Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая мысль эпохи рабовладения



2015-11-20 1320 Обсуждений (0)
Экономическая мысль эпохи рабовладения 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Введение

 

История экономической теории – важная составляющая часть экономической науки. Для чего изучается история экономической теории? Прежде всего, для познания логики развития экономической мысли, что позволяет обеспечить понимание обусловленности экономических теорий, их взаимодействия. История мысли обеспечивает “связь времён”, преемственность экономических знаний, позволяет убедиться в “жизнеспособности” тех или иных теорий, отслеживая их рождение, становление, проверку временем. В этом случае экономическая теория предстаёт не как набор готовых истин, верных на все времена, а как живая, развивающаяся система знаний, где всё обусловлено не только исторически, но и взаимным влиянием элементов данной системы (т.е. системы экономических знаний), а так же всеми другими элементами глобальной системы – человеческого общества. История экономической теории помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций; позволяет осмыслить относительность экономических знаний.

Экономическая мысль – это осознание экономической жизни. Экономическое учение – систематизированная экономическая мысль. Источником развития экономической мысли является сама экономическая жизнь. В связи с определённым этапом зрелости экономики выделяют и этапы экономической мысли. Но следует обратить внимание на тот факт, что на одном и том же уровне развития экономики могут сосуществовать различные научные школы экономической мысли. Это объясняется тем, что осознание экономической жизни осуществляется представителями различных слоёв общества, людьми, имеющими различные системы ценностей, различные взгляды на жизнь. Отсюда такое большое разнообразие школ, течений, направлений экономической мысли. Мы отметим самые яркие явления в развитии экономической мысли, определившие логику развития экономической теории.

 

 

Экономическая мысль эпохи рабовладения

 

Первый этап в развитии экономической мысли связан с эпохой рабовладения. Тогда экономическая наука ещё не выделилась в самостоятельное направление научного знания. Самые древние источники экономической мысли в виде хозяйственной документации, сводов законов, религиозных и философских трактатов найдены на Древнем Востоке. Именно там сложились самые ранние цивилизации. Какие же экономические проблемы волновали людей в тот период? Прежде всего, это организация труда и управления; рациональная организация работы государственного аппарата; пределы вмешательства государства в экономическую жизнь; защита частной собственности; ценообразование. В целом, экономическая мысль Древнего Востока носила практическую направленность.

Больший интерес к теоретическим вопросам появляется в период античности, в Древней Греции. Так, Ксенофонт (430 – 354 гг. до н.э.) первым обратил внимание на двоякое использование блага – в качестве потребительной и меновой стоимости. Первым он подошёл к выяснению механизма колебания цен и его влияния на перераспределение труда. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) первым высказал мысль о делении общества на классы, которое связывалось им с разделением труда. Платон утверждал, что физический труд является естественным занятием низших классов, а умственную и военную деятельность природа закрепила за аристократией.

Заслуга Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) как экономиста в том, что он разрабатывает вопросы потребительной и меновой стоимости, ставит вопрос, чем определяется величина стоимости, высказывает разумные соображения о происхождении и функциях денег, о превращении их в капитал (в деньги, порождающие новые деньги).

Важно, что Аристотель понимает стоимость как общественное отношение между людьми. Он пишет: “…общественные взаимоотношения возникают тогда…<когда есть> разные и неравные стороны, а их то и нужно приравнять. Поэтому всё, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо. Для этого появилась монета и служит в известном смысле посредницей, ибо ей всё измеряется. … Всё должно измеряться чем-то одним, поистине такой мерой является потребность, которая всё связывает вместе … и словно замена потребности по общему уговору появилась монета. … И если сегодня нет ни в чём нужды, то монета служит нам как бы залогом возможности обмена в будущем, если возникнет нужда. Итак, монета, словно мера, делая вещи соизмеримыми, приравнивает; и как без обмена не было бы (общественных) взаимоотношений, так без приравнивания – обмена, а без соизмеримости - приравнивания”[1]. Таким образом, именно Аристотель закладывает традицию трактовки стоимости как общественного отношения. Гений Аристотеля в том, что основу соизмерения всех товаров он находит вне рамок товарного мира на стороне восприятий и ощущений человека – в потребности. Отсюда вытекает и ставший превалирующим в современной экономической науке принцип рассматривать человека точкой отсчёта любой экономической теории и экономической науки в целом.

В Древнем Риме привлекают внимание труды римских аграриев, решавших проблемы организации труда, повышения его производительности. Аграрный проект братьев Гракхов (Тиберий 163-132 гг. до н.э., Гай 153-121 гг. до н.э.) направлен на обеспечение экономической стабильности посредством совершенствования земельных отношений и землепользования.

Раннее христианство, возникшее в начале Новой эры, оказало существенное влияние на развитие экономической мысли, прежде всего, тем, что изменило отношение к физическому труду, выступило с осуждением роскоши и угнетения.

 

3. Экономическая мысль эпохи феодализма.
Меркантилизм

 

Экономическая мысль эпохи феодализма характеризуется религиозной окраской. Представляет интерес трактовка справедливой цены в рамках канонической доктрины. Августин Блаженный (354 – 430) ставил величину справедливой цены в зависимость от затрат труда. Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274) дополнил трудовой подход учётом полезности, спроса и предложения.

В период разложения феодализма появляются произведения, положившие начало утопическому социализму. Томас Мор (1478 – 1535) в «Утопии»(1516), Томмазо Кампанелла (1568 -1639) в «Городе солнца» (1602; издана в 1623 г.) критикуют роскошь, паразитизм, угнетение, имеющие место в действительности и создают проекты справедливого устройства общества. Залогом справедливого устройства является отсутствие частной собственности. Что же делает эти проекты утопичными, т.е. нереализуемыми? Именно отсутствие частной собственности, которое лишает общество механизма саморазвития, самодвижения, стимулов к труду. Принципиальный вопрос об удовлетворении потребностей решается на уровне нормирования и ограничения. Однако идеи первых социалистов-утопистов, несмотря на свою наивность, сыграли довольно значительную роль. У них была мощная этическая составляющая, и они послужили основой для многих будущих теорий улучшения общественного устройства.

В период разложения феодализма, на стадии первоначального накопления капитала появляется меркантилизм - первое экономическое учение в развитии экономической науки. Экономическое учение отличается наличием системы экономических взглядов. В меркантилизме системообразующим фактором является проблема богатства. Меркантилизм возник в 15 веке как реакция на острую нехватку денег. Все устремления меркантилистов направлены на увеличение денежной массы в стране. Именно с деньгами отождествлялось богатство. Томас Мен (1571-1641) наиболее крупный представитель развитого меркантилизма в Англии. Основное его произведение – “Богатство Англии во внешней торговле» (опубликовано в 1664г.). Источником богатства считалась внешняя торговля. Основная задача экономической политики – добиться активного торгового баланса, для чего широко использовался протекционизм.

Меркантилизм сыграл огромную роль в развитии и общества (решив проблему нехватки денег, способствуя развитию товарно-денежных отношений, первоначальному накоплению капитала, становлению капиталистических производственных отношений), а также науки (первая экономическая школа).

 



2015-11-20 1320 Обсуждений (0)
Экономическая мысль эпохи рабовладения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая мысль эпохи рабовладения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)