Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ. ФУНКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ



2015-11-23 3618 Обсуждений (0)
РОЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ. ФУНКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 4.75 из 5.00 4 оценки




Предложение может выполнять ряд текстообразующих функций (ролей). Знание механизма действия этих функций помогает понять не только структуру текста, но и его смысл, разобраться, каким образом развивается в нем информация, а следовательно, имеет большое значение для понимания внутритекстовых связей.

Функцию обобщения текста выполняет предложение, в котором содержится вывод из предыдущего текстообразования. Оно обычно начинается словами-сигналами обобщения: так, таким образом, в заключение отметим, из сказанного следует, из сказанного можно сделать вывод, из приведенных примеров видно, одним словом. Предложение, выполняющее функцию обобщения текста, обычно расположено в конце текста, его части, законченной по смыслу, или микротемы.

В художественных текстах, и прежде всего в драматургии, наиболее широко используются бессоюзные сложные предложения. В сценической речи богатство интонаций восполняет отсутствие союзов.

 

Задание 11. Какое из указанных ниже предложений должно быть первым в данном тексте? Объясните, почему. Попробуйте по очереди «вырывать» одно предложение из текста и объяснить, что изменится после этого.

 

1) … 2) Прошли века, и появилась камера-обскура (от лат. сamera – «комната» и obscurus – «темный») – приспособление для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. 3) Конструкция ее менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой посередине. 4) Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. 5) Изображение стало гораздо ярче, а потому устройство иногда называли камерой-люциной (от лат. сamera и lucinus – «светлый»). 6) … благодаря этому нехитрому устройству мы сегодня знаем, например, как выглядел Архангельск в середине 17 века: точную его «першпективу» сняли в те времена с помощью камеры-обскуры.

Первое изображение камеры-обскуры относится к 1545 году.

В середине 19 века был создан фотографический материал, доживший до наших дней – фотопластинки.

3) Великий греческий ученый Аристотель еще в 4 веке до н.э. описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие, рисует на стене тот пейзаж (перевернутый, тусклый, но без искажений), который виден за окном.
4) В 1890 году Дж. Истмен сконструировал первую портативную фотокамеру «Кодак» № 1, прототип всей современной фотографической техники.

 

Задание 12. Какое из указанных ниже предложений должно быть первым в данном тексте? Объясните, почему. Поменяйте предложения местами, проследите, как меняется смысл всего текста.

(1)... (2) Так, к началу XIX века на Земле проживал один миллиард чело­век, а к концу XX века – уже шесть миллиардов человек. (3) Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом. (4) Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5) Учёные установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов чело­век. (6) ... человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз.

 

1) Быстрый рост населения планеты называют демографическим взрывом.

2) Население планеты растёт медленно.

3) Население планеты очень быстро увеличивается.

4) По мнению учёных, биосфера Земли рассчитана на неограниченное количе­ство человек.

 

Задание 13. Какое место в этом тексте должно занимать предложение «Хотя есть и общечеловеческие свойства в любой речевой культуре». Возможно ли поменять некоторые из предложений местами и почему?

(1) Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую куль­туру. (2) Поэтому то, что свойственно речевой культуре одного народа, может быть совсем не свойственно речевой культуре другого народа. (3) Так, например, у каждого народа обязательно есть представления о правильности речи, её эталоне. (4) В каждой речевой культуре есть правила вежливости, хотя сами эти правила могут различаться. (5) ... можно говорить о русской, английской, ки­тайской и других речевых культурах как общечеловеческом феномене.

 

1) После 1-го предложения

2) После 2-го предложения

3) После 3-го предложения

4) После 4-го предложения

 

Задание 14. Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

«Любовь – факел, летящий в бездну, и только в это мгновение озаряющий всю глубину ее!

Любовь – это когда глухая печаль, плотно заполнившая меня, снова и снова захлестывалась какой-то дикой надеждой, преображалась и смешивалась с ней, и одно превращалось в другое – печаль, надежда, вечер; и внезапно меня охватило странное ощущение, будто именно это и есть жизнь, жизнь в самом глубоком смысле, а может быть, даже и счастье: любовь, к которой примешивалось столько тоски, страха и молчаливого понимания.

Любовь зарождается в человеке, но никогда не кончается в нем. И даже если есть все: и человек, и любовь, и счастье, и жизнь, – то по какому-то страшному закону этого всегда мало, и чем большим это кажется, тем меньше оно на самом деле.

Мне хотелось, чтобы она была для меня нежданным подарком, счастьем, которое пришло и снова уйдет, – только так. Я не хотел допускать и мысли, что это может быть чем-то большим. Я слишком хорошо знал: всякая любовь хочет быть вечной, в этом и состоит ее вечная мука. Не было ничего прочного, ничего».

(Эрих Мария Ремарк)

· К какому стилю можно отнести данный текст?

· Какой извечной теме посвящены строки автора?

· Проанализируйте, с помощью каких средств каждое последующее предложение связывается с предыдущим.

· Подчеркните все синонимы, использованные в тексте.

· Отметьте слова, которые являются ключевыми в данном тексте.

· Рассмотрите последнее предложение: завершает ли оно мысль, или же требует после себя продолжения?

· Отметьте все синтаксические особенности данного отрывка, которые позволяют отнести этот текст к стилю художественной литературы.

 

Задание 15. Объясните значение русских народных пословиц. Опишите ситуацию, в которой можно было бы употребить пословицу.

· Мягкое дерево – для червей добыча, мягкий человек – для всякого добыча.

· У каждого человека есть своя высота.

· В умной беседе быть – ума прикрепить, а в глупой – и свой растерять.

· На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость.

· Учись доброму, так худое и на ум не придет.

· Маленький мир лучше большой ссоры.

· Человек без друзей, что дерево без корней.

 

Задания для СРО:

1. Прочитайте рассказ И. Бунина (на выбор), проделайте анализ текста на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

2. Назовите основные стилевые черты рассказа.

3. Выпишите эмоционально-оценочные слова.

4. Выпишите слова, использованные в переносном значении.

 



2015-11-23 3618 Обсуждений (0)
РОЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ. ФУНКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: РОЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ. ФУНКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3618)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)