Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Художественное произведение как процесс



2015-11-23 655 Обсуждений (0)
Художественное произведение как процесс 0.00 из 5.00 0 оценок




Художественное произведение представляет собой сложный, многослойный, многоаспектный феномен, глубинный, подтекстовый (концептуальный) смысл которого невозможно передать только в логических понятиях. Структура художественного текста как “единораздельная цельность” во всем ее потенциале моделирует собой доструктурную, структурную и сверхструктурную данность (А.Ф.Лосев). На основе доструктурного аспекта этой триады, включающего первичные жизненные ориентиры, ценности, впечатления того или иного писателя, начинается конструирование художественного произведения. Художественное произведение — форма существования искусства, система художественных образов, составляющая единое целое. Это сфера онтологии искусства. Произведение, оставаясь самим собой, исторически меняется вступая во взаимодействие с новым жизненным и художественным опытом и обретая новые свойства. Оно с каждым новым поколением прочитывается «свежими и нынешними очами». Различные прочтения произведения обусловлены мировоззренческим характером его восприятия и интерпретации и выявляют его историческую подвижность. Великие творения — наши вечные спутники и современники на все времена. Но как же осуществляется историческое движение произведения? Что именно его движет, какая сила? Различное восприятие? Но это фактор внешний по отношению к произведению, нуждающийся в опоре на некое внутреннее качество, которое позволяет произведению быть исторически изменчивым и не равным себе. Художественные шедевры развиваются вместе с человечеством. Их историческая изменчивость заключена во внутренних противоречиях самого художественного феномена, в напряженности его гармонической структуры, Каковы же эти противоречия?
1. Произведение — нечто материальное и в то же время духовное. Оно материальный предмет, способный в поле культуры выявить свои духовные» Художественные свойства и оказать социально значимое воздействие. 2. Произведение подчинено моральному началу, и одновременно оно предмет разума. Это — единство смысла и ценности. 3. Произведение личностно и социально: оно и самовыражение художника, и решение общественных проблем, выражение общественной психологии и идеологии. 4. В произведении сочетаются идеи и пластические образы, создающие художественную реальность. Выражаемая в нем художественная концепция мира складывается из идейно- эмоциональной системы и пластической картины мира. 5. Произведение—сочетание идеального и реального; художественный текст и его язык относятся, с одной стороны, к воображаемому миру, с другой — к конкретным объектам. 6. Произведение — целостная система художественных образов. Последние же являются противоречивым единством: рационального и эмоционального; объективного и субъективного; сознательного и подсознательного; индивидуального и общего. Все эти противоречивые качества, определяющие природу произведения, оказывают влияние на методологию его анализа. Так, единство смысла и ценности в произведении требует при анализе единства интерпретации и оценки. Художественное произведение отражает мир во всей сложности его отношений к личности и во всем его эстетическом богатстве (ценностном отношении к человечеству). При всем определяющем воздействии мировоззрения и действительности на художественную концепцию мира существует некоторая ее автономность. Эта относительная автономность наглядно проявляется, когда художественная концепция мира, выражая мировоззрение, оказывается шире его и преодолевает его ограниченность. Автономность от действительности объясняется высокой ролью творческой фантазии, а от мировоззрения — отмеченными выше особенностями художественной концепции: переплетением в ней системы идей (идейно-эмоциональное начало) и системы пластического изображения действительности (конкретно-чувственное начало). Последняя как бы создает художественную реальность, обладающую свойствами незаданности, случайности, не- посредственности, самодеятельности, то есть на первый взгляд качествами самой действительности, статусом непосредственного факта жизни. Однако эта незаданность и реальность только иллюзия. Тем не менее воссоздание непосредственности жизни влечет за собой известную власть материала над художником, воздействие, а порой и господство объективного над субъективным и, сле- довательно, неполное соответствие замысла художника и его исполнения, цеди и результата. Философская идея входит в состав произведения как один (из моментов, определяющих суть художественной концепции мира, но не равнозначных ей. Одна и та же философская идея, осмысляя общие проблемы бытия и сознания, может проявиться в разных произведениях. Художественная же идея всегда оригинальна, неповторима и в то же время многослойна, раскрывается и через прямо выговоренные идеи, и через жизнеподобную систему пластических образов. Произведение вырастает на почве реальности, воспринятой сквозь призму всей культуры — философии, политики, морали, науки. Однако искусство не есть простое повторение в особой форме философских, политических, моральных или научных идей. Структура произведения столь емкая, что может включать и эти идеи, и переданное через пластику образов эстетическое богатство мира. Широта охвата явлений в художественном произведении не идет ни в какое сравнение с любым другим феноменом культуры. Политика сосредоточивается на взаимоотношениях между классами, философия — на отношении мышления и бытия, . а искусство интересует вся система отношений человека и мира, отношение личности к себе, к другим людям, к обществу, человечеству, природе, «второй» (рукотворной) природе, ко Вселенной. Эти отношения оказываются сложнее и богаче системы самых глубоких идей. Истинный художник верен правде жизни. Когда умозрительная схема противоречит сложности отношений личности и мира, он не может изменить правде реальных отношений и изменяет схеме. В этом смысл победы реализма над ограниченностью мировоззрения художника. Каждое художественное направление создает свой тип художественного произведения со своей моделью мира. Все моделируемые искусством типы человеческой деятельности, типы отношения личности к миру берутся искусством в их эстетическом значении, в их соотнесенности с человечеством. Это и обусловливает гуманистический характер искусства, выявляет суть его эстетической природы. Художественная концепция мира определяется тем, какой из этих пластов доминирует; какие пласты отсутствуют; в какой иерархической последовательности от доминирующего пласта располагаются остальные; как трактуется каждый из присутствующих пластов; какие идеи (философские, политические, нравственные и т. д.) входят в художественную концепцию наряду с пластической моделью мира. Принадлежность произведения к тому или иному направлению всякий раз определяется характером его типологической художественно-концептуальной конструкции. Варьируясь в разных произведениях в рамках одного направления, она тем не менее сохраняет свой основной каркас. Перечислим основные этапы художественного творчества: первый этап – формирование художественного замысла, который, в конечном счете, возникает как следствие образного отражения реальной действительности; второй этап непосредственная работа над произведением, его «делание».



2015-11-23 655 Обсуждений (0)
Художественное произведение как процесс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Художественное произведение как процесс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)