Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Зарубежные модели бюджетного федерализма




Типы моделей бюджетного федерализма мало изучены. Интересным и полезным для анализа представляется произведенная английскими специалистами Г.Хьюзом и С.Смитом группировка стран ОЭСР (за исключением стран с малой численностью населения - Новой Зеландии, Ирландии и Люксембурга) в соответствии с такими признаками, как схожесть подходов к регулированию межбюджетных отношений, особенности исповедуемой философии бюджетного федерализма, соотношение ролей центральных и субнациональных властей. В результате 19 стран ОЭСР были разбиты на четыре группы. В первую группу были включены три федеративных - Австралия, Канада и США и два унитарных - Великобритания и Япония государства. Во вторую группу вошли страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия. В третью - федеративные страны Западной Европы: Австрия, Германия и Швейцария. И в четвертую - южные и западные европейские страны: Бельгия, Франция, Греция, Италия, Нидерланды, Португалия и Испания. При всей условности такого деления бюджетным системам сгруппированных стран свойственны определенные общие черты. Первая группа характеризуется относительно большей самостоятельностью региональных и местных властей, опирающейся на широкие налоговые полномочия, вторая - особенно высокой долей участия нецентральных властей в финансировании социальных расходов, третья - существенной степенью автономности бюджетов разного уровня в сочетании с развитой системой их сотрудничества и четвертая - значительной финансовой зависимостью регионов от центрального бюджета. В перспективе разные модели бюджетного федерализма обретут свои названия, появятся и другие классификации. Пока же в самом общем виде можно выделить два типа моделей - децентрализованные и кооперативные.

Децентрализованные модели обладают следующими основными особенностями:

1) Из трех главных функций государственных органов власти и управления - макроэкономической стабилизации, перераспределения национального дохода и производства государственных товаров и услуг (обычно последняя называется функцией распределения ресурсов) - первые две чаще всего (в крайнем случае - полностью) относятся к сфере деятельности центрального правительства, а третья делится между тремя уровнями власти, но считается важнейшей в деятельности субнациональных правительств, что в целом соответствует оптимальной теоретической модели бюджетного федерализма.

2) Наделение полномочий по налогообложению разных уровней власти происходит в соответствии с указанным распределением функций. Налоговыми источниками центрального бюджета становятся такие виды налогов, как подоходные на физических и юридических лиц, а также акцизное и таможенное обложение, тогда как субнациональные бюджеты довольствуются второстепенными источниками - налогами на товары и услуги, имущество и земельные участки.

3) Признается высокая степень финансовой независимости и самостоятельности региональных властей. Это фактически может привести к отказу центрального правительства от контроля за бюджетной деятельностью региональных органов, безразличному отношению к проблеме горизонтальных дисбалансов и региональных бюджетных дефицитов, отсутствию ответственности по их долгам. Финансовым обеспечением независимости и самостоятельности регионов служит предоставление им права совместного (федерально-регионального) использования налоговых баз. Иногда они имеют возможность вводить любые налоги, кроме тех, которые могут нарушать межрегиональную и внешнюю торговлю государства. Проблема устранения острых горизонтальных диспропорций решается главным образом путем предоставления целевых грантов, которые обычно выражаются в форме прямых трансфертов нуждающимся категориям населения.

Примером децентрализованной модели служит американский вариант бюджетного федерализма. Следует, однако, отметить, что более широкое распространение в мире получила не децентрализованная, а кооперативная модель бюджетного федерализма.

Для данной модели характерны:

- сравнительно более широкое участие региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации, что ведет к более тесному бюджетному сотрудничеству региональных и центральных государственных структур;

- повышение роли региональных властей в системе распределения налоговых доходов, в том числе и национальных;

- активная политика горизонтального бюджетного выравнивания, повышенная ответственность центра за состояние региональных государственных финансов, уровень социально-экономического развития территорий, что ведет к усилению контроля со стороны центра и некоторому ограничению самостоятельности региональных властей. В крайнем случае это может выражаться в высокой степени централизации управления и превращении региональных властей фактически в агентов центральных структур.

Кооперативные модели бюджетного федерализма используют многие европейские государства и прежде всего скандинавские страны.

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по курсу «Экономика общественного сектора» включает 2 теоретических задания, которые представляют собой краткие и содержательные ответы на вопросы, объемом 12 - 18 страниц, и одного вопроса на размышление. Обратите внимание, что при ответе на третий вопрос необходимо подробное пояснение ответа.

Первый лист работы является титульным листом. На нем указывается название работы (Контрольная работа по курсу «Экономика общественного сектора»), фамилия, имя, отчество студента, курс и группа студента.

На остальных листах размещается текст работы, завершающийся списком использованной литературы. При написании работы необходимо давать ссылки на автора и источник, откуда был заимствован материал или отдельные результаты. Ссылки нужно располагать под текстом соответствующей страницы. Листы должны быть пронумерованы. Размер шрифта – 14 (Times New Roman); интервал – 1,5. Размеры полей: верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм.

Вариант 1

1. Принцип простого большинства: преимущества и недостатки.

2. Роль некоммерческих организаций в предоставлении общественных благ.

3. Государственное производство благ часто оправдывают тем, что эти блага имеют первостепенное значение для общественного благосостояния, и обеспечение ими нельзя возложить на "капризный" рынок. Объясняет ли это, почему парки и библиотеки, как правило, принадлежат муниципалитетам, а еда и медицинское обслуживание обычно обеспечиваются посредством рынка? Можете ли вы предложить для этих примеров лучшее объяснение?

 

Вариант 2

1. Группы специальных интересов. Причины формирования и способы действия.

2. «Пенсионный кризис» и пути его преодоления на примере развитых стран.

3. Следует ли членам добровольно созданной пожарной дружины отказаться от тушения пожара в доме того, кто отказался вносить деньги на содержание пожарной службы? (Предположим, что собственность членов пожарного общества находится вне опасности.) Какой вред они бы нанесли, потушив пожар?

 

Вариант 3

1. Проблемы адресной направленности социальной помощи.

2. Приватизация как инструмент управления государственной собственностью в рыночной экономике.

3. Почему некоторые люди, которые употребляют алкогольные напитки, голосуют за их законодательное запрещение?

Вариант 4

1. Изъяны государства и их соотношение с изъянами рынка.

2. Современные системы общественного страхования.

3. Вероятно, большинство водителей ездят несколько быстрее положенного, когда думают, что не попадутся при этом. Означает ли это, что они бы проголосовали за ослабление ограничений скорости, если бы им была предоставлена такая возможность?

 

Вариант 5

1. Государственное регулирование внешних эффектов.

2. Анализ эффективности мер социальной помощи. Возможные «провалы» и «утечки», искажающие и демотивирующие эффекты.

3. Является ли "проблема безбилетника" источником только социальных проблем? Не мешает ли также "проблема безбилетника" попыткам сговора ради нечестной наживы за чужой счет?

 

Вариант 6

1. Оценка налоговой системы одной из развитых стран в соответствии с критериями оптимизации.

2. Отличительные особенности смешанных общественных благ в переходной экономике.

3. Чтобы на дорогах не возникало заторов, автомобили в Сингапуре облагают налогом, который увеличивает их цену почти на 150%. Может ли оказаться, что положение владельцев автомобилей в Сингапуре при таком налоге лучше, чем если бы его не было?

 

Вариант 7

1. Роли и интересы индивидов в системе политических интересов государства.

2. Общественные расходы в переходной экономике.

3. Каждая из 10 семей в пригородном квартале обычно имеет свою собственную электрокосилку. Почему не так часто семьи совместно пользуются одной косилкой? Постарайтесь перечислить основные трансакционные издержки, которые препятствуют такому совместному владению.

 

Вариант 8

1. Виды пенсионных схем и участие в них государства.

2. Тенденции развития общественного сектора.

3. Если бег вокруг футбольного поля улучшает физическую подготовку атлетов и способствует более успешной игре, почему так много игроков пытается увильнуть, пробежав меньшее число кругов, чем требует тренер? Кто получает выгоду, и кто несет издержки при такой физической подготовке?

 

Вариант 9

1. Стимулирующие и дестимулирующие эффекты налогообложения.

2. Категориальные выплаты: преимущества и недостатки.

3. Считаете ли вы, что конкуренция более распространена и является более жесткой в капиталистических странах, чем в социалистических? Является ли конкуренция в богатых странам более распространенной и более жесткой, чем в бедных?

 

Вариант 10

1. Последствия налогов для потребителей.

2. Анализ дифференциации денежных доходов населения России.

3. Критики государственного регулирования часто стремятся доказать предпочтительность "свободного" рынка. Могут ли рынки быть абсолютно свободными? Свободными от чего? Является ли рынок "несвободным", если на нем действуют законы, запрещающие использование фальшивых мер и весов? Законы, запрещающие обманывающую рекламу? Где бы вы провели границу между "свободными" и "несвободными" или регулируемыми рынками? Почему вы провели бы границу именно в этом месте?

 


Заключение

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

– основные теоретические концепции, описывающие все стороны функционирования общественного сектора, основные источники формирования средств и направления их расходования, последствия перераспределительных действий государства, основы бюджетного федерализма;

– о ключевых проблемах современной теории общественного выбора и государственных финансов;

– основные инструменты выработки рациональных экономических решений, относящихся к общественному сектору;

– организационные основы функционирования общественного сектора, его инфраструктуру и особенности взаимоотношений хозяйствующих в нём субъектов.

Уметь:

– анализировать воздействия программ государственных расходов и налогов на экономическое положение граждан;

– пользоваться экономическим понятийным аппаратом;

– использовать общие положения экономической теории для исследования круга проблем, связанных с экономической деятельностью государства;

– применения изученных в курсе моделей в аналитических целях;

– измерить количественные и выявить качественные характеристики развития общественного сектора;

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать

– основными понятиями экономики общественного сектора, относящимися, в частности, к проблематике аллокационной эффективности государственного вмешательства, перераспределительным процессам, общественному выбору, теории налогов и общественных расходов, анализу затрат и выгод, бюджетному федерализму;

– основной законодательной, методической и нормативной базой федерального и регионального уровней, регулирующей и регламентирующей развитие общественного сектора;

– стандартными методиками поиска, анализа и обработки статистического материала при проведении исследования общественного сектора;

– способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования.

 


Экзаменационные вопросы

1. Общественный сектор экономики: причины усиления экономической роли государства.

2. Несостоятельность государства и фиаско рынка.

3. Место и роль общественного сектора в смешанной экономике.

4. Понятие и виды внешних эффектов.

5. Интернализация отрицательных внешних эффектов.

6. Трансформация положительных внешних эффектов.

7. Теорема Коуза.

8. Чистые общественные блага.

9. Виды смешанных общественных благ.

10. Спрос на общественные блага и предложение общественных благ.

11. Проблема безбилетников.

12. Принятие политических решений: теория общественного выбора.

13. Недостатки демократической процедуры: метод сравнения затрат и результатов, модель избирателя - центриста.

14. Недостатки демократической процедуры: лоббизм и логроллинг.

15. Недостатки демократической процедуры: теорема Эрроу о невозможности.

16. Экономика бюрократии: собственные интересы государственных структур.

17. Виды распределения доходов. Причины социального неравенства.

18. Способы измерения неравенства: кривая Лоренца, коэффициент Джини.

19. Перераспределительная политика; трансферты и другие методы.

20. Общественное благосостояние и оптимум Парето.

21. Справедливость: основные подходы к проблеме. Равенство против эффективности.

22. Налоговая система: принципы налогообложения, критерий эффективности.

23. Средняя и предельная налоговые ставки, виды налоговых систем.

24. Система налогов: прямые налоги и косвенные налоги.

25. Стимулирующая налоговая политика, эффект Лаффера.

26. Распределение налогового бремени, избыточное налоговое бремя.

27. Сфера действия программ общественных расходов.

28. Контрактация и квазирынки.

29. Эффективность общественных расходов.

30. Бюджетный федерализм.

31. Перемещение выгод в программах общественных расходов.

32. Бюджетные гранты и субсидии.

33. Проблемы обслуживания государственного долга.

34. Концепции сбалансированности бюджета.

35. Методы защиты статей расходов на социальные цели.

36. Внебюджетные социальные фонды и источники их формирования.

37. Современные концепции борьбы с бедностью.

38. Экономические основы функционирования государственных и негосударственных некоммерческих организаций.

39. Разгосударствление и границы приватизации в общественном секторе.

40. Особенности государственного предпринимательства.


Рекомендуемая литература

а) основная литература:

1. Бурменко Т.Д. и др. Сфера услуг: Экономика. - М.: КНОРУС, 2007.

2. Вайн С. Глобальный финансовый кризис: Механизмы развития и стратегии выживания. – М.: Альпина Паблишер, 2009.

3. Восколович Н.А.Экономика платных услуг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4. Макаров В. Л. Применение вычислимых моделей в государственном управлении. – М.: Научный эксперт, 2007.

5. Перепелкин В.А. Структурные изменения в современной экономике. - Монография. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2004.

6. Ротбард М. К новой свободе. – М.: Директ-Медиа, 2010.

7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: Норма, 2006.

8. Сафрончук Микроэкономика М.В. - М.: КНОРУС, 2007.

9. Экономическая теоpия / Под pед.Добpынина А.И.,Таpасевича Л.С. - СПб: Питеp, 2006.

б) дополнительная литература:

1. Ахинов Г.А. Экономика общественного сектора. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2006.

2. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Восколович Н.А., Жильцов Е.Н. Экономика, организация и управление общественным сектором. – М.: ЮНИТИ, 2008.

4. Исаев В.А., Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора. – М.: ИНФРА-М, 2009.

5. Манахова И.В. Экономика общественного сектора. – Саратов: Лотос, 2003.

6. Савченко П.В., Погосов И.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА-М, 2009.

7. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. - М.: Изд-во МГУ, 1997.

8. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. – ГУ ВШЭ, Москва, 2000.

9. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.: Наука, 1995.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

– материалы в системе дистанционного обучения Moodle раздел «Экономика общественного сектора»:

темы рефератов и эссе;

– СПС «Консультант Плюс»;

– СПС «Гарант»;

– Интернет-источники:

http://institutiones.com.

http://video.edu.ru/video/101.

http://www.ecsocman.edu.ru/docs/16000145.

http://www.iet.ru/index.php?option=com_bibiet&Itemid=50&catid=154&lang=ru&task=showallbib.


 

Учебное издание

 

Нестерова Светлана Игоревна

 

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1068)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)