Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина



2015-11-23 1947 Обсуждений (0)
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина 0.00 из 5.00 0 оценок




Модель развития М.И. Лисиной.

Модель развития личности Л.И. Божович.

Экологическое направление Экопсихололгическая теория развития У. Бронфенбреннера.

Теория персонолизации А.В. Петровского. Личность рассматривается А. В. Петровским как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа развития личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации. Им выделяются три основных процесса развития личности:

•адаптация – как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического;

•индивидуализация – как выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, становление индивидуальности;

•интеграция – как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение себя.

2. Периодизация психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (Леонтьев, Эльконин, Божович, Фельдштейн) как попытки преодоления дуализма в понимании соотношения развития аффективно-потребностной и познавательных сфер.

 

Периодизация психического развития А.Н. Леонтьева.По А.Н. Леонтьеву в основе периодизации развития лежит психологическая теория деятельности. Движущей силой развития выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями. Понятие ведущей деятельности и разные виды деятельности рассматриваются как линии развития. При этом центральной линией развития для данного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побочными – все остальные виды деятельности. В качестве основных видов деятельности, последовательно развертывающихся в онтогенезе, выступают:

•игра (ранний дошкольный возраст),

•учение (школьный возраст),

•труд (взрослые возраста).

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.Являясь учеником Выготского Л.С. и разделяя взгляды Леонтьева, Эльконин Д.Б. строит свою теорию психического развития на фундаменте психологической теории деятельности.

Автор разделил все виды деятельности на две группы:

1.Группа коммуникативных видов деятельности, в основе которых лежат отношения, развертывающиеся в системе «ребенок – общественный взрослый»

2.Предметные виды деятельности, в основе которых лежат отношения в системе «ребенок – общественный предмет» Ход развития определяется от системы «ребенок – общественный взрослый» к системе «ребенок – общественный предмет».

Второй критерий периодизации Д.Б.Эльконина – деление психики на две сферы: мотивационно-потребностную и сферу операционно-технических возможностей.

Таким образом, развитие, по Эльконину, – чередование первой и второй системы:

1) непосредственно-эмоциональное общение (младенческий возраст);

2) предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство);

3) ролевая игра, т.е. ролевое общение (дошкольный возраст);

4) учебная деятельность (младший школьный возраст);

5) интимно-личное общение (подростковый возраст);

6) учебно-профессиональная деятельность (юношеский возраст).

Периодизация психического развития М.И. Лисиной. Отталкиваясь от психологической деятельности Леонтьева, М.И.Лисина разработала свою теорию развития общения. Автор рассматривает общение как коммуникативную деятельность. Потребность в общении направляет в развитии ребенка. При этом большое значение имеет содержание и форма общения.

Основные положения теории:

1. Мотивом деятельности общения является партнер по общению. Мотивы бывают: - познавательные; - деловые; - личностные.

2. Целью деятельности общения является достижение общего результата в усвоении детьми общественно-исторического опыта человечества.

3. Средствами общения являются: - экспессивно-мимические движения (выражает содержание передаваемого); - предметные действия (изображает содержание передаваемого); - речевые операции (обозначает содержание передаваемого).

4. Условия деятельности общения определяются временем и местом общения.

Таким образом, в периодизации развития общения выделяются следующие четыре формы общения у детей от рождения до семи лет:

1. Ситуативно-личностное общение ребенка с взрослым (0 – 6 мес.) (общение ограничено рамками ситуации; эта форма имеет вид «комплекса оживления»).

2. Ситуативно-деловое общение (6 мес. – 2 года) (общение происходит в рамках совместной деятельности; эмоциональных контактов ребенку уже недостаточно, ему необходимо сотрудничество с взрослыми).

3. Внеситуативно-познавательное общение (3 –5лет) (начинается с первых вопросов ребенка, который вырвался за рамки наглядной ситуации; главным источником информации является взрослый; ребенка интересует мир предметов и необходимым условием является уважение со стороны взрослых).

4. Внеситуативно-личностное общение (6 – 7 лет) (ребенок стремиться добиться взаимодействия, которое должно быть эмоционально окрашено; ребенок познает мир людей).

Периодизации развития личности А.В. Петровского. В соответствии с выделенными основными процессами в развитии личности А.В. Петровский выделяет три эпохи в развитии личности.

•Эпоха детства – процессы адаптации преобладают над процессами индивидуализации.

•Эпоха отрочества – процессы индивидуализации преобладают над процессами адаптации.

•Эпоха юности – процессы интеграции преобладают над процессами индивидуализации.



2015-11-23 1947 Обсуждений (0)
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1947)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)