Тема: Создание советского государства и гражданская война
( 1917 – 1920 г.г. ) Время – 2 часа Цель: - раскрыть условия и предпосылки создания государства диктатуры пролетариата в стране; - изучить программу большевиков по созданию социалистического государства. Задачи: - выявить механизм формирования органов власти в центре и на местах; - показать условия формирования и задачи нового социалистического права; - проанализировать процесс создания силовых структур страны. Основные вопросы: 1. Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. 2. Слом старого и создание нового государственного аппарата на местах и в центре. ВЦПК и СНК. 3. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания. Рефераты: 1. Конституция РСФСР 1918 года и ее значение. 2. Гражданская война и иностранная военная интервенция: причины, этапы, итоги (1918 – 1921 г.г.) 3. П Всероссийский съезд Советов. Литература:Бурганов А.Х. Была ли возможность создания демократического правительства после Октябрьской революции. //Отечественная история. – 1993. – N 3. Верт Н. История советского государства. 1990 – 1991 гг. – М., 2003. Власть и общество в условиях Гражданской войны (Глава из учебника) // Отечественная история.- 1998.- №3. Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории.- 1996.- №5. Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной думы // Вопросы истории.- 1998.- №2. Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории.- 1996.- №3. 57 Ганелин Р.Ш. 25 февраля 1917 г. в Петрограде // Вопросы истории.- 1998.- №7. Ганин А.В. О роли офицеров Генерального штаба в гражданской войне.// Вопросы истории. – 2004. – N 6. Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 г. // Отечественная история.- 1997.- №1. Гимпельсон Е.Г. Руководящие советские кадры: 1917 – 1920-е годы.// Отечественная история. – 2004. – N 6. – С. 61-67. Головатенко А. История России: спорные проблемы.- М.- 1993.- С.152-168 Интеллигенция у власти: Временное правительство в 1917 году. Международный семинар историков в Санкт-Петербурге // Отечественная история.- 1999.- №4. Люкшин А. 1917 год: вид из казармы // Родина.- 1997.- № 11. Семенникова Л. Октябрь 1917-го … Что же произошло?// Свободная мысль.- 1992.- №5. Солнцева С.А. 1917: кадровая политика революции в российской армии.// Отечественная история. – 2004. – N 3. Туркан Г.А. Была ли альтернатива большевистской власти? // Кентавр. – 1993. – N 5. Холяев С.В. Три февраля 1917 года.// Вопросы истории. – 2003. – N 7. Цветков В.Ж. Продовольственная политика деникинского правительства.// Вопросы истории. – 2004. – N 5 Шашкова О. Февральский излом // Свободная мысль.- 1997.- №3. Шевоцуков П. Гражданская война. Взгляд через десятилетия.// Свободная мысль. – 1992. – N 10. 59 Шмелёв Г.И. Национализация земли в теоретических схемах большевиков и в реальности.// Вопросы истории. – 2003. – N 2. Ярцев Б. Чернов, эсеры и большевистский режим. // Свободная мысль. – 1994. – N 5. СЕМИНАР № 16. Тема: "Россия, СССР : годы НЭП" Время – 2 часа Цели семинара: - проследить основные этапы становления Советского государства в начальный период его истории; - показать необходимость и историческое значение образования СССР. Задачи семинара: - выявить основные особенности НЭПа и ее отличие от прежних экономических политик; - изучить основные особенности советской индустриализации; - провести анализ основных этапов внутрипартийной борьбы за власть, выявить ее истоки, методы и последствия; - показать особенности Конституции СССР 1924 года и ее историческое значение; - показать специфику российской экономики начала 1920-х годов. Основные вопросы: 1. Экономический и политический кризис 1920-1921 г.г. 2. Сущность и значение НЭПа. Х1У съезд ВКП(б): курс на индустриализацию. 3. Национально – государственное строительство. 4. Общественно – политическая жизнь. 5. Образование СССР. Конституция СССР 1924г.
Рефераты: 1. Культура. Новый этап "культурной революции". 2. Цели СССР в области международных отношений. 3. Социальная политика страны. 4. Политика "военного коммунизма" сущность и причины отказа от нее. Литература:Белоцкая О. Онэпивание. // Родина. – 2001. – N 6. Биггарт Дм. Бухарин, культурная революция и истоки сталинизма (20 – е годы). // Отечественная история. – 1994. – N 2. Бровкин В.Н. Культура новой элиты, 1921 – 1925 гг. // Вопросы истории. – 2004. – N 8. Булдаков В.Н., Кабанов В.В. «Военные коммунизм»: идеология и общественное развитие // Вопросы истории.-1990.- №3. Быстрова И.В. Государство и экономика в 20-е годы: борьба идей и реальность // Отечественная история.-1993.-№3. Верт Н. История советского государства. 1990 – 1991 гг. – М., 2003. Войнов В. Кронштадт: мятеж или восстание? // Наука и жизнь.- 1991.- №6. Волобуев П., Кулешов С. Борьба за политическое лидерство // Вестник высшей школы.-1990.- №3-4. 64 Елизаров М.А. Ещё раз о причинах Кронштадтского восстания в марте 1921 г.// Отечественная история. – 2004. – N 1. Гимпельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ // Отечественная история.- 1993.- №2. Горинов М.М., Цакунов С.В. 20-е годы: становление и развитие новой экономической политики // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства.- М.-1991. Горинов М.М., Дощенко Е.Н. 30-е годы // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства.- М.-1991. Данилов В.П. Коллективизация: как это было // Страницы истории советского общества. Факты, проблемы, люди.- М.- 1989.- С.228-253. Данилов В.П., Зеленин И.Е. Организованный голод. К 70-летию общекрестьянской трагедии.// Отечественная история. – 2004. – N 5. СЕМИНАР № 17. Тема: " СССР в годы форсированной модернизации" Время – 2 часа Цели семинара: - выявить основные причины отказа от НЭПа в конце 20-х годов; - выявить когда и почему в стране был провозглашен курс на индустриализацию; - изучить основные направления и итоги индустриализации в социально-экономическом и культурном плане. Задачи семинара: - выявить причины и характер коллективизации в сельском хозяйстве; - показать ошибочность коллективизации и ее последствия для страны; - подвести итоги развития СССР к концу 30-х годов. Основные вопросы: 1. Приоритет в тяжелой промышленности и диспропорции в народном хозяйстве. 2. Насильственная коллективизация: уничтожение зажиточного крестьянства, жестокие репрессии, карточная система снабжения, голод и эпидемии 1932-1933 г.г. 3. Противоречивость развития СССР в 1920-30-е годы. Рефераты: 1. Поиск "врагов народа" и массовые репрессии. 2. Создание системы ГУЛАГа и использование труда заключенных. 3. Культурная революция в городе и деревне. 4. Борьба в руководстве партии по вопросам о модели, путях и методах модернизации страны. Литература:Бровкин В.Н. Культура новой элиты, 1921 – 1925 гг. // Вопросы истории. – 2004. – № 8. Горинов М.М., Цакунов С.В. 20-е годы: становление и развитие новой экономической политики // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства.- М.-1991. Горинов М.М., Дощенко Е.Н. 30-е годы // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства.- М.-1991. Данилов В.П. Сталинизм и советское общество. // Вопросы истории. – 2004. N 2. Зеленин И.Е. Кульминация «Большого террора» в деревне. Зигзаги аграрной политики (1937-1938 гг.).// Отечественная история. – 2004. – N 1. Зима В.Ф. Генрих Ягода и необъявленная война в советской деревне.// Отечественная история. – 2003. Коэн С. Бухарин: политическая биография. 1888 – 1938. – М., 1988. Лацис О. 30-е годы: кризисы, реформы, насилие // Свободная мысль.- 1991. СЕМИНАР № 18. Тема: "Борьба за власть в 20-е – 30-е годы в СССР" Время – 2 часа Цели семинара: - провести анализ драматической страницы послеоктябрьского периода и показать, что политика Сталина была не продолжением, а отрицанием дела большевизма; - дать характеристику резолюции Х съезда РКП(б) "О единстве партий"; - показать как складывались отношения большевистской партии с другими общественными организациями; - показать процесс формирования административно-командного управления страной и культа личности И.Сталина. Задачи семинара: - изучить причины и сущность массового террора 1930-х годов; - изучить сущность командно-административной экономики; - дать характеристику социальной политики советского руководства в 1930-е годы; - обосновать сущность тоталитаризма и основы тоталитарного режима в СССР. Основные вопросы: 1.Начало борьбы за власть. 2. "Новая оппозиция" в борьбе за власть. 3. 14 съезд ВКП(б) – его события и их влияние на дальнейшее развитие страны. 4. Оппозиция в конце 20-х – раскол, покаяние и последняя битва. Рефераты: 1. "Эволюционный виток" – партия и оппозиция. 2. 17 партийный съезд – "надвигающийся сумрак". 3. 1934 год – год противоречий. 4. Политический портрет Троцкого, Зиновьева, Каменева, Бухарина. Литература: Литвин А.Л. Красный и белый террор в России 1917-1922 // Отечественная история.- 1993.- №6. Быстрова И.В. Государство и экономика в 20-е годы: борьба идей и реальность // Отечественная история.-1993.-№3. Горинов М.М., Цакунов С.В. 20-е годы: становление и развитие новой экономической политики // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства.- М.-1991. Горинов М.М., Дощенко Е.Н. 30-е годы // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства.- М.-1991. Данилов В.П. Коллективизация: как это было // Страницы истории советского общества. Факты, проблемы, люди.- М.- 1989.- С.228-253. СЕМИНАР № 18. Тема : "Подготовка специалистов по социальной работе в ВУЗах Современной России. Проблемы и новые возможности". Время – 2 часа Цель семинара: - дать понятия об основных теоретических подходах и школах социальной педагогики; - дать знания о профессиональной деятельности социальных работников; - дать знания о подготовке специалистов этой отрасли. Задачи семинара: - изучить состояние проблемы подготовки специалистов учреждений социальной работы в теории и на практике; - определить возрастающие требования к кадрам социальных работников. Основные вопросы: 1. История становления профессии "социальный работник". 2. Подготовка бакалавров и магистров социальной работы. 3. Укрепление и развитие диалога образования, общества и человека, взаимодействие теории и практики. Рефераты: 1. Система управления социальной сферой и социальной политикой. 2. Особенности становления социальной работы как вузовского направления. 3. Центры практической социальной работы на базе ВУЗов.
Литература: Воронина Т.Д. – Подготовка специалистов по социальной работе в вузах России. / Философия, 2010 № 1 (9).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |