Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интерпретация результатов. ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ОНПН)



2015-11-23 771 Обсуждений (0)
Интерпретация результатов. ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ОНПН) 0.00 из 5.00 0 оценок




ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ОНПН)

[Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса. – СПб., 1993]

 

[Я, ты, мы в зеркале познания. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. – 96 с. – С. 69-75]

Цель– выявить степень нервно-психического напряжения.

Теоретическая основа.

Дистресс - стресс, оказывающий отрицательное влияние на деятельность [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.].

Закон оптимума мотивации (закон Йеркса-Додсона) - закон зависимости эффективности деятельности личности от силы ее мотивации (активации нервной системы) на эту деятельностью.

При интеллектуальной деятельности оптимум мотивации наступает раньше, чем при физически насыщенной, относительно простой [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.].

Напряженность психики - состояние повышенного расхода психической энергии, которое может быть адекватно ситуации и не соответствовать ей, стимулировать деятельность и снижать ее эффективность (закон Йеркса-Додсона) [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.].

Психическая травма - частичное или полное психическое отклонение от нормы в результате воздействия чрезвычайно сильного стрессора, фрустратора [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.].

Саморегуляция - свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.].

Стресс - психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.

Стресс может оказывать как положительное, оптимизирующее влияние на деятельность, так и отрицательное вплоть до полной дезорганизации (дистресс).

Выделяют психический и физиологический стрессы.

Психический стресс делят на информационный и эмоциональный (ситуация угрозы, обиды, опасности и др.) [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.].

Фрустратор - непреодолимый барьер (объективный или субъективный), стоящий на пути к достижению цели, вызывающий состояние растерянности, фрустрации [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.].

Фрустрация - психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи.

Фрустрация может выражаться в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии.

Характерным результатом фрустрации является отказ от неудавшейся деятельности [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.].

Инструкция.

Понаблюдайте за собой в серьезных стрессовых ситуациях, вспомните, как Вы их обычно переживаете, что ощущаете.

И в целях самодиагностики ответьте на вопросы следующего опросника.

В каждом пункте опросника выберите 1 вариант ответа - соответственно тому, что проявляется у Вас в стрессовых ситуациях.

Текст опросника.

1. Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе (не причиняющие беспокойства);

в) наличие многочисленных, разнообразных неприятных ощущений, причиняющих беспокойство, мешающих работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения появляются лишь изредка, быстро исчезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, серьезно беспокоящие и мешающие работе.

3. Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела;

б) ощущение тепла, повышение температуры тела;

в) ощущение похолодания конечностей, чувство озноба.

4. Состояние мышечного тонуса:

а) обычный, неизменный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, губ, век.

5. Координация движения:

а) обычная, неизменная координация движений;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, координации движения во время работы, письма;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

6. Дыхательная активность в целом:

а) обычная, неизменная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости, интенсивности движений;

в) резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела.

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не привлекающее особого внимания и не мешающее работе;

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца.

8. Ощущения (и проявления) со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие, не причиняющие беспокойства, не мешающие работе ощущения в животе, - посасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное урчание в животе;

в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9. Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не причиняющие беспокойства и не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

10. Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений;

б) умеренная активность выделительной функции - более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);

в) резкое учащение позывов, трудность или невозможность воздержаться.

11. Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение, без каких-либо изменений;

б) умеренное усиление потоотделения;

в) появление обильного «холодного» пота.

12. Состояние слизистой оболочки полости рта:

а) обычное состояние, без каких-либо изменений;

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, рук, шеи;

б) покраснение кожи лица, рук, шеи;

в) побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка.

14. Восприимчивость к внешним раздражителям, чувствительность:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б) умеренное повышение чувствительности, восприимчивости к внешним раздражителям, не отвлекающее с работы;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений;

б) повышение уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16. Настроение:

а) обычное, неизменное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой;

в) сниженное настроение, чувство подавленности.

17. Особенности сна:

а) нормальный сон;

б) крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, в том числе и накануне.

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций;

б) чувство озабоченности, ответственности, появление «азарта» положительно окрашенной «злости»;

в) чувство страха, паники, отчаяния.

19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние, без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при наличии отвлекающих раздражителей.

20. Особенности речи:

а) обычная, неизменная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения его качества (грамотности, логичности);

в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь.

21. Общая оценка психического состояния:

а) обычное неизменное состояние;

б) состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, безразличия, рассеянность, несобранность, апатия, снижение психического тонуса.

22. Особенности памяти:

а) обычная, неизменная память;

б) улучшение памяти (легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент);

в) ухудшение памяти.

23. Особенности внимания:

а) обычное внимание, без каких-либо изменений;

б) улучшение способности к сосредоточению;

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость.

24. Сообразительность:

а) обычная сообразительность, без каких-либо изменений;

б) повышение сообразительности, высокая находчивость;

в) растерянность, ухудшение сообразительности.

25. Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность;

б) повышение умственной работоспособности;

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.

26. Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием;

б) единичные слабо выраженные изменения психического состояния, не мешающие работе и не причиняют беспокойства, чувство психического комфорта;

в) резкое выраженные и многочисленные проявления психического дискомфорта, неприятное общее психическое состояние, ухудшение самочувствия, мешающее работе.

27. Степень распространенности признаков напряжения:

а) единичные и слабо выраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания;

б) отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешной деятельности;

в) большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно-психического напряжения, наблюдающихся со стороны многих органов и систем организмам, существенно мешающих работе.

28. Частота возникновения состояния напряжения:

а) напряжение возникает очень редко;

б) напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций;

в) напряжение развивается весьма часто, и нередко в тех случаях, когда для этого нет достаточных причин.

29. Продолжительность состояния нервно-психического напряжения:

а) напряжение продолжается очень короткий срок и полностью исчезает, как только миновала сложная ситуация;

б) напряжение продолжается в течение всего периода пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения работы;

в) напряжение длится необычно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после исчезновения трудной ситуации.

30. Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие напряжения либо весьма слабая его степень;

б) умеренно выраженное напряжение;

в) резко выраженное, чрезмерное нервно-психическое напряжение.

Бланк ответов.

№№ а, б, в №№ а, б, в №№ а, б, в №№ а, б, в №№ а, б, в №№ а, б, в
           
           
           
           
           

Обработка данных.

Каждый ответ «а» оценивается в 1 балл, ответ «б» - 2 балла, ответ «в» - 3 балла.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать, равно 90; минимальное количество баллов равно 30.

Интерпретация результатов.

От 30 до 50 баллов - у Вас низкая степень нервно-психического напряжения.

Стрессов в Вашей жизни, видимо, почти не бывает.

От 51 до 70 баллов - у Вас проявляется умеренное нервно-психическое напряжение (средняя степень).

Стрессовые ситуации скорее мобилизуют Вас и не доставляют особого беспокойства.

Эустресс для Вас более типичен в стрессовом состоянии.

От 71 до 90 баллов - у Вас проявляется сильное нервно-психическое напряжение (высокая степень).

Стрессовые ситуации действуют на Вас скорее травматически, порождая дистресс.

Для нейтрализации их отрицательного влияния Вам необходимо серьезно овладеть методами саморегуляции.



2015-11-23 771 Обсуждений (0)
Интерпретация результатов. ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ОНПН) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интерпретация результатов. ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ОНПН)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (771)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)