Кафедра прикладной информатики
Рабочая программа учебной дисциплины
Прикладная информатика
в экономике
Направление подготовки 38.03.01 (080100) Экономика
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Формы обучения: очная, заочная
Москва – 2015
Составитель – канд. физ.-мат. наук Н.А. Борисов
Рабочая программа учебной дисциплины «Прикладная информатика в экономике». Направление подготовки 38.03.01 (080100) Экономика. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр / сост. Н.А. Борисов. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2015. – 24 с.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.05.2011 № 1975) и рассмотрена на заседании кафедры прикладной информатики 15 мая 2015 г., протокол № 10.
Заведующий кафедрой – канд. физ.-мат. наук Н.А. Борисов
Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методического совета ИМПЭ им. А.С. Грибоедова 18 мая 2015 года.
.
© Борисов Н.А., 2015
Раздел 1. Цель освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Прикладная информатика в экономике» является формирование у будущих специалистов современного уровня понимания роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний. Она является исходным курсом по развитию навыков работы с компьютерной техникой.
Задачей дисциплины является приобретение практических навыков работы с наиболее распространенными офисными и прикладными компьютерными программами.
Раздел 2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины «Прикладная информатика в экономике» направлен на формирование следующих компетенций (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Компетентностная карта дисциплины
Индекс по
ФГОС ВПО
| Компетенция
|
ОК-12
| Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.
|
ОК-13
| Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных сетях.
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: сущность и значение информации в развитии современного общества, основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
уметь: применять современные компьютерные технологии для решения практических задач в экономической деятельности, создания, обработки и оформления различных документов;
владеть: современными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь практические навыки работы с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в корпоративных и глобальных компьютерных сетях.
Раздел 3. Место дисциплины в структуре образовательной
программы бакалавриата
Дисциплина «Прикладная информатика в экономике» входит в состав вариативной части математического и естественнонаучного цикла Б.2образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Экономика.
Данная дисциплина формирует систему практических навыков работы с современными информационными технологиями, в частности с офисными программами и глобальной компьютерной сетью Интернет.
Раздел 4. Структура и содержание дисциплины
Таблица 4.1
Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
на очной форме обучения
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
1-й
| 2-й
|
Аудиторные занятия (всего)
| 128 *
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
лекции
|
|
|
|
практические занятия
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
| зачет/экзамен
| зачет
| экзамен
|
Всего, часы / зачетные единицы
| 396/11
| 108/3
| 288/8
|
Таблица 4.2
Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
на заочной форме обучения
Вид учебной работы
| Всего часов/ зачетных единиц
| Семестр * *
|
1-й
| 2-й
|
Аудиторные занятия (всего)
| 28 *
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
лекции
|
|
| -
|
практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
| зачет/экзамен
| зачет
| экзамен
|
Всего, часы / зачетные единицы
| 396/11
| 108/3
| 288/8
|
* Более 20 % аудиторных занятий проводится в интерактивной форме в соответствии с Положением об интерактивных формах обучения студентов в ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, утвержденным приказом института от 31.12.2013 № 136.
** Указанные номера семестров соответствуют учебному плану головного вуза. В филиалах института они могут отличаться.
Таблица 4.3
Распределение учебной нагрузки по разделам программы
Наименование раздела дисциплины
| Всего
| Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы
|
Лекции
| Практические занятия
| СР
|
Тема 1. Понятие информации и информатики. Технические средства реализации информационных процессов
|
|
| -
|
|
Тема 2. Программные средства реализации информационных процессов
|
|
| -
|
|
Тема 3. Текстовый процессор MS Word
|
| -
|
|
|
Тема 4. Электронные таблицы MS Excel.
|
| -
|
|
|
Тема 5. Базы данных Excel
|
| -
|
|
|
Тема 6. Реляционные базы данных MS Access
|
| -
|
|
|
Тема 7. Создание презентаций. Программа MS PowerPoint
|
| -
|
|
|
Тема 8. Компьютерные сети.
|
|
|
|
|
Тема 9. Основы защиты информации.
|
|
|
|
|
Всего
|
|
|
|
|
Таблица 4.4
Содержание дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
| Тема 1. Понятие информации и информатики. Технические средства реализации информационных процессов.
| Информация и ее роль в современном обществе. Информационные процессы. Информатика как научная дисциплина. Общее представление данных и понятие о системах счисления. Основные этапы развития информатики и вычислительной техники. Форма представления информации в ЭВМ. Единицы измерения информации.
|
| Тема 2. Программные средства реализации информационных процессов.
| Классификация программного обеспечения. Операционная система Windows. Прикладные программы. Пакет программ Microsoft Office. Программное обеспечение создания и обработки текстовых документов. Реализация вычислительных функций с помощью табличных процессоров.
|
| Тема 3. Текстовый процессор MS Word
| A. Основы создания и редактирования текстовых документов
Возможности Word и основные приемы работы. Интерфейс пользователя. Режимы изображения документа. Создание текстовых документов. Форматирование символов. Форматирование аб-зацев. Управление границами и заливкой абзацев и других объектов. Создание таблиц. Нумерован-ные, маркированные и многоуровневые списки. Стили. Использование готовых стилей. Изменение и создание собственных стилей. Шаблоны.
B. Создание многостраничных документов в Word
Создание отчетов. Разделы Word и их разновидности. Колонтитулы и их свойства. Возможности разнообразия колонтитулов и нумерации страниц в документах с несколькими разделами. Предметные указатели и их создание. Оглавление и необходимые процедуры его создания.
|
| Тема 4. Электронные таблицы MS Excel
| A. Назначение и основные приемы работы в Excel
Интерфейс пользователя. Ввод и изменение данных в ячейках. Ввод формул. Автозаполнение ячеек. Абсолютные и относительные ссылки на ячейки. Копирование и перенос содержимого ячеек. Присвоение имен ячейкам и диапазонам ячеек.
Встроенные форматы чисел. Собственные форматы чисел. Условное форматирование.
Типы диаграмм. Создание и редактирование диаграмм. Редактирование текста на диаграмме. Перемещение элемента диаграммы.
B. Моделирование расчетов и анализ
«что-если?»
Подбор параметров. Таблицы подстановки данных и их редактирование. Диспетчер сценариев. Просмотр, добавление и удаление сценариев. Объединение сценариев. Создание отчетов по сценариям.
|
| Тема 5. Базы данных Excel
| Базы данных. Использование форм при работе с базами данных. Поиск записей по критериям. Фильтрация баз данных. Сортировка баз данных. Подведение итогов в базах данных. Сводные таблицы.
|
| Тема 6. Реляционные базы данных
MS Access
| Интерфейс пользователя. Основные понятия и определения. Объекты MS Access: таблицы, формы, запросы, отчеты.
Таблицы. Конструирование таблиц. Режим конструктора и режим таблицы. Свойства полей. Ключевые поля. Импорт таблиц.
Схемы данных и связи между таблицами. Три вида связей между таблицами: «один-ко-мно-гим», «многие-ко-многим» и «один-к-одному». Редактирование данных в связанных таблицах.
Запросы. Формирование простых запросов на выборку. Формирование запросов на выборку с параметром. Формирование сложных запросов.
Отчеты. Мастер отчетов.
|
| Тема 7. Создание презентаций. Программа MS PowerPoint
| Интерфейс пользователя программы PowerPoint.Создание слайдов. Последовательность подготовки презентации. Мастера автосодержания и шаблоны оформления. Оформление текста. Вставка рисунков, автофигур, объектов WordArt.
Эффекты анимации. Анимация текста и объектов слайда. Настройка анимации. Настройка действия. Установка времени показа слайдов. Использование управляющих кнопок и переключателей. Создание гиперссылок.
Демонстрация презентации.Управление полноэкранным показом. Создание и использование заметок к слайдам. Подготовка полноэкранного показа презентации. Создание произвольных показов. Подготовка раздаточных материалов. Печать презентаций.
|
| Тема 8. Компьютерные сети
| Основные понятия и определения. Аппаратные и программные средства компьютерных сетей. Глобальные сети. Принципы построения сети Интернет. Сервисы Интернет. Электронная почта.
|
| Тема 9. Основы защиты информации
| Информационная безопасность и ее составляющие. Компьютерные вирусы и средства антивирусной защиты. Защита от несанкционированного вмешательства.
|