К какой сфере общественной жизни относится деятельность Интернет-сайтов, целью которых является поиск и общение бывших коллег, знакомых, одноклассников?
Задания для II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. 2014 год. Обществознание. 10 класс. Общее время выполнения работы – не более трех часов. Максимальное количество баллов -100. Внимательно читайте условия заданий. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, т.к. ответы не всегда очевидны и требуют применения общей эрудиции, логики и творческого подхода. ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА! Часть 1. (всего за первую часть 70 баллов) Задание 1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (1 балл за правильный ответ). Всего за задание 10 баллов) Что из нижеперечисленного относится к «золотому правилу морали»? а) почитай старших б) не делай другому того, чего себе не желаешь в) не убивай г) не воруй д) не посягай на чужое
1.2. Прямые налоги: а) налагаются непосредственно на потребителей; б) не отражаются на величине номинального дохода налогоплательщика; в) взымаются с какого-то дохода или имущества в установленном размере; г) взымаются с владельцев товаров иностранного производства, ввозимых в страну;
1.3. Международное гуманитарное право: а) защищает интересы граждан, оказавшихся в чужой стране по вине разорившихся туристических фирм; б) устанавливает ограничения методов и средств ведения войны;. в) содержит нормы, защищающие раненых и больных в действующих армиях, военнопленных; г) требует от участников вооруженных конфликтов делать различие между гражданским населением и военными. д) регламентирует отношение граждан к приезжающим в страну туристам. К какой сфере общественной жизни относится деятельность Интернет-сайтов, целью которых является поиск и общение бывших коллег, знакомых, одноклассников? а)экономической; б) социальной в) политической г) духовной
1.5. Страхование как экономическое явление: а) направлено на защиту имущественных интересов граждан; б) характеризует резкий разрыв в доходах различных групп населения. в) позволяет семье сберечь накопления; г) связано с созданием фондов социального страхования. 1.6. Законодательным органом власти в Удмуртской Республике является: а) Государственная Дума; б) Городская Дума г. Ижевска; в) Государственный Совет; г) Верховный совет 1.7. Искусство как форма культуры: а)связано со способностью человека к эстетическому освоению реального мира; б)воспроизводит мир образно-символическими средствами; в) опирается на творческое воображение субъекта; г)соединяет духовный образ и материальную конструкцию; д)остается неизменным 1.8. Здание школы, в которой Вы учитесь, является: а) государственной собственностью; б) частной собственностью; в) муниципальной собственностью; г) общественной собственностью; д) федеральной собственностью 1.9. Общее образование в Российской Федерации можно получить: а) в лицее; б) в гимназии; в) в общеобразовательной школе; г) в академии; д) в институте 1. 10. К социологическим наукам относятся: а) теория социологии; б) история социологии; в) экономическая социология; г) демография; д) политическая конфликтология
Задание 2. Определите правильность или ошибочность утверждений: «Да» или «Нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите в таблице «Да», если не согласны – «Нет». (1 балл за каждый правильный ответ. Максимум 8 баллов) 1. Самообразование является составной частью непрерывного образования. 2. Альтруизм – система ценностей, в основе которой лежит любовь к самому себе 3. Все демократические государства являются республиками 4. Экстенсивный экономический рост предполагает повышение квалификации работников, совершенствование техники и технологий 5. Марксистское учение об обществе рассматривает реформы как главную форму общественного развития 6. Философская антропология изучает биологическую природу человека 7. Свобода совести состоит в том, чтобы всегда и во всем говорить правду 8. Содержание правоотношения – это права и обязанности участников правоотношения, предусмотренные соответствующими правовыми нормами Ответ: Задание 3. Рассмотрите внимательно изображения, связанные с историей Удмуртии.
Ответьте на вопросы: 3.1. С формированием какого типа общества можно связать образы, изображенные на фотографиях? Почему вы так решили? (1 балл за правильный ответ. 1 балл за аргументацию). 3.2. Укажите не менее трех признаков обществ этого типа (1 балл за каждый правильный ответ) Всего 3 балла). 3.3. Укажите, к каким социальным группам можно отнести изображенных на фото людей. Назвать не менее трех социальных групп и указать критерии, по которым они выделены (по 1 баллу за названную социальную группу и 1 баллу за критерий ее выделения. Всего 6 баллов) Всего за задание 11 баллов.
Задание 4. Прочитайте отрывок. При его наборе были допущены ошибки. Найдите их, дав свое пояснение (за каждую найденную ошибку и ее пояснение 1 балл. Всего за задание 5 балла). Чем политические партии отличаются от других объединений? Во-первых, политическая партия стремится не только к участию в политической жизни, но и к завоеванию власти или осуществлению власти, чтобы используя ее возможности, добиваться достижения поставленных целей. Во-вторых, политическая партия ставит перед собой кратковременные задачи и существует достаточно ограниченный период времени. В-третьих, политическая партия имеет только центральные организации, что закреплено в Уставе партии. Устав партии – документ, излагающий основные направления, содержание и цели деятельности политической партии. В-четвертых, политическая партия стремится создать для себя массовую опору. В–пятых, политическая партия объединяет людей одного образовательного уровня. ______________________ ___________ ___________
Задание 5. В разные исторические периоды ученые и философы пытались найти причины исторического процесса. Перед Вами несколько имен ученых и философов, которые выдвигали свои идеи о факторах изменения социума. Соотнесите имя мыслителя, его портрет и научную концепцию, проставив в таблице под номером имени ученого букву соответствующей идеи и номер его портрета. Обратите внимание: изображений мыслителей больше, чем обозначенных идей. Назовите имя мыслителя, чье изображение оказалось «лишним» в ряду изображений (2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл 12). А. считал, что гидросфера является основополагающим фактором в общественных изменениях Б. полагал, что климатические факторы обуславливают индивидуальные наклонности человека, его характер и склонности, В. Доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого Г. Полагал, что историей правит мировой разум Д. Считал, что ключевую роль в общественном развитии играет материальное производство
I II. III.
IV V. VI.
«Лишнее» в ряду: изображение под № , имя мыслителя – Задание 6. Решите логическую задачу. Фотографии пяти девушек - Азы, Бэллы, Вали, Гали и Даши - собрали разное количество лайков в социальных сетях - от одного до пяти. Валя собрала меньше всех, а Даша собрала столько, сколько Аза и Галя вместе. У кого из девушек можно точно определить количество лайков? Обоснуйте свой ответ. (2 балла за правильный ответ. 2 балла за обоснование. Всего за задание 4 балла).
Задание 7. Решите правовую задачу. Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя учениками профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен был выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю с 12.00 до 23.00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? Назвать три нарушения.(1 балл за каждый правильный ответ. Всего 3 балла за задание). Задание 8. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. Ответ впишите в таблицу (За каждый правильный ответ 1 балл. Всего за задание 5 баллов) 1. Государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, помогает материально тем, кто в силу состояния своего здоровья не может полноценно трудиться. 2. Способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности зависит от умственного состояния человека. 3. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности человека подразделяются на предметы первой необходимости и предметы роскоши. 4. Оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности в разные исторические эпохи были различны. 5. Субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом обращена к узкому кругу творцов и ценителей.
Задание 9. По какому признаку объединены выделенные на карте государства? (2 балла)
Задание 10. Проанализируйте представленные ниже данные и выполните предложенные задания, связанные с их анализом. "Население Земли за последнее столетие росло настолько стремительно, что сегодня на планете живут около 14% всех людей, которые когда-либо существовали. Речь даже не о том, что невозможно обеспечить пригодные условия жизни для такого числа людей, а что не представляется возможным накормить столько ртов". С таким неполиткорректным заявлением выступили два профессора из Университета Аделаиды (Австралия) Кори Брэдшоу и Барри Брук. Ученые на основе данных ВОЗ и переписи населения стран мира смоделировали сценарии того, как изменится численность жителей Земли к 2100 году. Выводы впечатляют: даже при самом строгом ограничении рождаемости и массовой гибели людей из-за эпидемий или войн число землян не станет меньше сегодняшнего (а это больше 7 млрд человек) еще как минимум 90 лет. По оценке ученых, положение не изменится, даже если во всем мире начнут применять радикальный китайский подход "одна семья — один ребенок". Но, подчеркивают специалисты, эффективное планирование семьи и просвещение в области репродукции могут помочь человечеству. Проблему перенаселенности эти меры не снимут и эффект от них ожидаем в долгосрочной перспективе. Тем не менее, говорится в исследовании, их широкое внедрение способно уже к середине XXI века уменьшить рост населения планеты на несколько сотен миллионов жителей. <…>Расти население планеты будет главным образом за счет 49 наименее развитых государств. В 35 из них число жителей может как минимум утроиться к 2100 году. В основном это страны Африканского континента. По оценке ООН, на восемь стран — это Нигерия, Индия, Танзания, Конго, Нигер, Уганда, Эфиопия и США — придется почти половина прироста населения мира до конца века. Китай не попал в этот список: жесткая демографическая политика, которая проводилась в стране в XX веке, принесла свои плоды. Рождаемость там уменьшилась настолько, что в 2013-м Китай пошел на послабления: некоторым семьям разрешили иметь двух детей. Абсолютный рекорд по росту населения ожидается от Нигерии: сегодня там проживает около 160 млн человек, а к концу века этот показатель достигнет миллиарда. На этом фоне с обнадеживающим прогнозом выступили на прошлой неделе эксперты из Австрии. По их данным, численность населения Земли к 2060 году может варьироваться в пределах 8,87-9,84 млрд человек, а потом начнет снижаться. Толчком к этому снижению станет... повышение уровня образования женщин. Женщина, имеющая образование, стремится к реализации, у нее иной подход к рождению детей. По статистике, образованные женщины рожают меньше. Этот эффект больше всего проявится в африканских странах, где ожидается наибольший прирост жителей.
10.1. Какие две глобальные проблемы современности рассматриваются в тексте? (за каждую указанную проблему 1 балл. Всего 2 балла) 10.2. Какое отношение к рассматриваемой проблеме имеет имя английского демографа конца XVIII - XIX вв. Томаса Мальтуса? (2 балла) 10. 3. По оценкам экспертов (смотри текст и схему) снижению темпов роста рождаемости будет способствовать распространение высшего образования среди женщин. Почему? Приведите два аргумента (Ответ: 1 балл за каждый аргумент. Всего: 2 балла) 10. 4. Для стимулирования рождаемости в Российской Федерации используется такой финансовый инструмент как материнский капитал. Является ли он одним из главных аргументов для семьи при принятии решения о рождении ребенка? (2 балла за ответ) 10.5. Какие еще другие меры, принимаемые государствами для регулирования рождаемости, указаны в тексте. Назвать две меры. (1 балл за каждый ответ. Всего 2 балла). Всего за задание 10 баллов. Всего за I часть 70 баллов.
Часть 2. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по Вашему выбору. Помните, что Вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой Вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям: 1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование ее значимости для общественных наук и социальной практики; 2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения участника олимпиады при раскрытии темы; 3. Уровень аргументации: а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений; б) опора на научные теории, владение понятиями курса; в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт, СМИ, Интернета г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.) 4.Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы ( Всего за задание 30 баллов
Темы для эссе «Бизнес – это сочетание войны и спорта» Андре Моруа «Революция – варварская форма прогресса» Жан Жорес ««Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах» Юрий Лотман «Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему» Николай Бердяев «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» Джордж Бернард Шоу «Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности» Иммануил Кант Всего за работу 100 баллов
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3389)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |