Жанры художественного стиля
Тема 9. СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ План занятия: Теоретический блок · Языковые особенности художественного стиля речи · Особенности художественного стиля и его признаки · Сферы использования художественного стиля речи · Жанры художественного стиля · Роль предложения в тексте · Текстообразующие функции предложения Практический блок · Анализ текстов художественного стиля · Работа с текстами: определение стиля текста и выделение языковых особенностей каждого из них · Выделение в текстах основных черт художественного стиля · Различение подстилей и жанров художественного стиля · Анализ текстов художественного стиля · Составление текстов с использованием опорных выражений
Задания для СРО Список литературы: 1. Русский язык: учеб. пособие для студ. каз. отд. ун-тов (бакалавриат) / Под ред. К.К. Ахмедьярова, Ш.К. Жаркынбековой. – Алматы: Изд-во «Қазақ ун-ті», 2008. – 226 с. 2.Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие/Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы.–Мн.: «ТетраСистемс», 2001.– 544 с. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК Художественный стиль – функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова. Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т.п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п. Стиль художественной литературы имеет свою специфику. Он обслуживает эмоционально-эстетическую область деятельности личности. Основными свойствами художественного стиля являются: а) эстетическое; б) воздействие на эмоции: при помощи художественных образов оказывается воздействие на чувства и мыслей читателей; в) коммуникативное: способность вызывать отклик в сознании читателя, благодаря чему передаются мысли от одного человека к другому.
Художественный стиль речи выделяется не всеми учеными. Одни исследователи, выделяя среди функциональных стилей речи художественный стиль, его основными признаками считают: § использование его в художественных произведениях; § изображение с его помощью живой картины, предмета, состояния, передачу читателю чувств и настроений автора; § конкретность, образность и эмоциональность высказывания; § наличие особых языковых средств: слов с конкретным значением, со значением сравнения, сопоставления, слов в переносном употреблении, эмоционально-оценочных и т.д. Другие ученые рассматривают его как язык художественной литературы, и понятия «художественный стиль», «стиль художественной литературы», «язык художественной литературы» считают синонимами.
Жанры художественного стиля Жанр как понятие появился уже очень давно, еще в античном мире. В это же время появилась и типология жанров. Сегодня типологии текстов более строгие и обладают четкими границами. Причем применяются они во всех сферах жизни – в государственной деятельности, в профессиональных сферах, театре, медицине и даже быту. Жанры в художественной литературе – это особый сложный вопрос. Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме. ЭПОС(от греч. «повествование») – это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события. ЛИРИКА(от греч. «исполняемое под лиру») – это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя. ДРАМА(от греч. «действие») – обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму. Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии – водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр – это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК Вопросы для обсуждения и закрепления: 1. Дайте общую характеристику существующим стилям речи. 2. В каких случаях используется художественный стиль? 3. Назовите языковые особенности художественного стиля. 4. Охарактеризуйте художественный стиль на всех уровнях языка. 5. Какие жанры художественного стиля выделяют ученые? Задание 1. Прочитайте предложения, записанные не по порядку. Восстановите текст. 1. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём. 2.Всё кругом быстро чернело и утихало. 3. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. 4. Побледневшее небо стало опять синеть. 5. Одни перепела изредка кричали. 6. Она почти наткнулась на меня в темноте и пугливо нырнула в сторону. 7. Поле неясно белело вокруг. 8. Небольшая ночная птица неслышно и низко мчалась на своих мягких крыльях. 9. Выйдя на опушку кустов, я побрёл по полю межой. 10. Отдельные предметы различались с трудом. 11. За ним громадными клубами вздымался угрюмый мрак. · Что можно сказать? (Набор предложений, отрывок из рассказа…) · Докажите, что это текст. · Определите тип и стиль текста. · С какой целью автор мог его написать? · Какие языковые средства помогают автору выполнить поставленную задачу? · Какому жанру соответствует текст? Отметьте признаки данного жанра.
Задание 2. Прочитайте стихотворение «Зима» Сергея Есенина Вот уж осень улетела, И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она. Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей спасибо за труды. Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты Снег падает, мелькает, вьется, Ложится велой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает. (Сергей Есенин, 1911-1912) · Что описал автор в данном стихотворении? Получится ли так же описать природу и зимнюю картину вашего города? · Подберите эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогут в работе Эпитеты – … Метафоры – … Олицетворения – … Сравнения – … · Попробуйте создать миниатюру «Падает снег». Замечательно, если у кого-то сложатся стихи. По окончании работы выберите лучшее произведение, получившееся в вашей группе. Задание 3. Перед вами текст стихотворения С. Есенина «Звезды» (1911) с пропущенными тропами. Самостоятельно – «вместо поэта» – подберите наиболее соответствующие тексту слова, найдите синонимы. Обоснуйте выбор того или иного слова. Звезды
Задание 4. Найдите соответствия.
Задание 5. Переделайте текст разговорного стиля в стиль художественной литературы. Заранее продумайте, какие средства на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне будете использовать при оформлении текста.
А) Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно – мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух – послушать значит. Слышу – вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла – в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну – мне же помощники не нужны! Б) Боровое здорово покалечили за войну. Добрую половину изб сожгли. Скотины почти никакой не осталось. Сады повырубали. А какие сады были! Любо-дорого поглядеть! Обезлюдело село. Как наши пришли, так, может, шестая часть колхозников в селе оставалась, а может, и меньше. Кто сам ушел – на восток подался, кто – в партизаны, а кого фрицы в Германию угнали. Ой, худо было! Правда, в Боровом немец еще не так лютовал, как в соседних селах, а все-таки… Да что и говорить – разорил село. А теперь не узнать Борового…
Задание 6. «Краткость – сестра таланта», – сказал некогда А.П. Чехов. И это тут же доказали на практике многие писатели. Прочитайте рассказы, которые входят в число самых коротких рассказов в мире. Определите все особенности художественного стиля, присущие данным текстам. Выделите в каждом тексте основную мысль. Решающий миг Она почти слышала, как двери ее тюрьмы захлопываются. Свобода ушла навсегда, теперь ее судьба в чужих руках, и никогда ей не увидеть воли. В голове ее замелькали безумные мысли о том, как хорошо бы сейчас улететь далеко-далеко. Но она знала, что скрыться невозможно. Она с улыбкой повернулась к жениху и повторила: «Да, я согласна». (Тина Милберн)
Невезение Я проснулся от жестокой боли во всем теле. Я открыл глаза и увидел медсестру, стоящую у моей койки. – Мистер Фуджима, – сказала она, – вам повезло, вам удалось выжить после бомбардировки Хиросимы два дня назад. Но теперь вы в госпитале, вам больше ничего не угрожает. Чуть живой от слабости, я спросил: – Где я? – В Нагасаки, – ответила она. (Алан Е. Майер) Задание 7. Ниже будут предложены ситуации, руководствуясь которыми нужно составить короткий рассказ так, чтобы он обладал всеми признаками художественного стиля. Задача – стать автором художественного текста, опираясь на ситуацию.
А) Пошел дождь, а я вышел из дома без зонта; Б) Прошел дождь и на небе появилась радуга; В) Рассвет я сегодня встретил в сосновом лесу.
Задание 8. Удалите лишние слова, восстановив тем самым оригинальный текст стихотворения А. С. Пушкина: Ветер по морю синему, глубокому гуляет И маленький кораблик подгоняет и подгоняет; А он весело бежит себе в пенящихся волнах На поднятых и на раздутых от ветра парусах. Бежит он мимо острова незнакомого крутого, Бежит он мимо города прекрасного большого: Огромные пушки с пристани звонко палят, Кораблю немедленно к берегу пристать велят.
Задание 9.Проанализируйте следующие высказывания о чтении: «Умение читать книги вовсе не равносильно грамоте» (Д. Писарев). «Плохое чтение - как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно» (В. Сухомлинский). «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт).
Задание 10.Прочитайте (прослушайте) текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ. Вспыхает небо, разбужая ветер, Проснувший гомон птичьих голосов – Проклинывая все на белом свете, Я вновь бежу в нетоптанность лесов. Шуршат зверушки, выбегнув навстречу, Приветливыми лапками маша: Я среди тут пробуду целый вечер, Бессмертные творчения пиша. Но, выползя на миг из тины зыбкой, Болотная, зеленовая тварь Совает мне с заботливой улыбкой Большой Орфографический словарь.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4678)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |