Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии развития личности по Э. Эриксону



2015-11-23 892 Обсуждений (0)
Стадии развития личности по Э. Эриксону 0.00 из 5.00 0 оценок




Младенчество (орально-сенсорная стадия) 0-1 г.

· Радиус значимых отношений – мать

· Психосоциальный кризис – базисное доверие – недоверие к миру

· Положительное новообразование – надежда – вера в разумность и надёжность мира

· Деструктивное образование – уход

· Ритуализация – обожествляющая

 

Раннее детство (мышечно-анальная) 1-3 г.

· Радиус значимых отношений – родители

· Психосоциальный кризис – автономия – стыд и сомнение

· Позитивное новообразование – воля

· Негативное ноовобразование – навязчиовсть

· Ритуализация – закон и порядок (рассудительная)

 

Возраст игры (локомторно-генитальная) 3-6 лет

· Радиус значимых отношений – семья

· Психосоциальный кризис – инициатива – вина

· Положительное новообразование – целеустремлённость

· Негативное новообразование – навязчивость

· Ритуализация – драматическая

 

Школьный возраст (латентная) 6-12 лет

· Радиус значимых отношений – школа, соседи

· Психосоциальный кризис – трудолюбие – неполноценность

· Позитивное новообразование – компетентность, умение

· Деструктивное новообразование – инертность

· Ритуализация – формальная (технологическая)

 

Подростковый возраст (пубертатная) 12-19 лет

· Радиус значимых отношений – группы сверстников

· Психосоциальный кризис – Эго-идентичность – смешение идентичности

Периодизация личностного развития:

0 - 1 год - Нормальная линия: доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок - родитель, удовлетворение потребности в общении с родителями

Аномальная линия: недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года - Нормальная лини: самостоятельность, уверенность в себе

Аномальная линия: сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда

3-5 лет - возраст игры, социальное качество- целеустремленность Нормальная линия: инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения. Аномальная линия: чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство, социальное качество- компетентность, стремление к достижению

Нормальная линия: трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков

Аномальная линия: чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность

11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность, социальное качество- верность

Нормальная линия: эгоидентичность (собственная уникальность), жизненное самоопределение поиск себя, формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения. Аномальная линия: диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет ранняя взрослость, социальное качество - любовь Нормальная линия: интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей. Аномальная линия: изоляция, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) - 60 лет средняя взрослость, социальное качество - забота Нормальная линия: творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими. Аномальная линия: застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе, ранняя инвалидность

 

3. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности.

 

Гуманистическая теория развития К. Роджерса. Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что:

• поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.

• люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют.

• люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Основные понятия в теории К. Р. Роджерса:

•самоактуализация,

•«Я-концепция»,

•конгруэнтность\неконгруэнтность.

•принятие.

Основные тенденции развития личности:

•индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации (основное стремление живого организма – сохранить и усилить себя);

•в соответствии со стремлением к актуализации поведение индивида представляет собой целенаправленную попытку удовлетворить потребность в актуализации в рамках той реальности, которую он переживает;

•индивид участвует в процессе оценивания своего опыта или поведения в соответствии с тенденцией к актуализации;

•опыт, способствующий усложнению и сохранению организма, субъективно оценивается положительно, а воспринимаемый как препятствие такому сохранению – оценивается как отрицательный;

•поведение индивида характеризуется приближением к положительно оцениваемым опытным данным и избеганием данных, получивших отрицательную оценку.

Гуманистическая теория А. Маслоу А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Иерархия потребностей:

• Физиологические потребности

• Потребности безопасности и защиты

• Потребность принадлежности и любви

• Потребности самоуважения

• Потребности в самоактуализации

Самоактуализация как высший мотив доступен не всем, а лишь незначительной части людей.

Когнитивное направление. Структурно-генетитческая теория Ж. Пиаже. У Ж.Пиаже основой периодизации является характеристика интеллекта. Согласно Ж. Пиаже:

• интеллект представляет собой частную форму адаптации организма,

• взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понимания,

•по мере развития мышление постепенно претерпевает все более сложные системные и структурные изменения.

Задачей генетического исследования интеллекта является определение различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия. В когнитивном развитии Ж. Пиаже было выделено четыре стадии:

• сенсомоторная (от 0 до 2 лет);

• интуитивная, или дооперациональная (от 2 до 7–8 лет);

• конкретных операций (от 7–8 лет до 11–12 лет);

• формальных операций (от 11–12 до 14–15 лет). Стадия формальных операций представляет собой последний этап в развитии интеллекта. В основе теории Ж. Пиаже лежит мысль о том, что в процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия внешней среды. Основной единицей исследования для Ж. Пиаже является схема, то есть, гибкая структура, которая в процессе роста ребенка может изменяться как количественно, так и качественно. Первоначально схемы имеют сенсомоторный характер, но позднее становятся когнитивными. Ж. Пиаже считал, что интеллект является конкретным примером биологической адаптации. Он постулировал, что все люди обладают двумя функциональными инвариантами – организацией и адаптацией. Адаптация заключает в себе два взаимно дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию, посредством которой индивид включает информацию в уже существующие структуры, и аккомодацию, посредством которой существующие структуры изменяются, чтобы отвечать требованиям изменяющейся внешней среды. Когнитивное развитие – это последовательное продвижение через четыре качественно различные стадии: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций.

Теория морального развития Л. Кольберга. В своих исследованиях Колберг выделил 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития.

I уровень: Страх наказания (до 7 лет).

1. Страх перед правом силы.

2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень: Совесть (после 16 лет).

5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Теория развития готовности К. Фишера.



2015-11-23 892 Обсуждений (0)
Стадии развития личности по Э. Эриксону 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии развития личности по Э. Эриксону

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (892)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)