Интерпретация результатов. ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ОНПН)
ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ОНПН)
[Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса. – СПб., 1993]
[Я, ты, мы в зеркале познания. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. – 96 с. – С. 69-75]
Цель– выявить степень нервно-психического напряжения. Теоретическая основа. Дистресс - стресс, оказывающий отрицательное влияние на деятельность [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.]. Закон оптимума мотивации (закон Йеркса-Додсона) - закон зависимости эффективности деятельности личности от силы ее мотивации (активации нервной системы) на эту деятельностью. При интеллектуальной деятельности оптимум мотивации наступает раньше, чем при физически насыщенной, относительно простой [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.]. Напряженность психики - состояние повышенного расхода психической энергии, которое может быть адекватно ситуации и не соответствовать ей, стимулировать деятельность и снижать ее эффективность (закон Йеркса-Додсона) [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.]. Психическая травма - частичное или полное психическое отклонение от нормы в результате воздействия чрезвычайно сильного стрессора, фрустратора [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.]. Саморегуляция - свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.]. Стресс - психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды. Стресс может оказывать как положительное, оптимизирующее влияние на деятельность, так и отрицательное вплоть до полной дезорганизации (дистресс). Выделяют психический и физиологический стрессы. Психический стресс делят на информационный и эмоциональный (ситуация угрозы, обиды, опасности и др.) [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.]. Фрустратор - непреодолимый барьер (объективный или субъективный), стоящий на пути к достижению цели, вызывающий состояние растерянности, фрустрации [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.]. Фрустрация - психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи. Фрустрация может выражаться в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии. Характерным результатом фрустрации является отказ от неудавшейся деятельности [Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. – 160 с.]. Инструкция. Понаблюдайте за собой в серьезных стрессовых ситуациях, вспомните, как Вы их обычно переживаете, что ощущаете. И в целях самодиагностики ответьте на вопросы следующего опросника. В каждом пункте опросника выберите 1 вариант ответа - соответственно тому, что проявляется у Вас в стрессовых ситуациях. Текст опросника. 1. Наличие физического дискомфорта: а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений; б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе (не причиняющие беспокойства); в) наличие многочисленных, разнообразных неприятных ощущений, причиняющих беспокойство, мешающих работе. 2. Наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо болей; б) болевые ощущения появляются лишь изредка, быстро исчезают и не мешают работе; в) имеют место постоянные болевые ощущения, серьезно беспокоящие и мешающие работе. 3. Температурные ощущения: а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела; б) ощущение тепла, повышение температуры тела; в) ощущение похолодания конечностей, чувство озноба. 4. Состояние мышечного тонуса: а) обычный, неизменный мышечный тонус; б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения; в) значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, губ, век. 5. Координация движения: а) обычная, неизменная координация движений; б) повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, координации движения во время работы, письма; в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности. 6. Дыхательная активность в целом: а) обычная, неизменная двигательная активность; б) повышение двигательной активности, увеличение скорости, интенсивности движений; в) резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела. 7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца; б) ощущение усиления сердечной деятельности, не привлекающее особого внимания и не мешающее работе; в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца. 8. Ощущения (и проявления) со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе; б) единичные, быстро проходящие, не причиняющие беспокойства, не мешающие работе ощущения в животе, - посасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное урчание в животе; в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды. 9. Проявления со стороны органов дыхания: а) отсутствие каких-либо ощущений; б) увеличение глубины и учащение дыхания, не причиняющие беспокойства и не мешающие работе; в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле». 10. Проявления со стороны выделительной системы: а) отсутствие каких-либо изменений; б) умеренная активность выделительной функции - более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть); в) резкое учащение позывов, трудность или невозможность воздержаться. 11. Состояние потоотделения: а) обычное потоотделение, без каких-либо изменений; б) умеренное усиление потоотделения; в) появление обильного «холодного» пота. 12. Состояние слизистой оболочки полости рта: а) обычное состояние, без каких-либо изменений; б) умеренное увеличение слюноотделения; в) ощущение сухости во рту. 13. Окраска кожных покровов: а) обычная окраска кожи лица, рук, шеи; б) покраснение кожи лица, рук, шеи; в) побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка. 14. Восприимчивость к внешним раздражителям, чувствительность: а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность; б) умеренное повышение чувствительности, восприимчивости к внешним раздражителям, не отвлекающее с работы; в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях. 15. Чувство уверенности в себе, в своих силах: а) обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений; б) повышение уверенности в себе, вера в успех; в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала. 16. Настроение: а) обычное, неизменное настроение; б) приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой; в) сниженное настроение, чувство подавленности. 17. Особенности сна: а) нормальный сон; б) крепкий, освежающий сон накануне; в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, в том числе и накануне. 18. Особенности эмоционального состояния в целом: а) отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций; б) чувство озабоченности, ответственности, появление «азарта» положительно окрашенной «злости»; в) чувство страха, паники, отчаяния. 19. Помехоустойчивость: а) обычное состояние, без каких-либо изменений; б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей; в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при наличии отвлекающих раздражителей. 20. Особенности речи: а) обычная, неизменная речь; б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения его качества (грамотности, логичности); в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь. 21. Общая оценка психического состояния: а) обычное неизменное состояние; б) состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус; в) чувство усталости, безразличия, рассеянность, несобранность, апатия, снижение психического тонуса. 22. Особенности памяти: а) обычная, неизменная память; б) улучшение памяти (легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент); в) ухудшение памяти. 23. Особенности внимания: а) обычное внимание, без каких-либо изменений; б) улучшение способности к сосредоточению; в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость. 24. Сообразительность: а) обычная сообразительность, без каких-либо изменений; б) повышение сообразительности, высокая находчивость; в) растерянность, ухудшение сообразительности. 25. Умственная работоспособность: а) обычная умственная работоспособность; б) повышение умственной работоспособности; в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость. 26. Явления психического дискомфорта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием; б) единичные слабо выраженные изменения психического состояния, не мешающие работе и не причиняют беспокойства, чувство психического комфорта; в) резкое выраженные и многочисленные проявления психического дискомфорта, неприятное общее психическое состояние, ухудшение самочувствия, мешающее работе. 27. Степень распространенности признаков напряжения: а) единичные и слабо выраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания; б) отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешной деятельности; в) большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно-психического напряжения, наблюдающихся со стороны многих органов и систем организмам, существенно мешающих работе. 28. Частота возникновения состояния напряжения: а) напряжение возникает очень редко; б) напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций; в) напряжение развивается весьма часто, и нередко в тех случаях, когда для этого нет достаточных причин. 29. Продолжительность состояния нервно-психического напряжения: а) напряжение продолжается очень короткий срок и полностью исчезает, как только миновала сложная ситуация; б) напряжение продолжается в течение всего периода пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения работы; в) напряжение длится необычно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после исчезновения трудной ситуации. 30. Общая степень выраженности напряжения: а) полное отсутствие напряжения либо весьма слабая его степень; б) умеренно выраженное напряжение; в) резко выраженное, чрезмерное нервно-психическое напряжение. Бланк ответов.
Обработка данных. Каждый ответ «а» оценивается в 1 балл, ответ «б» - 2 балла, ответ «в» - 3 балла. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, равно 90; минимальное количество баллов равно 30. Интерпретация результатов. От 30 до 50 баллов - у Вас низкая степень нервно-психического напряжения. Стрессов в Вашей жизни, видимо, почти не бывает. От 51 до 70 баллов - у Вас проявляется умеренное нервно-психическое напряжение (средняя степень). Стрессовые ситуации скорее мобилизуют Вас и не доставляют особого беспокойства. Эустресс для Вас более типичен в стрессовом состоянии. От 71 до 90 баллов - у Вас проявляется сильное нервно-психическое напряжение (высокая степень). Стрессовые ситуации действуют на Вас скорее травматически, порождая дистресс. Для нейтрализации их отрицательного влияния Вам необходимо серьезно овладеть методами саморегуляции.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (771)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |