Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Жанры художественного стиля




Тема 9. СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

План занятия:

Теоретический блок

· Языковые особенности художественного стиля речи

· Особенности художественного стиля и его признаки

· Сферы использования художественного стиля речи

· Жанры художественного стиля

· Роль предложения в тексте

· Текстообразующие функции предложения

Практический блок

· Анализ текстов художественного стиля

· Работа с текстами: определение стиля текста и выделение языковых особенностей каждого из них

· Выделение в текстах основных черт художественного стиля

· Различение подстилей и жанров художественного стиля

· Анализ текстов художественного стиля

· Составление текстов с использованием опорных выражений

 

Задания для СРО

Список литературы:

1. Русский язык: учеб. пособие для студ. каз. отд. ун-тов (бакалавриат) / Под ред. К.К. Ахмедьярова, Ш.К. Жаркынбековой. – Алматы: Изд-во «Қазақ ун-ті», 2008. – 226 с.

2.Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие/Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы.Мн.: «ТетраСистемс», 2001.544 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Художественный стиль – функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.



В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т.п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п.

Стиль художественной литературы имеет свою специфику. Он обслуживает эмоционально-эстетическую область деятельности личности. Основными свойствами художественного стиля являются: а) эстетическое; б) воздействие на эмоции: при помощи художественных образов оказывается воздействие на чувства и мыслей читателей; в) коммуникативное: способность вызывать отклик в сознании читателя, благодаря чему передаются мысли от одного человека к другому.

 

Художественный стиль
Сфера применения Сфера искусства, сфера художественной литературы
Основные функции Функция эмоционально-эстетического воздействия на читателя
Подстили Прозаический (эпический) Драматурги-ческий Поэтический (лирика)
Жанры Роман, повесть, рассказ сказка, эссе, новелла, очерк, фельетон Трагедия, драма, фарс, комедия, трагикомедия Песня, баллада, поэма, элегия стихотворение, басня, сонет, ода
Основные стилевые черты Образность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность; проявление творческой индивидуальности автора
Общие языковые особенности Использование стилистических средств других стилей, использование специальных изобразительно-выразительных средств – тропов и фигур

 

Художественный стиль речи выделяется не всеми учеными. Одни исследователи, выделяя среди функциональных стилей речи художественный стиль, его основными признаками считают:

§ использование его в художественных произведениях;

§ изображение с его помощью живой картины, предмета, состояния, передачу читателю чувств и настроений автора;

§ конкретность, образность и эмоциональность высказывания;

§ наличие особых языковых средств: слов с конкретным значением, со значением сравнения, сопоставления, слов в переносном употреблении, эмоционально-оценочных и т.д.

Другие ученые рассматривают его как язык художественной литературы, и понятия «художественный стиль», «стиль художественной литературы», «язык художественной литературы» считают синонимами.

 

Жанры художественного стиля

Жанр как понятие появился уже очень давно, еще в античном мире. В это же время появилась и типология жанров. Сегодня типологии текстов более строгие и обладают четкими границами. Причем применяются они во всех сферах жизни – в государственной деятельности, в профессиональных сферах, театре, медицине и даже быту.

Жанры в художественной литературе – это особый сложный вопрос. Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме.

ЭПОС(от греч. «повествование») – это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

ЛИРИКА(от греч. «исполняемое под лиру») – это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА(от греч. «действие») – обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии – водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр – это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.

эпос Эпопея крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.
Роман большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
Повесть художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.
Рассказ художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.
Сказка произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
Басня (от «баять» – рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.
лирика Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
Элегия жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
Сонет (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).
Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
Послание стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
драма Трагедия (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
Комедия (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
Драма («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
Водевиль жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
Фарс жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.
Лироэпические виды (жанры)   Поэма   (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
Баллада сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Вопросы для обсуждения и закрепления:

1. Дайте общую характеристику существующим стилям речи.

2. В каких случаях используется художественный стиль?

3. Назовите языковые особенности художественного стиля.

4. Охарактеризуйте художественный стиль на всех уровнях языка.

5. Какие жанры художественного стиля выделяют ученые?

Задание 1. Прочитайте предложения, записанные не по порядку. Восстановите текст.

1. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём. 2.Всё кругом быстро чернело и утихало. 3. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. 4. Побледневшее небо стало опять синеть. 5. Одни перепела изредка кричали. 6. Она почти наткнулась на меня в темноте и пугливо нырнула в сторону. 7. Поле неясно белело вокруг. 8. Небольшая ночная птица неслышно и низко мчалась на своих мягких крыльях. 9. Выйдя на опушку кустов, я побрёл по полю межой. 10. Отдельные предметы различались с трудом. 11. За ним громадными клубами вздымался угрюмый мрак.

· Что можно сказать? (Набор предложений, отрывок из рассказа…)

· Докажите, что это текст.

· Определите тип и стиль текста.

· С какой целью автор мог его написать?

· Какие языковые средства помогают автору выполнить поставленную задачу?

· Какому жанру соответствует текст? Отметьте признаки данного жанра.

 

Задание 2. Прочитайте стихотворение «Зима» Сергея Есенина

Вот уж осень улетела,

И примчалася зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей спасибо за труды.

Вот появилися узоры

На стеклах дивной красоты.

Все устремили свои взоры,

Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,

Ложится велой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.

(Сергей Есенин, 1911-1912)

· Что описал автор в данном стихотворении? Получится ли так же описать природу и зимнюю картину вашего города?

· Подберите эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогут в работе

Эпитеты – …

Метафоры – …

Олицетворения – …

Сравнения – …

· Попробуйте создать миниатюру «Падает снег». Замечательно, если у кого-то сложатся стихи. По окончании работы выберите лучшее произведение, получившееся в вашей группе.

Задание 3. Перед вами текст стихотворения С. Есенина «Звезды» (1911) с пропущенными тропами. Самостоятельно – «вместо поэта» – подберите наиболее соответствующие тексту слова, найдите синонимы. Обоснуйте выбор того или иного слова.

Звезды
Звездочки …, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу … ?
Частые звездочки, звездочки … !
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания … ?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце … ,
Звезды небесные, звезды … ?

  • Подберите синоним к слову «светлые».
  • Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.
  • Подберите синоним к слову «частые».
  • Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.
  • Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.
  • Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.

 

Задание 4. Найдите соответствия.

Эпитет 1. Сопоставление предмета, явления
Метафора 2. Образное определение
Сравнение 3. преуменьшение
Метонимия 4. Замена слов на основании смежности
Литота 5. Перенос свойств человека на неодушевленные предметы
Олицетворение 6. Сходство предмета по какому-либо признаку
Парцелляция 7. Употребление слов в обратном смысле с целью тонкой иронии и скрытой насмешки
Ирония 8. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Задание 5. Переделайте текст разговорного стиля в стиль художественной литературы. Заранее продумайте, какие средства на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне будете использовать при оформлении текста.

 

А) Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно – мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух – послушать значит. Слышу – вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла – в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну – мне же помощники не нужны!

Б) Боровое здорово покалечили за войну. Добрую половину изб сожгли. Скотины почти никакой не осталось. Сады повырубали. А какие сады были! Любо-дорого поглядеть! Обезлюдело село. Как наши пришли, так, может, шестая часть колхозников в селе оставалась, а может, и меньше. Кто сам ушел – на восток подался, кто – в партизаны, а кого фрицы в Германию угнали. Ой, худо было! Правда, в Боровом немец еще не так лютовал, как в соседних селах, а все-таки… Да что и говорить – разорил село. А теперь не узнать Борового…

 

Задание 6. «Краткость – сестра таланта», – сказал некогда А.П. Чехов. И это тут же доказали на практике многие писатели. Прочитайте рассказы, которые входят в число самых коротких рассказов в мире. Определите все особенности художественного стиля, присущие данным текстам. Выделите в каждом тексте основную мысль.

Решающий миг

Она почти слышала, как двери ее тюрьмы захлопываются.

Свобода ушла навсегда, теперь ее судьба в чужих руках, и никогда ей не увидеть воли.

В голове ее замелькали безумные мысли о том, как хорошо бы сейчас улететь далеко-далеко.

Но она знала, что скрыться невозможно.

Она с улыбкой повернулась к жениху и повторила: «Да, я согласна».

(Тина Милберн)

Невезение

Я проснулся от жестокой боли во всем теле. Я открыл глаза и увидел медсестру, стоящую у моей койки.

– Мистер Фуджима, – сказала она, – вам повезло, вам удалось выжить после бомбардировки Хиросимы два дня назад. Но теперь вы в госпитале, вам больше ничего не угрожает. Чуть живой от слабости, я спросил:

– Где я?

– В Нагасаки, – ответила она.

(Алан Е. Майер)

Задание 7. Ниже будут предложены ситуации, руководствуясь которыми нужно составить короткий рассказ так, чтобы он обладал всеми признаками художественного стиля. Задача – стать автором художественного текста, опираясь на ситуацию.

 

А) Пошел дождь, а я вышел из дома без зонта;

Б) Прошел дождь и на небе появилась радуга;

В) Рассвет я сегодня встретил в сосновом лесу.

  • Отметьте, какими языковыми особенностями обладает написанный вами текст.
  • Какие слова были использованы для создания картины в голове у читателя?
  • Легко ли воздействовать на чувства и мысли читателя с позиции автора текста?
  • Подумайте, какую тему вы хотели бы раскрыть в своем художественном произведении.

 

Задание 8. Удалите лишние слова, восстановив тем самым оригинальный текст стихотворения А. С. Пушкина:

Ветер по морю синему, глубокому гуляет

И маленький кораблик подгоняет и подгоняет;

А он весело бежит себе в пенящихся волнах

На поднятых и на раздутых от ветра парусах.

Бежит он мимо острова незнакомого крутого,

Бежит он мимо города прекрасного большого:

Огромные пушки с пристани звонко палят,

Кораблю немедленно к берегу пристать велят.

Задание 9.Проанализируйте следующие высказывания о чтении:

«Умение читать книги вовсе не равносильно грамоте» (Д. Писарев).

«Плохое чтение - как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно» (В. Сухомлинский).

«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт).

 

Задание 10.Прочитайте (прослушайте) текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ.

Вспыхает небо, разбужая ветер,

Проснувший гомон птичьих голосов –

Проклинывая все на белом свете,

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша:

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творчения пиша.

Но, выползя на миг из тины зыбкой,

Болотная, зеленовая тварь

Совает мне с заботливой улыбкой

Большой Орфографический словарь.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4076)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)