Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение налога и отличие его от не налоговых обязательных платежей



2015-11-20 2229 Обсуждений (0)
Определение налога и отличие его от не налоговых обязательных платежей 5.00 из 5.00 4 оценки




Сущность налогообложения

Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в последней трети ХVIII в. Трудность понимания природы налога связана с тем, что его следует анализировать как многоаспектное явление.

Многие ученые часто трактуют налог как экономическую и правовую категорию.

учитывая особенности, присущие процессу налогообложения в целом, можно отобразить систему налогообложения в виде модели. В наиболее общем виде эта модель М характеризует концептуальные основы налогообложения. Она состоит из ряда взаимоувязанных и взаимозависимых компонентов как теоретического, так и прикладного характера:

М = {pi, ot, sc, bc, si, fp, op, pp, ss},

где pi — интересы участников налоговых отношений;

ot — иерархия целей системы налогообложения;

sc — понятийный аппарат (элементы налога);

bc — базовые концепции налогообложения;

si — научно-практический инструментарий;

fp — функции налогов;

op — организация налоговой системы;

pp — процедуры налогового производства;

ss — обеспечивающие подсистемы налогового менеджмента.

Сущность налогообложения проявляется при рассмотрении целей системы налогообложения и интересов ее участников.

В целом система налогообложения должна:

• обеспечить заданный бюджетами уровень налоговых доходов;

• воздействовать посредством регулирующей функции на развитие экономики в целом, объем и структуру производства;

• обеспечить посредством социальной функции перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан и т. п.

Участника отношений в налоговой сфере яв-ся: 1. налоговые органы

2. налогоплательщики

3. налоговые агенты

Интересы всех участников не всегда совпадают: стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет, что вызывает ответную реакцию со стороны гос-ва.

 

Теории налогов

Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения. Существуют общие и частные теории налогов.

Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения.

Общие теории.

Теория обмена — через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др.

Теория наслаждения—при помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой.

Теория налога как страховой премии — рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого либо риска. налогоплательщик страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д.

Классическая теория — налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится.

Кейнсиансая теориия - налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития.

Теория монетаризма — налоги воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег. Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

Теория экономики предложения - В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности.

К частным теориям налогов относятся:

теория соотношения прямого и косвенного обложения. Построить сбалансированную налоговую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм;

теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов.

теория пропорционального налогообложения базируется на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемых сумм).

теория прогрессивного налогообложения основана на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика.

теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется

по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существует много разновидностей этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.

 

Признаки налога

Императивность налог представляет собой обязательный платеж. Это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - платить налог в бюджет государства. В то же время налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью стоимости, которая подлежит перечислению в государственный бюджет.

Индивидуальная безвозмездностьналогов означает, что, уплатив налог, плательщик не может и не должен рассчитывать на получение эквивалентной выгоды от государства. При уплате происходит однонаправленное движение стоимости без предоставления возмещения плательщику за конкретное изъятие.

Законностьналогов означает, что их установление, начисление и взимание осуществляются в порядке, определенном исключительно законом. Налоги взимаются только с законных операций, т.е. налоги характеризуются легитимностью.

Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства.Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обесценения деятельности государства.

Признак абстрактностиналогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов. За счет уплаты налогов образуется централизованный фонд денежных средств — бюджетный фонд.

Относительная регулярностьналога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки.

 

Определение налога и отличие его от не налоговых обязательных платежей.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный гос-ом платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деят-ти государства и муниц.образований

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений

все неналоговые платежи делятся на 2 группы

неналоговый платеж - обязательный платеж, который не входит в налоговую систему гос-ва

разовые изъятия — платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (конфискации, штрафы, реквизиции).

отличие налогов от неналогового платежа: Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения; При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.
При уплате сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Сборы взимаются только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг.

Можно выделить четыре разновидности неналоговых платежей.

1. Платежи за оказание различных услуг государственных и муниципальных учреждений, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

2. Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей — это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

3. Имущественные санкции, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

4. Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, ценных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств.

 



2015-11-20 2229 Обсуждений (0)
Определение налога и отличие его от не налоговых обязательных платежей 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Определение налога и отличие его от не налоговых обязательных платежей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)