А) Приготовление стандартного раствора сульфата магния
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №19 ТЕМА: 3.5.1.: «Комплексонометрия. Определение точной концентрации раствора Трилона Б. Определение массовой доли хлорида кальция в лекарственной форме».
Цель: 1. Закрепить навык стандартизации рабочего раствора по исходному веществу. 2. Научиться определять массовую долю хлорида кальция в растворе методом комплексонометрии.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:лаборатория химии. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ:180 минут ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: Таблица « Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева» Исследуемые вещества и реактивы: навески магния сульфата, растворы хлорида кальция различной концентрации, индикатор - кислотный хром черный, рабочий раствор трилона Б, аммиачно-буферная смесь, вода очищенная. Посуда: мерные пипетки на 1,2,5, 10 мл, мерные колбы на 100 мл, воронки, химические стаканы, мерные пробирки, колбы для титрования. Вспомогательный материал: вощаная бумага, фильтровальная бумага.
К занятию студенты должны ЗНАТЬ:
1.Общая характеристика метода комплексонометрии. 2. Индикаторы. 3. Титрование солей металлов. 4. Влияние кислотности растворов (рН). 5. Буферные растворы. 6. Использование метода при анализе лекарственных веществ.
ПЗ №19 ФГОС 2009 года – 2 –
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Какой метод носит название метода комплексонометрии? 2. Что такое комплексоны? 3. Охарактеризуйте комплекс трилона Б с металлом (Na2[MeTr]). 4. Перечислите индикаторы метода комплексонометрии. 5. Почему индикаторы метода комплексонометрии применяются в твердом виде? 6. Какие требования предъявляются к индикаторам? 7. Охарактеризуйте комплекс металла с индикатором (MeInd). 8. В какой среде ведут титрование? 9. Что используют для создания слабо-щелочной реакции среды? 10. Назовите состав аммиачно-буферной смеси. 11. Какое вещество является установочным веществом метода? 12. Чем обусловлена окраска до и после титрования?
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
В тетрадях для самостоятельных работ решите задачи: Задача №1 На титрование 10 мл раствора магния сульфата MgSO4 ∙ 7H2O с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/л и поправочным коэффициентом 1,01 было израсходовано 10,75 мл раствора Трилона Б. Опишите технику выполнения титрования. Напишите уравнения реакций. Рассчитайте титр, молярную концентрацию эквивалента и поправочный коэффициент раствора Трилона Б.
Задача №2 При количественном анализе кальция хлорида CaCI2 ∙ 6H2O было приготовлено разведение 5 – 100. На 10 мл приготовленного разведения было израсходовано 6,2 мл раствора Трилона Б с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/л и поправочным коэффициентом 1,02. Опишите технику выполнения титрования. Напишите уравнения реакций. Рассчитайте массовую долю хлорида кальция в растворе.
Задача №3 Рассчитайте массовую долю магния сульфата MgSO4 ∙ 7 Н2О в растворе, если было приготовлено разведение 5 – 50 и на титрование 10 мл приготовленного раствора было израсходовано 8,2 мл Трилона Б с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/л и поправочным коэффициентом 0,98. ПЗ №19 ФГОС 2009 года – 3 – На занятии студенты должны: I. Ответить на вопросы входного контроля. II. Выполнить практическую работу
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Приготовление стандартного раствора сульфата магния и определение точной концентрации раствора трилона Б. Цель: Закрепить навык стандартизации рабочего раствора по установочному (исходному) веществу. а) Приготовление стандартного раствора сульфата магния. Задание: Приготовить 100 мл раствора магния сульфата с молярной концентрацией эквивалента Сэ = 0,1 моль/л. Описать технику выполнения работы. Вычислить титр, молярную концентрацию эквивалента и поправочный коэффициент для раствора сульфата магния. Выполнение работы: Навеску сульфата магния получить у преподавателя. В мерную колбу на 100 мл поместить (через сухую воронку) навеску магния сульфата. Растворить в небольшом количестве(30-50 мл) воды очищенной. Довести объем до метки очищенной водой. Хорошо перемешать. Выполнить расчет по формулам: ; ;
Вывод: раствор магния сульфата-раствор с приготовленным титром.
б) определение точной концентрации раствора трилона Б.
В колбу для титрования поместить 5 мл приготовленного стандартного раствора сульфата магния (отмерить мерной пипеткой, промытой водой очищенной и приготовленным стандартным раствором сульфата магния),5 мл аммиачно-буферной смеси (отмерить мерной пробиркой) и 1/2 глазной лопаточки индикатора ЭХЧ. Титровать содержимое колбы раствором трилона Б до перехода окраски из вишнево-красной в синюю. Составить условие задачи. ПЗ №19 ФГОС 2009 года – 4 –
Выполнить расчет:
Сэ(Tрилон Б) ∙ Mэ(Tрилон Б) T(Tрилон Б) = ----------------------------- Сэ(МgSO4 ∙ 7Н2O) ∙ V(МgSO4 ∙ 7Н2O) ∙ К Сэ(Tрилон Б) = --------------------------------------------------- V(Tрилон Б) Сэ(Tрилон Б) К(Tрилон Б) = --------------------- Сэ(МgSO4 ∙ 7Н2O) Вывод:Раствор трилона Б-раствор с установленным титром.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3960)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |