллин. – М., 2003. – 117 с. (Тр. Центра виртуалистики. Вып. 19).

27.Асадуллин, Э.Ф. Виртуальный подход в истории (основные положения концептуальной модели) / Э.Ф. Асадуллин // Историческая психология, психоистория, социальная психология; общее и различия: Материалы XV Международной научной конференции, СПб, 11 – 12 мая 2004 г. / Под ред. доктора ист. наук, проф. С.Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2004. – С. 53 – 57.

28.Асадуллин, Э.Ф. Виртуальный подход к формированию у студентов исторического сознания / Э.Ф. Асадуллин // Alma Mater («Вестник высшей школы»), 2006. – №6 – С. 51-53.

29.Асадуллин, Э.Ф. Методы нейролингвистического программирования в исторической этнопсихологии / Э.Ф. Асадуллин // Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемыи перспективы: Сб. материалов / Международная научно-практическая конференция. 4 – 7 октября 2000 г.: В 3-х ч. – Ч. III: Этнопедагогика: прикладные аспекты: – Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000. – С. 29-32.



2015-11-20 505 Обсуждений (0)
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (505)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)