В соответствии с требованиями п. 7.3 ФГОС ВПО в целях реализации компетентностного подхода в учебном процессе дисциплины «Прикладная информатика в экономике» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Выносимые на практические занятия вопросы обсуждаются в компьютерном классе перед выполнением практических заданий, используя мультимедийный проектор. Основу практических заданий составляет Практикум по прикладной информатике. Контроль текущих знаний студента проводится по результатам выполнения заданий для самостоятельного решения и ответам на вопросы, приводимые в указанном Практикуме.
Таблица 5.1
Интерактивные образовательные технологии,
используемые на аудиторных практических занятиях
Наименование разделов, тем
| Используемые образовательные технологии
|
Тема 1. Понятие информации и информатики. Технические средства реализации информационных процессов
| Лекция.
Компьютерный класс. Проектор. Демонстрация слайдов по рассматриваемому вопросу.
|
Тема 2. Программные средства реализации информационных процессов
| Практические занятия.
Компьютерный класс. Проектор. Демонстрация программных средств по рассматриваемому вопросу.
|
Тема 3. Текстовый процессор MS Word
| Практические занятия.
Компьютерный класс. Проектор. Пояснения приемов работы с MS Word при создании простых и многостраничных документов.
|
Тема 4. Электронные таблицы MS Excel
| Практические занятия.
Компьютерный класс. Проектор. Пояснения основных приемов работы по заданиям, рассматриваемым в Практикуме.
|
Тема 5. Базы данных Excel
| Практические занятия.
Компьютерный класс. Проектор. Пояснения основных приемов работы по заданиям, рассматриваемым в Практикуме.
|
Тема 6. Реляционные базы данных MS Access
| Практические занятия.
Компьютерный класс. Проектор. Пояснения основных приемов работы при выполнении практических заданий.
|
Тема 7. Создание презентаций. Программа MS PowerPoint
| Практические занятия.
Компьютерный класс. Проектор. Пояснения основных приемов работы при выполнении практических заданий.
|
Тема 8. Компьютерные сети
| Практические занятия.
Компьютерный класс. Проектор. Пояснения основных приемов работы при выполнении практических заданий.
|
Тема 9. Основы защиты информации
| Практические занятия.
Компьютерный класс. Проектор. Пояснения основных приемов работы при выполнении практических заданий.
|
Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы обучающихся по дисциплине
Наряду с проведением практических занятий неотъемлемым элементом учебного процесса является самостоятельная работа. При самостоятельной работе достигается целенаправленное усвоение учебного материала, приобретаются практические навыки работы с компьютерными программами, столь важные для дальнейшей успешной деятельности студента. Формы самостоятельной работы студентов весьма разнообразны. В домашних условиях самостоятельная работа студентов включает работу с материалами Практикума, а также с дополнительными заданиями по указанию преподавателя.
Таблица 6.1
Наименование разделов, тем
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Форма отчетности о работе
|
Тема 1. Понятие информации и информатики. Технические средства реализации информационных процессов.
| Информатика как научная дисциплина.
Общее представление данных и понятие о системах счисления.
Основные этапы развития информатики и вычислительной техники.
Единицы измерения информации.
| Оценка ответов студентов на выносимые на обсуждение вопросы.
|
Тема 2. Программные средства реализации информационных процессов.
| Классификация программного обеспечения.
Прикладные программы.
Офисные программы MS Office.
| Оценка ответов студентов на выносимые на обсуждение вопросы.
|
Тема 3. Текстовый процессор MS Word
| Основы создания и редактирования текстовых документов. Создание таблиц. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Стили. Шаблоны.
Создание многостраничных документов. Создание отчетов. Разделы. Колонтитулы. Создание оглавлений. Создание предметных указателей.
| Оценка выполненных заданий для самостоятельной работы из Раздела 3 Практикума.
|
Тема 4. Электронные таблицы MS Excel.
| Назначение и основные приемы работы. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные форматы чисел. Собственные форматы чисел. Условное форматирование. Создание и редактирование диаграмм.
| Оценка выполненных заданий для самостоятельной работы из Раздела 4 Практикума.
|
Тема 5. Базы данных Excel
| Что называется базой данных? Как создавать базы данных с использованием форм? Какие операции по редактированию базы данных можно выполнить с помощью форм?
Использование автофильтра и расширенного фильтра. Подведение итогов в базе данных.
| Оценка выполненных заданий для самостоятельной работы из Раздела 5 Практикума.
|
Тема 6. Реляционные базы данных MS Access
| Что такое реляционные базы данных? Какие категории объектов существуют в базе данных Access?
Режим Таблицы и режим Конструктора. Свойства полей. Индексированные и ключевые поля.
| Оценка выполненных заданий для самостоятельной работы из Раздела 6 Практикума.
|
Тема 7. Создание презентаций. Программа MS PowerPoint
| Для каких задач предназначена презентация? Какие возможности она предоставляет? Назовите виды импортируемых объектов. Переход между слайдами. Гиперссылки. Примечания и заметки докладчика. Установка времени показа слайда. Переход к другому слайду.
| Оценка выполненных заданий для самостоятельной работы из Раздела 7 Практикума.
|
Тема 8. Компьютерные сети.
| Основные компоненты и разновидности компьютерных сетей. Аппаратные и программные средства. Локальные, корпоративные и глобальные сети.
Интернет. Сервисы Интернета. Электронная почта.
| Оценка ответов студентов в процессе дискуссии по обсуждаемым вопросам и выполненных заданий по самостоятельной работе.
|
Тема 9. Основы защиты информации.
| Виды и источники угрозы информации. Виды умышленных угроз безопасности информации. Вирус – источник угрозы информации.
Способы защиты информации. Блок законов РФ о защите информации.
Использование программных и программно-аппаратных средств обеспечения безопасности информации.
| Оценка ответов студентов в процессе дискуссии по выносимым на обсуждение вопросам.
|
6.1. Примерные тестовые задания для контроля качества
усвоения материала и подготовки к зачету
Выберите вариант правильного ответа: