Стадии развития личности по Э. Эриксону
Младенчество (орально-сенсорная стадия) 0-1 г. · Радиус значимых отношений – мать · Психосоциальный кризис – базисное доверие – недоверие к миру · Положительное новообразование – надежда – вера в разумность и надёжность мира · Деструктивное образование – уход · Ритуализация – обожествляющая
Раннее детство (мышечно-анальная) 1-3 г. · Радиус значимых отношений – родители · Психосоциальный кризис – автономия – стыд и сомнение · Позитивное новообразование – воля · Негативное ноовобразование – навязчиовсть · Ритуализация – закон и порядок (рассудительная)
Возраст игры (локомторно-генитальная) 3-6 лет · Радиус значимых отношений – семья · Психосоциальный кризис – инициатива – вина · Положительное новообразование – целеустремлённость · Негативное новообразование – навязчивость · Ритуализация – драматическая
Школьный возраст (латентная) 6-12 лет · Радиус значимых отношений – школа, соседи · Психосоциальный кризис – трудолюбие – неполноценность · Позитивное новообразование – компетентность, умение · Деструктивное новообразование – инертность · Ритуализация – формальная (технологическая)
Подростковый возраст (пубертатная) 12-19 лет · Радиус значимых отношений – группы сверстников · Психосоциальный кризис – Эго-идентичность – смешение идентичности Периодизация личностного развития: 0 - 1 год - Нормальная линия: доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок - родитель, удовлетворение потребности в общении с родителями Аномальная линия: недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди 1-3 года - Нормальная лини: самостоятельность, уверенность в себе Аномальная линия: сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда 3-5 лет - возраст игры, социальное качество- целеустремленность Нормальная линия: инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения. Аномальная линия: чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения 5-11 лет среднее детство, социальное качество- компетентность, стремление к достижению Нормальная линия: трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков Аномальная линия: чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность 11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность, социальное качество- верность Нормальная линия: эгоидентичность (собственная уникальность), жизненное самоопределение поиск себя, формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения. Аномальная линия: диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения 20-40 (45) лет ранняя взрослость, социальное качество - любовь Нормальная линия: интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей. Аномальная линия: изоляция, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение) 40 (45) - 60 лет средняя взрослость, социальное качество - забота Нормальная линия: творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими. Аномальная линия: застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе, ранняя инвалидность
3. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности.
Гуманистическая теория развития К. Роджерса. Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что: • поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. • люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют. • люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Основные понятия в теории К. Р. Роджерса: •самоактуализация, •«Я-концепция», •конгруэнтность\неконгруэнтность. •принятие. Основные тенденции развития личности: •индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации (основное стремление живого организма – сохранить и усилить себя); •в соответствии со стремлением к актуализации поведение индивида представляет собой целенаправленную попытку удовлетворить потребность в актуализации в рамках той реальности, которую он переживает; •индивид участвует в процессе оценивания своего опыта или поведения в соответствии с тенденцией к актуализации; •опыт, способствующий усложнению и сохранению организма, субъективно оценивается положительно, а воспринимаемый как препятствие такому сохранению – оценивается как отрицательный; •поведение индивида характеризуется приближением к положительно оцениваемым опытным данным и избеганием данных, получивших отрицательную оценку. Гуманистическая теория А. Маслоу А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Иерархия потребностей: • Физиологические потребности • Потребности безопасности и защиты • Потребность принадлежности и любви • Потребности самоуважения • Потребности в самоактуализации Самоактуализация как высший мотив доступен не всем, а лишь незначительной части людей. Когнитивное направление. Структурно-генетитческая теория Ж. Пиаже. У Ж.Пиаже основой периодизации является характеристика интеллекта. Согласно Ж. Пиаже: • интеллект представляет собой частную форму адаптации организма, • взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понимания, •по мере развития мышление постепенно претерпевает все более сложные системные и структурные изменения. Задачей генетического исследования интеллекта является определение различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия. В когнитивном развитии Ж. Пиаже было выделено четыре стадии: • сенсомоторная (от 0 до 2 лет); • интуитивная, или дооперациональная (от 2 до 7–8 лет); • конкретных операций (от 7–8 лет до 11–12 лет); • формальных операций (от 11–12 до 14–15 лет). Стадия формальных операций представляет собой последний этап в развитии интеллекта. В основе теории Ж. Пиаже лежит мысль о том, что в процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия внешней среды. Основной единицей исследования для Ж. Пиаже является схема, то есть, гибкая структура, которая в процессе роста ребенка может изменяться как количественно, так и качественно. Первоначально схемы имеют сенсомоторный характер, но позднее становятся когнитивными. Ж. Пиаже считал, что интеллект является конкретным примером биологической адаптации. Он постулировал, что все люди обладают двумя функциональными инвариантами – организацией и адаптацией. Адаптация заключает в себе два взаимно дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию, посредством которой индивид включает информацию в уже существующие структуры, и аккомодацию, посредством которой существующие структуры изменяются, чтобы отвечать требованиям изменяющейся внешней среды. Когнитивное развитие – это последовательное продвижение через четыре качественно различные стадии: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций. Теория морального развития Л. Кольберга. В своих исследованиях Колберг выделил 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития. I уровень: Страх наказания (до 7 лет). 1. Страх перед правом силы. 2. Страх быть обманутым и недополучить благ. II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет). 3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп. III уровень: Совесть (после 16 лет). 5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей. Теория развития готовности К. Фишера.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (892)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |